Эффективен ли «теневой флот» для обхода санкций?

Эффективен ли "теневой флот" для обхода санкций?

В этой статье мы попытаемся ответить на вопрос: является ли «теневой флот» действенным средством для обхода введенных в отношении России санкций?

До спецоперации в Украине в феврале прошлого года Европа была крупнейшим потребителем нефти, которая обеспечивала Москве ее богатство, и она превосходила по объему даже внутренний рынок России. Но после того, как в прошлом году европейские страны запретили импорт большей части российской нефти, России пришлось продавать больше в другие страны, например, в Китай и Индию.

Однако перед Россией по-прежнему стоит дилемма. Россия не может транспортировать свою нефть в эти страны так же, как в Европу, а ее собственный танкерный флот не может перевезти всю нефть. Необходимо больше судов.

Но США и их союзники также ввели ограничения, не позволяющие танкерам и судоходным компаниям перевозить российскую нефть, если она не продается по цене $60 за баррель или ниже.

Urals продают по значительно заниженным ценам

В настоящее время главная российская нефть марки «Юралс» продается ниже этой цены. Но ситуация может измениться. Поэтому России придется прибегнуть к услугам танкеров, готовых обойти санкции, чтобы транспортировать свою нефть в более отдаленные места в Азии или других странах. В нефтяной промышленности это известно как «теневой флот».

Не пропустите:  12 самых впечатляющих пограничных стен

Эрик Брукхейзен, аналитик Poten & Partners, брокерской и консалтинговой компании, специализирующейся на энергетике и морском транспорте, говорит, что теневой флот состоит из 200-300 судов. «Многие из этих судов были куплены в последние месяцы в преддверии запрета ЕС», — говорит он. «Единственная цель этих судов — транспортировка российской сырой нефти, хотя для обычных владельцев это было бы незаконно».

Брукхейзен говорит, что использование теневых плотов является обычной практикой и уже давно используется Ираном и Венесуэлой для обхода западных нефтяных санкций. «Так что русские просто берут страницу из той же книги и в точности копируют то, что сделали иранцы и венесуэльцы, — говорит он. «Главное отличие заключается в том, что Россия является крупнейшим в мире экспортером нефти».

Большинство судов в теневых флотах принадлежат оффшорным компаниям в странах с более мягкими правилами судоходства, таких как Панама, Либерия и Маршалловы острова, говорит Базил Карацас, управляющий директор нью-йоркской консультационной фирмы Karatzas Marine Advisors.

«Судно может сменить название. Оно может сменить владельца по пути следования», — говорит он. «Так что судно может прибыть в порт с определенным названием, а когда оно прибудет в другой порт, это может быть то же самое судно с другим названием и другим владельцем».

Или же они могут скрытно перемещать нефть, перебрасывая ее с судна на судно посреди океана.

Опасения того, что даже санкции будут применены, не очень сильны

Владельцы, управляющие теневыми танкерами, имеют ограниченные связи с американскими или европейскими властями или банками, поэтому их страх даже попасть под санкции невелик. Обеспечить соблюдение правил сложно. Карацас говорит, что соотношение риска и доходности благоприятно для владельцев теневых танкеров. «Если вы зарабатываете $10-20 за баррель, вы можете распределить их между собой. Если на судне миллион баррелей нефти, вы можете заработать от $5 млн до $10 млн за рейс», — говорит он. «Если бы вы могли делать это пять раз в год… вы увидите, что это экономически выгодно».

Не пропустите:  Лукашенко: история первого и единственного президента Белоруссии

Карацас говорит, что танкеры теневого флота, как правило, старые и ветхие. Но после начала боевых действий в Украине они стали очень ценными из-за своего груза. «В феврале 2022 года 20-летнее судно оценивалось почти как металлолом», — говорит он, добавляя, что они могут легко удвоиться в цене. Сейчас эти суда стоят $40 млн в год».

Крейг Кеннеди из Центра российских евразийских исследований Дэвиса в Гарварде говорит, что в настоящее время любое судно может перевозить российскую нефть на законных основаниях, поскольку она продается по ценам ниже предельного уровня, установленного западными странами. Но если цена поднимется выше $60 за баррель, перевозчикам придется дважды подумать.

Кеннеди говорит, что Россия имеет значительный флот, но может перевозить по морю менее 20% своего экспорта нефти. «Кремль должен принять трудное решение. Сократить ли производство или снизить цены?».

Но при таком прибыльном бизнесе — и при малой вероятности быть пойманным — возможно, больше танкеров удастся привлечь к теневому флоту.

Россия сокращает добычу нефти на 5% после вступления в силу санкций

Россия сократит добычу сырой нефти на полмиллиона баррелей в день с марта, чуть более чем через два месяца после того, как крупнейшие экономики мира ввели ограничение цен на морской экспорт.

Не пропустите:  Получит ли Дарфур независимость от Судана?

«Мы не будем продавать нефть тем, кто прямо или косвенно соблюдает принципы ограничения цен», — говорится в заявлении вице-премьера России Александра Новака. «В связи с этим Россия добровольно сократит добычу на 500 000 баррелей в день в марте. Это поможет восстановить рыночные условия».

Сокращение эквивалентно примерно 5% российского производства нефти.

Фьючерсные цены на нефть марки Brent, мировой эталон, в пятницу выросли на 1,7% до $86 за баррель, так как трейдеры ожидали сокращения мирового предложения. Американская нефть также подорожала на 1,7% до $79 за баррель.

В июне ЕС согласился постепенно прекратить весь импорт российской нефти по морю в течение следующих шести месяцев в рамках масштабных западных санкций, направленных на ограничение возможностей Москвы финансировать спецоперацию в Украине.