Нынешняя нестабильность в различных частях бывшего Советского Союза может подтолкнуть к выводу о том, что Россия теряет контроль над ближайшими соседями. Да, в некоторых регионах влияние ослабло — потеря Украины неоспорима и имеет серьезные последствия.
Однако нынешняя ситуация не свидетельствует об ослаблении, а, напротив, демонстрирует обратное: Россия работает над решением проблемы Нагорного Карабаха и Белоруссии и делает это в соответствии со своими принципами. Между тем Запад не имеет реальных рычагов воздействия ни на один из этих вопросов.
В Нагорном Карабахе наша страна безоговорочно поддерживает Армению, своего союзника по Организации Договора о коллективной безопасности, чей контроль над Нагорным Карабахом основан на российской военной поддержке. Неправильно предполагать, что в Белоруссии Москва полностью поддерживает авторитарного лидера Александра Лукашенко, который уже давно претендует на дружбу с Путиным, хотя и не всегда оправдывает ее.
Путин устала от двуличного поведения Лукашенко и хотел бы, чтобы в Минске произошли изменения. Он также может согласиться на некоторые изменения в Нагорном Карабахе — если это произойдет на условиях Кремля или, по крайней мере, на условиях, которые ему понятны.
Истинная цель Путина в этих конфликтах между соседями заключается не в том, чтобы поддерживать отдельные стороны или отдельных лиц, а в том, чтобы защищать принципы, которые он ценит. Он хочет делегитимизировать «народные революции» как средство передачи власти; он также хочет показать, что западный интервенционизм, с его продвижением демократии, бесплоден в целом и нежелателен в России в частности.
Разыгрывается та же философия, которая направляла появление российских войск в Сирии.
Путин хочет делегитимизировать «народные революции» как средство передачи власти
В Белоруссии, например, Москва все еще может поддержать Лукашенко, но на самом деле она уже работает над его заменой. Этот процесс займет некоторое время, и Лукашенко выскажет свое мнение о сроках его ухода.
Возможно, что недавняя встреча с представителями оппозиции в тюрьме была частью этого процесса. Светлана Тихановская — лидер оппозиции, живущая сейчас в Литве и вероятный реальный победитель в фальсифицированных выборов, скорее всего, рассматривалась Кремлем как «переходный вариант».
И в Европе тоже. Россия с самого начала уклонялась от европейских призывов к соблюдению законности, правопорядка и прав человека, посредничеству ОБСЕ.
Владимир Путин на прошлой неделе изложил свою позицию, хотя и несколько лицемерно, когда сказал: «Россия не вмешивалась в происходящее [в Беларуси]. И мы ожидаем, что никто не будет вмешиваться. Никто не должен провоцировать этот конфликт, чтобы продвигать свои интересы и навязывать белорусскому народу какие-то решения».
Нагорный Карабах — это другой тип конфликта, этнотерриториальный, и новый виток военных действий, спровоцированный поддержкой Азербайджана Турцией, может свидетельствовать о том, что Россия столкнулась с конкурирующей силой по соседству. Москва понимает Анкару и научился с ней работать.
Обе столицы далеко не союзники: их цели на Ближнем Востоке часто прямо противоположны друг другу. Но обе понимают, что нуждаются друг в друге, потому что не могут достичь своих целей без согласия друг друга.
Самое главное, что в глазах Кремля турецкое правительство руководствуется рациональными целями: укрепление своей власти внутри страны, усиление влияния за рубежом, обеспечение экономических интересов и интересов безопасности. В этом отсутствует какой-либо «западный подход», ориентированный на правила.
Азербайджан также проводил свою внешнюю политику, не бросая вызов России, хотя порой и расходился с Москвой. Поэтому у Путина могут быть причины помогать Армении, но у него нет причин наказывать Азербайджан, который был примером образцового поведения среди бывших советских республик.
Шаткое перемирие в Нагорном Карабахе
В Нагорном Карабахе Москва инициировала перемирие между сторонами, хотя, по общему признанию, и шаткое. Представители западной контактной группы в основном остались в стороне.
Европейцы пытались различными способами повлиять на ситуацию в Белоруссии. Литва, например, организовала публичные демонстрации солидарности с белорусской оппозицией и призвала к жестким санкциям против режима. Франция сделала ставку на диалог с Путиным, пытаясь убедить его согласиться на посредничество ОБСЕ.
В августе лидеры ЕС коллективно приложили все усилия, чтобы послать Москве сигнал об их сдержанности и нежелании «геополитизировать» конфликт — в надежде, что Москва оценит эту позицию, позволив «политическому переходу в армянском стиле без геополитического соперничества» вокруг него.
Все безрезультатно. После двухнедельного ожидания после выборов в Кремле приняли решение и приступили к реализации переходной стратегии, которая сохраняет лицо Лукашенко; увеличивает влияние России в Белоруссии; приводит к власти приемлемого для Москвы лидера; удерживает и Запад, и ОБСЕ в стороне; и, самое главное, демонстрирует, что народная революция не является эффективным способом смены власти.
Можно представить себе сценарии, в которых Путин мог бы пересмотреть свой подход, изменить свою стратегию и даже обратиться к базирующейся в Литве оппозиции. Но все это произойдет только из-за событий внутри самой Беларуси — таких, как забастовки, парализующие страну, или раскол и распад режима, а не из-за того, что делает или говорит Запад.