В этой статье мы попытаемся ответить на вопрос: является ли «теневой флот» действенным средством для обхода введенных в отношении России санкций?
До спецоперации в Украине в феврале прошлого года Европа была крупнейшим потребителем нефти, которая обеспечивала Москве ее богатство, и она превосходила по объему даже внутренний рынок России. Но после того, как в прошлом году европейские страны запретили импорт большей части российской нефти, России пришлось продавать больше в другие страны, например, в Китай и Индию.
Однако перед Россией по-прежнему стоит дилемма. Россия не может транспортировать свою нефть в эти страны так же, как в Европу, а ее собственный танкерный флот не может перевезти всю нефть. Необходимо больше судов.
Но США и их союзники также ввели ограничения, не позволяющие танкерам и судоходным компаниям перевозить российскую нефть, если она не продается по цене $60 за баррель или ниже.
Urals продают по значительно заниженным ценам
В настоящее время главная российская нефть марки «Юралс» продается ниже этой цены. Но ситуация может измениться. Поэтому России придется прибегнуть к услугам танкеров, готовых обойти санкции, чтобы транспортировать свою нефть в более отдаленные места в Азии или других странах. В нефтяной промышленности это известно как «теневой флот».
Эрик Брукхейзен, аналитик Poten & Partners, брокерской и консалтинговой компании, специализирующейся на энергетике и морском транспорте, говорит, что теневой флот состоит из 200-300 судов. «Многие из этих судов были куплены в последние месяцы в преддверии запрета ЕС», — говорит он. «Единственная цель этих судов — транспортировка российской сырой нефти, хотя для обычных владельцев это было бы незаконно».
Брукхейзен говорит, что использование теневых плотов является обычной практикой и уже давно используется Ираном и Венесуэлой для обхода западных нефтяных санкций. «Так что русские просто берут страницу из той же книги и в точности копируют то, что сделали иранцы и венесуэльцы, — говорит он. «Главное отличие заключается в том, что Россия является крупнейшим в мире экспортером нефти».
Большинство судов в теневых флотах принадлежат оффшорным компаниям в странах с более мягкими правилами судоходства, таких как Панама, Либерия и Маршалловы острова, говорит Базил Карацас, управляющий директор нью-йоркской консультационной фирмы Karatzas Marine Advisors.
«Судно может сменить название. Оно может сменить владельца по пути следования», — говорит он. «Так что судно может прибыть в порт с определенным названием, а когда оно прибудет в другой порт, это может быть то же самое судно с другим названием и другим владельцем».
Или же они могут скрытно перемещать нефть, перебрасывая ее с судна на судно посреди океана.
Опасения того, что даже санкции будут применены, не очень сильны
Владельцы, управляющие теневыми танкерами, имеют ограниченные связи с американскими или европейскими властями или банками, поэтому их страх даже попасть под санкции невелик. Обеспечить соблюдение правил сложно. Карацас говорит, что соотношение риска и доходности благоприятно для владельцев теневых танкеров. «Если вы зарабатываете $10-20 за баррель, вы можете распределить их между собой. Если на судне миллион баррелей нефти, вы можете заработать от $5 млн до $10 млн за рейс», — говорит он. «Если бы вы могли делать это пять раз в год… вы увидите, что это экономически выгодно».
Карацас говорит, что танкеры теневого флота, как правило, старые и ветхие. Но после начала боевых действий в Украине они стали очень ценными из-за своего груза. «В феврале 2022 года 20-летнее судно оценивалось почти как металлолом», — говорит он, добавляя, что они могут легко удвоиться в цене. Сейчас эти суда стоят $40 млн в год».
Крейг Кеннеди из Центра российских евразийских исследований Дэвиса в Гарварде говорит, что в настоящее время любое судно может перевозить российскую нефть на законных основаниях, поскольку она продается по ценам ниже предельного уровня, установленного западными странами. Но если цена поднимется выше $60 за баррель, перевозчикам придется дважды подумать.
Кеннеди говорит, что Россия имеет значительный флот, но может перевозить по морю менее 20% своего экспорта нефти. «Кремль должен принять трудное решение. Сократить ли производство или снизить цены?».
Но при таком прибыльном бизнесе — и при малой вероятности быть пойманным — возможно, больше танкеров удастся привлечь к теневому флоту.
Россия сокращает добычу нефти на 5% после вступления в силу санкций
Россия сократит добычу сырой нефти на полмиллиона баррелей в день с марта, чуть более чем через два месяца после того, как крупнейшие экономики мира ввели ограничение цен на морской экспорт.
«Мы не будем продавать нефть тем, кто прямо или косвенно соблюдает принципы ограничения цен», — говорится в заявлении вице-премьера России Александра Новака. «В связи с этим Россия добровольно сократит добычу на 500 000 баррелей в день в марте. Это поможет восстановить рыночные условия».
Сокращение эквивалентно примерно 5% российского производства нефти.
Фьючерсные цены на нефть марки Brent, мировой эталон, в пятницу выросли на 1,7% до $86 за баррель, так как трейдеры ожидали сокращения мирового предложения. Американская нефть также подорожала на 1,7% до $79 за баррель.
В июне ЕС согласился постепенно прекратить весь импорт российской нефти по морю в течение следующих шести месяцев в рамках масштабных западных санкций, направленных на ограничение возможностей Москвы финансировать спецоперацию в Украине.