Кино всегда было одержимо темой восстания против великих держав, и нетрудно понять, почему. Революция содержит в себе всю драму, действие и потрясения, которые только можно пожелать от великого фильма. Будь то изображение наших собственных революций или попытка пересказать историю реальных восстаний, некоторые из лучших фильмов, когда-либо созданных, достигли такого высокого статуса благодаря успешной передаче захватывающего зрелища восстания.
Вот список из пятнадцати лучших фильмов о революциях.
15. Чужие среди нас (1988) — США
В большинстве фильмов, где мир захвачен инопланетянами или какой-то внешней злой силой, в сюжете обычно присутствует элемент революции. Например, в фильме «День независимости» герои восстают против сил вторжения в грандиозной милитаристской попытке отвоевать свою планету. Однако особенность этих фильмов в том, что их взгляды всегда немного искажены.
Они выходят за эти общие рамки, представляя себе мир, где пришельцы, не сделав ни одного выстрела выиграли войну против человечества. Они живут среди нас, занимая властные позиции, и используют подсознательные сообщения, чтобы отвлечь наше внимание от самого важного. Такой подход позволяет героям фильма устроить подпольный переворот, который мы обычно ассоциируем с революционными деятелями.
И по сей день «Чужие среди нас» остается блестящей аллегорией, ловко представляющей классовую войну в милитаристском ключе.
14. Красный рассвет (1984) — США
До того как Америка полюбила идею мира, управляемого зомби, большинство людей в США были одержимы идеей вторжения России. Некоторые просто думали, что война будет состоять из серии ядерных ракет, выпущенных по всему миру, другие были готовы к традиционному наземному вторжению, которое начинало многие войны до этого. Одержимость стала настолько сильной, что различные виды индустрии развлечений вскоре начали эксплуатировать этот страх, представляя свою собственную версию того, что произойдет в этом кошмарном сценарии.
Во многих отношениях «Красный рассвет» представляет собой кульминацию этого образа мышления. Эта история о группе обычных горожан, объединившихся в повстанческую группу «Росомахи», безусловно, абсурдна по своей концепции, методам и форме, но она также проливает свет на современные мечты о вторжении и сопротивлении, которые были у многих людей в то время.
Фильм является вершиной бунтарства, выдавая желаемое за действительное.
13. Бананы (1971) — США
Существует много, много различных типов фильмов о бунтарях, но в большинстве своем это, как правило, довольно серьезные произведения. В этом есть смысл, учитывая, что большинство восстаний довольно серьезны по своей природе, но, знаете, даже в самых серьезных обстоятельствах нужно уметь находить смешные моменты.
Жизнь по своей сути абсурдна, как и революции, если смотреть на них правильно.
Вуди Аллену удалось найти такую концепцию. «Бананы» — это фильм о многочисленных восстаниях. В фильме, действие которого начинается в вымышленной стране, которая вовсе не является Кубой, происходит восстание Аллена против культуры Нью-Йорка.
Суть всех этих бунтов в том, что все они абсурдны. «Бананы» — это тот редкий фильм, в котором простой акт бунта рассматривается как нечто, над чем можно посмеяться.
12. «V» значит Вендетта (2006) — Великобритания, Германия
Вот что касается фильма «»V» значит Вендетта»: он, пожалуй, слишком эффективен в своем изображении восстания. Герой V — символ человеческого духа, который является не только единственным человеком в угнетенном мире, готовым подняться и предпринять прямые действия против тоталитарного правительства, но и непревзойденным затворником с непоколебимым благородством, который, как оказалось, обладает высокими навыками в различных видах боя. Это персонаж, который стал чем-то вроде плаката для поколения анархистов первого мира.
Во многих отношениях, однако, очень легко понять, почему так много людей эмоционально привязались к персонажу V — и к «»V» значит Вендетта» в целом. Его мир — мир контролируемый СМИ, правительством и религией консерватизма и изоляционизма — с каждым днем становится все ближе к реальности. Но если вы можете смотреть этот фильм как развлечение, вы найдете его весьма неплохим.
«V» значит Вендетта — редкий тип фильма, который может представить ужасную революцию так, что вы не только задумаетесь, но и встанете и поаплодируете, когда наши герои наконец-то победят и пойдут дальше в неопределенное будущее.
11. Патриот (2000) — США, Германия
Фильм «Патриот» легко анализировать с кинематографической точки зрения. Его персонажи почти полностью чисты (сценаристы из кожи вон лезут, чтобы дать понять, что семейные рабы на самом деле оплачиваемые работники), его злодеи — зло, которое обычно приберегают для мультфильмов, его историческая точность в лучшем случае смехотворна, а сценарий так же тонок, как сцена, в которой солдату сносит голову пушечным ядром. С технической точки зрения «Патриот» — не очень хороший фильм.
Но все это не имеет значения. Несмотря на многочисленные недостатки фильма, «Патриот» — это невероятно увлекательное произведение кинематографа. Это лучший вид крупнобюджетного блокбастера в том смысле, что его боевые сцены и зрелищность зашкаливают, но фильм становится еще интереснее, если рассматривать его как своего рода революционный пропагандистский материал.
Фильм «Патриот» настолько эффективно передает дух и драйв революционеров, что на всем его протяжении вы не задаете слишком много вопросов. К моменту финальной битвы вы готовы отдать все, чтобы увидеть, как хнычущие британские войска наконец-то получат свое от рук американцев.
10. Матрица (1999) — США, Австралия
Как ни странно, о «Матрице» никогда не говорят как о фильме о революции. В то время как последующие фильмы трилогии (те, которые вы пытаетесь забыть) напрямую использовали революционные темы, когда речь шла о битве за Сион, оригинальная «Матрица» редко предстает как история о небольшой группе людей, пытающихся (в буквальном смысле) восстать против машины.
И все же, фильм именно таков. За всеми религиозными метафорами, сценами кунг-фу и классическими репликами Киану Ривза вы найдете шокирующе глубокую историю о группе выживших, отчаянно возлагающих свои надежды на единственного человека, который, возможно, не является их спасителем в неразрешимой битве.
Как ни странно, хотя сиквелы сразу же представили себя как революционные истории, именно более глубокое изображение их борьбы, показанное в первом фильме, делает его таким невероятно революционным произведением. В ретроспективе, именно знаменитый ответ фильма на вопрос «Что такое Матрица?» делает его таким революционным фильмом.
9. Че (2008) — Франция, Испания, Мексика
Двухсерийная эпопея Стивена Содерберга о жизни кубинского революционера Че Гевары неизбежно должна была стать несколько противоречивым фильмом. В конце концов, когда вы снимаете фильм о сложной жизни и временах революционера, чья внешность стала символом самого акта революции, у вас обязательно найдутся недоброжелатели, готовые разобрать вашу работу на части. Фильм «Че», конечно, до сих пор вызывает споры, потому что, по мнению некоторых поклонников, он слишком романтизирует личность Гевары, вместо того чтобы углубиться в самые грязные аспекты его биографии.
Однако, так или иначе, сделать такой сбалансированный фильм было бы невозможно. Если вы не знакомы с жизнью Гевары, его время на земле наполнено таким количеством событий и сложных моментов, что даже этот двухсерийный, более чем 4-х часовой фильм не смог бы передать их все. Но он передает всю полноту революции, показанной через жизнь человека, который делал все возможное, чтобы оставаться в центре событий.
Если вы когда-нибудь хотели узнать, почему одни из самых романтизированных фигур в истории — революционеры, посмотрите этот фильм.
8. Броненосец «Потемкин» (1925) — СССР
Если вам тяжело смотреть фильмы, снятые в раннем кинематографе, мы не можем винить вас. Хотя лично мы являемся поклонниками этих ранних работ, нельзя отрицать, что фильмы начала XX века могут быть невероятно грубыми произведениями, достоинства которых скрыты под слоем технических недостатков и тенденцией эпохи к утонченной театральности. Но к какому бы типу кинозрителей вы ни относились, мы настоятельно рекомендуем посмотреть «Броненосец «Потемкин»» 1925 года при первой же возможности.
Это не только фильм о революции с кинематографической точки зрения (он фактически стал пионером в искусстве монтажа), но и изображение моряков на борту русского броненосца «Потемкин» остается одной из самых захватывающих историй восстания, когда-либо запечатленных на пленке.
То, что начинается как восстание против военных из-за проблемы истощения мясных пайков, быстро перерастает в восстание против командиров «Потемкина», которое пересекается с бедственным положением рабочего класса и их собственным восстанием, происходящим на суше. Эти две темы в конце концов встречаются в незабываемом финале, который является таким же эффективным призывом к действию, как и почти столетие назад.
7. Красные (1981) — США, Великобритания, Канада
Когда в 1919 году американский журналист Джон Рид опубликовал свою книгу «Десять дней, которые потрясли мир», она вызвала много споров. Рид увлекся судьбой русских революционеров Октября, что проникся глубокой симпатией к повстанцам. Но споры вокруг публикации этой книги не идут ни в какое сравнение со спорами вокруг фильма «Красные», целью которого было отобразить эту симпатию на экране в разгар холодной войны (фильм вышел на экраны в 1981 году).
Несмотря на тематику, никто не может отрицать, что «Красные» — очень хорошо сделанный фильм и что он вызывает эмоции у людей, когда они его смотрят. Масштабные сцены революции в сочетании с более интимными эпизодами, сосредоточенными вокруг Джона Рида и его возлюбленной Луизы Брайант, обеспечивают идеальное сочетание эпического зрелища и эмоциональной связи.
Фильм был настолько убедительным изображением жизни во времена радикальных перемен, что никого не волновало, что в нем «враг» показан в несколько позитивном свете. Сегодня все еще невозможно не попасть в его мир, охваченный огнем.
6. Отверженные (1998) — Великобритания, Германия, США
«Отверженные» (1998) с успехом ставился как театральная пьеса, телесериал, бродвейский мюзикл и адаптация мюзикла. Фактически, единственный раз, когда «Отверженные» не имели оглушительного успеха, был дебют романа. В то время книга была встречена негативно многими критиками, которые считали, что причудливый роман автора Виктора Гюго слишком загадочен и наполнен множеством личных эссе и размышлений. Если вы когда-либо читали оригинальный роман… что ж, вы, вероятно, согласитесь, что у них есть несколько справедливых замечаний.
Хотя роман в конечном итоге достиг успеха, которого он заслуживал, большая часть того, что делает экранизации этой истории столь любимыми, заключается в том, как им удалось сжать более раздутые части романа в последовательную историю, сосредоточенную вокруг общей темы революции. Конечно, в конце истории происходит более масштабное восстание, но это также восстание Жана Вальжана против несправедливости и жестокости мира, который, кажется, намерен видеть его падение.
Это особенно верно в отношении экранизации 1998 года, которая проделала невероятную работу по превращению этой эпопеи в мастерское произведение кинематографа. Откровенно говоря, есть много невероятных фильмов, основанных на этом произведении, которые могут претендовать на это звание.
5. Звёздные войны: Эпизод 4 — Новая надежда (1977) — США
По прошествии достаточного времени даже такие слова, как «повстанцы» и «империя», начинают приобретать в контексте «Звездных войн» иное значение, чем мы обычно им придаем.
Что «Новой надежде» удалось сделать, как мало кому другому, так это показать как присущую кинематографу природу революции, так и то, как она может распространяться, поглощая всех, кто к ней приближается. Такие персонажи, как Хан Соло и Оби-Ван Кеноби, никогда не стремились стать частью революции. Вместо этого революция против Империи разрослась до такой степени, что у них не было выбора: либо они присоединятся к ней, либо будут уничтожены в своих попытках отойти в сторону.
Все последующие события (эпические битвы, рассказы о мифических силах и т.д.) делают «Звездные войны» тем, чем они являются, но сердцем истории навсегда останется дух революции.
4. Битва за Алжир (1966) — Италия, Алжир
Главная группа, которой обязательно стоит посмотреть этот фильм, — это мировые лидеры и военные умы. «Битва за Алжир» рассказывает о восстании алжирского народа против французов с отстраненной объективностью, но, несмотря на эмоциональную отстраненность от конфликта, изображение в фильме ужасов восстания и военных действий все равно проникает в душу зрителя.
В 2003 году фильм получил официальный показ в Пентагоне, который, согласно рекламной листовке, должен был показать американским военным лидерам «Как выиграть борьбу с терроризмом и проиграть войну идей».
3. Спартак (1960) — США
В то время, когда весь Голливуд пытался превзойти друг друга эпическими историческими произведениями, раздвигающими границы возможного на кинопленке, Стэнли Кубрик вступил в эту гонку с фильмом «Спартак» 1960 года; фильм, который он даже не собирался снимать, и единственный фильм в его обширном каталоге, который не вполне соответствовал его знаменитому художественному видению.
Возможно, «Спартак» был аномалией для Кубрика, но вскоре он стал золотым стандартом для исторических эпопей и фильмов о революции. Что делает блокбастер таким выдающимся представителем жанра революции (помимо его невероятной фильмографии и огромных производственных ценностей, конечно), так это то, что он прекрасно представляет революцию как эффект снежного кома. То, что начинается как судьба одинокого раба, наказанного в гладиаторских боях за неповиновение, вскоре становится прародителем народного героя. Этот народный герой становится участником войны идей, которая вскоре перерастает в полномасштабные боевые действия.
На протяжении всего этого безумия фильм почти полностью сосредоточен на Спартаке. Возможно, он и не выиграл свою войну в традиционном смысле этого слова, но вывод Спартака о том, что он был тем героем, в котором нуждался его народ, безошибочен.
2. Лоуренс Аравийский (1962) — Великобритания
Помните, мы говорили, что Голливуд когда-то был вовлечен в войну масштабных исторических эпопей? Что ж, при всем уважении к «Спартаку», эта война закончилась в 1962 году с выходом фильма «Лоуренс Аравийский».
Фильм рассказывает о реально существовавшем британском солдате, который был послан своей страной наблюдать за восстанием принца Фейсала против турок, чтобы лучше понять, какая сторона может оказаться победителем. Но вскоре Лоуренс безнадежно втягивается в борьбу с повстанцами и становится одновременно одним из их величайших стратегических ресурсов и самым способным бойцом.
Хотя фильм время от времени привлекает внимание к романтике своего времени и к самому Лоуренсу, единственное, что никто никогда не отрицал в «Лоуренсе Аравийском» — это его поразительная кинематографическая красота. Грандиозная кинематография фильма помогает ему точно передать масштаб восстания, которое, казалось, охватило целый регион, его людей и душу британского солдата, который задавался вопросом, что все это значит.
Если вы когда-либо задавались вопросом, как это возможно, чтобы столько людей были охвачены революцией, просто посмотрите этот фильм и узнайте, произойдет ли это с вами.
1. Храброе сердце (1995) — США
Как бы ни были хороши морально сложные фильмы, показывающие тщетность войны через сложных персонажей и неоднозначные причины, всегда приятно видеть, как силы чистого добра восстают против абсолютного зла. Эта простая история привела к созданию одних из лучших фильмов (некоторые из них вы найдете ранее в этом списке), и лучшим из них, вероятно, является фильм 1995 года «Храброе сердце».
Если вы ищете историческую точность в фильме «Храброе сердце», вы ее не найдете. Хотя существовал человек по имени Уильям Уоллес, который возглавил восстание против Англии и короля Эдуарда I, такие детали, как любовь Уоллеса, послужившая катализатором его восстания, — всего лишь голливудский вымысел.
Но какой же это вымысел! Вы сможете простить творческие вольности «Храброго сердца» в отношении сюжета после того, как поймете, насколько сильно вы прониклись идеей свободы, которую Уильям Уоллес пронес с собой, как талисман, через самые трудные моменты своего пути.
Все его успехи становятся еще более привлекательными из-за его благородных амбиций, а каждая неудача становится еще более душераздирающей из-за последствий его неизбежных провалов. И все же, когда он кричит «Свобода!», подвергаясь самым жестоким пыткам, какие только можно себе представить, и это самое близкое, что удалось сделать в фильме, чтобы передать непоколебимый дух, который движет почти каждой революцией.