Каждый день наше информационное пространство пополняется новостями. Многие из этих новостей фальшивые. Они могут быть такими же опасными, как и оружие — поскольку могут вызывать конфликты не только в Фейсбуке, но и на улицах городов. Неудивительно, что «информационной войне» уделяется больше внимания, чем обычной войне, так как она буквально является оружием массового уничтожения разума.
Земля, здравоохранение, тарифы, МВФ, ЕС, эмиграция. Некоторые мифы, связанные с этими темами, знакомы украинцам уже много лет, некоторые из них только набирают обороты в информационном пространстве. Все они, в конечном счете, вредят демократическому развитию Украины и благополучию народа. В этой статье представлены 6 главных мифов 2019 года, популярных в Украине.
6. Зеленский сократит расходы на жилищно-коммунальное хозяйство
Этот миф возник накануне последних президентских выборов и нашел благодатную почву среди людей, недовольных высокими ценами на государственные услуги. Украинцы ожидали, что новый президент снизит тарифы на коммунальные услуги в течение первых ста дней своего правления, и команда президента не спешила рассеивать эти ожидания.
На самом деле:
Президент не может снижать тарифы на коммунальные услуги, в том числе и на газ. Правительство несет ответственность за условия жизни людей, поэтому может наложить «специальные обязательства» на поставщиков [предоставлять услуги по фиксированной цене]. Президент может приостанавливать действие актов Кабинета Министров Украины, но только в том случае, если есть основания считать их неконституционными. Для этого он должен подать апелляцию в Конституционный суд.
5. С 2014 года 9 млн человек покинули Украину
Этот миф существует с 2014 года, когда в результате войны многие уехали в Россию, а вопрос о «многочисленных мигрантах из Украины» был поднят некоторыми восточноевропейскими политиками, чтобы избежать проводимой ЕС политики приема мигрантов из Сирии.
Поскольку последняя перепись населения в Украине была проведена в 2001 году, а данные о численности населения очень неточны, есть всевозможные спекуляции о численности мигрантов. Например, некоторые политики, используя данные Международной организации по миграции, утверждают, что с 2014 года из Украины навсегда уехало от 6 до 9 миллионов человек.
На самом деле:
Точное количество украинцев, которые покинули страну навсегда, не известно. Но уж точно нельзя говорить о миллионах, которые уехали с 2014 года. Например, Международная организация по миграции сообщает, что с начала XX века из Украины уехали около 8 миллионов человек. ООН и Всемирный банк утверждают, что 5,9 миллиона украинцев живут за границей, в том числе те, кто родились в Украине в советское время и продолжили жить в других постсоветских странах после распада СССР в 1991 году.
Количество трудовых мигрантов оценивается примерно в 2,5-3 млн человек. Эти люди обычно перемещаются туда и обратно между Украиной и принимающей страной. Следующая перепись населения запланирована на 2020 год.
4. Торговля с ЕС нанесла ущерб украинской экономике
Пророссийские силы в Украине культивируют множество мифов. Одним из самых примечательных заключается в том, что торговля с ЕС убыточна для Украины. ЕС якобы установил квоты на украинские товары, но возобновление товарооборота с Россией может помочь в этой ситуации.
На самом деле:
Большинство украинских предприятий воспользовались Зоной свободной торговли с ЕС. Это позволяет им выходить не только на рынок ЕС, но и на другие рынки (Азия, Ближний Восток, Африка).
Часто упоминаемые квоты фактически являются тарифными, и по истечении срока их действия украинские компании продолжают экспортировать продукцию, уплачивая только таможенные пошлины.
3. МВФ уничтожает Украину
В информационном пространстве Украины главным врагом их государства является не Россия, а МВФ. МВФ хочет «убить» украинских пенсионеров, продать землю иностранцам и олигархам, вырубить деревья и поднять тарифы на газ. Фраза украинского политика Вадима Рабиновича о том, что «все, включая младенцев, должны МВФ по $10 000», уже несколько лет транслируется по нескольким телеканалам.
На самом деле:
МВФ оказывает «экстренную финансовую помощь» странам, переживающим кризис и макроэкономическую нестабильность — быстрое обесценивание валюты, отток капитала и экономические спады, — чтобы стабилизировать макроэкономическую ситуацию и не допустить распространения кризиса на другие страны.
МВФ предоставляет кредиты в обмен на структурные реформы, которые могут быть сопряжены с определенными трудностями. С 2014 года программы МВФ с Украиной включают внедрение инфляционного таргетирования и очистку банковского сектора, сбалансированную бюджетную политику, введение рыночных цен на энергоресурсы (энергетический пакет ЕС III), приватизацию, реформирование пенсионной системы, образования, здравоохранения. Все эти реформы необходимы для устойчивого роста. Более того, программы МВФ не навязываются, а согласовываются сотрудниками фонда с украинскими чиновниками.
Долг Украины перед МВФ составляет около $13 млрд, или чуть более $300 на человека.
2. Супрун отменила бесплатную медицинскую помощь
Почти все крупные телеканалы называют бывшего исполняющего обязанности министра здравоохранения Ульяну Супрун «доктором Смерть». Оказывается, она убила бесплатную медицинскую помощь в Украине.
На самом деле:
Нельзя убить то, что существует только на бумаге. Конституция Украины (статья 49) обещает бесплатную медицинскую помощь в государственных больницах. На самом деле, украинцы уже давно оплачивают почти половину всех медицинских расходов из собственного кармана.
В частности, реформа здравоохранения в Украине предусматривает введение «гарантированного пакета медицинских услуг». Сегодня он включает в себя практически все медицинские услуги, кроме стоматологии и эстетической хирургии.
Идея реформы здравоохранения — перестать финансировать неэффективные больницы и платить только за качественные услуги и сосредоточиться на профилактике, которая дешевле лечения.
1. Священную украинскую землю скупают иностранцы и Сорос
Мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения был введен в октябре 2001 года, когда был принят Земельный кодекс. С тех пор он продлевался более 20 раз. Согласно Земельному кодексу, он должен истечь «с принятием закона об обороте земель». Закон был принят в первом чтении в ноябре 2019 года, а второе голосование должно было состояться в декабре 2019 года. Но оно провалилось из-за политических атак и уличных протестов. Лозунг протестующих: «Они хотят купить украинскую землю за мизерную цену, а затем перепродать».
На самом деле:
В 2018 году Европейский суд по правам человека постановил, что мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения в Украине ограничивает права землевладельцев, поскольку они не могут полностью распоряжаться своей собственностью.
Кроме того, мораторий снижает общую эффективность сельского хозяйства за счет сохранения неэффективных предприятий в бизнесе из-за низких цен на аренду и отсутствия стимулов для долгосрочных инвестиций.
Приток иностранных инвесторов на украинский земельный рынок маловероятен, поскольку инвестиционный климат и судебная система далеки от совершенства. Кроме того, действующий законопроект ограничивает площадь, которая может находиться в собственности одного физического или юридического лица, а также ограничивает право собственности иностранцев на землю. Вполне вероятно, что эти ограничения будут усилены в окончательной редакции закона. Также предлагается провести референдум о разрешении иностранцам покупать землю.
Согласно расчетам, введение рынка земли ускорит экономический рост в Украине. И чем меньше будет ограничений, тем большим будет эффект роста.