Почему СССР не смог высадиться на Луну раньше США?

Почему СССР не смог высадиться на Луну раньше США?

Пожалуй, одна из самых известных цитат XX века была произнесена 20 июля 1969 года. «Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для человечества». Нил Армстронг произнес эти слова сразу же после того, как стал первым человеком на Луне.

Соединенные Штаты и Советский Союз имели первоклассные космические программы, почему же США удалось опередить СССР?

Валентин Глушко и Сергей Королев

Валентин Глушко и Сергей Королев

Глушко делал топливо для ракетных двигателей и был глубоко прагматичен.

Королев изначально был авиаконструктором, но был очень эффективным координатором и организатором.

Он наблюдал за первыми успехами Советского Союза в космосе и был одной из движущих сил программ, которые вывели на орбиту собаку Лайку (первую в космосе) и Юрия Гагарина (первого человека в космосе).

Он был сторонником использования твердого ракетного топлива для ракеты Н-1. Более стабильный и менее дорогой твердотопливный двигатель больше подходил для создания в Советском Союзе межконтинентальных баллистических ракет, которые должны были постоянно находиться наготове.

Не пропустите:  5 самых влиятельных президентов Африки XX века

Королев предпочел использовать жидкий водород, который требовал большей инфраструктуры для поддержания правильной температуры и был более дорогим.

Была создана комиссия для оценки этих двух видов топлива, и был выбран жидкий водород, требующий больших затрат энергии и ресурсов, который был поддержан Королевым.

Глушко отказался принимать решение и продолжил разработку твердого топлива параллельно с официальным проектом.

После плановой операции Сергей Королев скончался 14 января 1966 года. Ему было 59 лет.

Его смерть стала невероятным ударом по советской космической программе. При отсутствии собственных организационно-управленческих возможностей советская космическая программа работала неуклюже, но неэффективно.

Неисправные ракеты

Неисправные ракеты

У советских инженеров были большие планы на ракету Н-1. Изначально она была рассчитана на 600 тонн тяги — огромное количество.

Для сравнения, после старта ракета-носитель SpaceX будет иметь на взлете 150 тонн тяги. Сатурн V, самая мощная ракета в США, имела максимальную тягу 140 тонн. Советские инженеры остановились на чем-то более реалистичном — 75-тонной тяге.

Как и многие проблемы проектирования в СССР, по крайней мере некоторые из фундаментальных проблем были связаны с деньгами: отсутствие финансирования. Отсутствие денег означало, что где-то надо было «срезать углы».

Не пропустите:  20 удивительных фактов о фараоне Тутанхамоне

Двигатели Н-1 имели новую конструкцию, которая, возможно, была слишком сложной. На самом деле на в Н-1 входило 30 ракетных двигателей.

Это требовало пристального внимания к деталям — все они должны были стартовать одновременно.

Как вы синхронизировать векторы тяги и вращения стольких двигателей одновременно? А что, если один или два откажут?

Эти потенциальные аварии требуют серьезного внимания и могут быть устранены путем создания новой дорогостоящей наземной испытательной установки. Но она будет стоить денег и времени на строительство.

Все четыре попытки запустить ракету Н-1 провалились: либо не стартовали, либо взорвались.

Один из запусков ракеты Н-1 привел к одному из самых крупных неядерных взрывов в истории человечества, который можно было увидеть с расстояния 56 км. Стартовая площадка, на строительство которой ушло больше года, была разрушена.

20 июля 1969 года

20 июля 1969 года

Отсутствие четкой цели в сочетании с осознанием того, что США превосходят СССР по своему ядерному арсеналу, означало, что средства были переброшены на программы Советского Союза по МБР.

Не пропустите:  Че Гевара - факты, биография и наследие

Соединенные Штаты фактически выиграли космическую гонку, отправив двух человек на Луну в Рождество 1968 года.

Николай Каманин — известный советский летчик и руководитель программы подготовки космонавтов в Советском Союзе, на следующий день записал в своем дневнике, что «этот праздник омрачен осознанием упущенных возможностей и печалью, что сегодняшних людей, летящих на Луну, зовут не Валерий Быковский, Павел Попович или Алексей Леонов, а Фрэнк Борман, Джеймс Лоуэлл и Уильям Андерс.

Менее чем через год, 20 июля 1969 года, американский флаг будет установлен на Луне.