Новая статья посвящена Намибии, которая стала первой демократической страной после окончания апартеида.
Намибия — демократическая страна с многопартийной системой, где президент является одновременно главой государства и правительства. Выборы проводятся каждые пять лет при всеобщем избирательном праве для граждан в возрасте 18 лет и старше. Правительство действует на основе разделения властей, состоящих из законодательной, исполнительной и судебной.
Свобода слова, печати и собраний защищена конституцией, и в Намибии существует активный сектор гражданского общества. Однако в последние годы высказывались опасения по поводу цензуры в СМИ и коррупции в правительстве. В целом, Намибия добилась значительных успехов в укреплении своих демократических институтов с момента обретения независимости в 1990 году.
Национальный совет Намибии
Парламент Намибии, известный как Национальная ассамблея, состоит из 96 членов, избираемых по пропорциональному представительству сроком на пять лет. Президент назначает шесть членов в Национальный совет, верхнюю палату парламента, которая рассматривает законодательство, принятое Национальной ассамблеей. Спикер Национального собрания председательствует на парламентских сессиях и избирается членами собрания. Законодательные полномочия принадлежат обеим палатам парламента.
В настоящее время президентом Намибии является доктор Хаге Гейнгоб, занимающий этот пост с марта 2015 года. Гейнгоб — бывший премьер-министр Намибии, сыгравший ключевую роль в борьбе за независимость страны. На посту президента Гейнгоб уделяет приоритетное внимание экономическому росту и социальному развитию, уделяя особое внимание сокращению бедности и неравенства.
Следующие президентские выборы в Намибии назначены на ноябрь 2024 года.
Намибия стала свободным государством в 1990 году
Намибия стала свободным государством в марте 1990 года, после 75 лет колониального правления ЮАР. С тех пор страна функционирует как многопартийная демократия.
Население страдало от того же расового и этнического неравенства, что и в Южной Африке. Но за время своего долгого изгнания за границу черные националистические политики Намибии выработали стойкую приверженность национальному примирению, которую разделяло и белое сообщество в результате внутренних политических реформ, произошедших задолго до отмены апартеида в ЮАР. Поэтому черные и белые политические лидеры в Намибии смогли создать политическую структуру после апартеида, которая до сих пор благоприятствует развитию демократических институтов. Уроки, извлеченные из Намибии, важны для недавно избранного переходного правительства Южной Африки.
Нынешнюю многопартийную демократию Намибии лучше всего оценивать в ее историческом контексте. Юго-Западная Африка, как ранее называлась Намибия, была первоначально колонизирована Германией в период с 1884 по 1915 год. В это время немцы экспроприировали у коренного африканского населения земли в центральной и южной частях страны, которые стали известны как «полицейская зона». Этот процесс был ускорен массовыми истребительными войнами, которые немецкие войска вели против народностей нама и гереро в 1904-1907 годах.
Колония Германии
Сельские районы полицейской зоны были заселены немецкими фермерами, а колониальная столица Виндхук была построена на центральном плато. Самые северные районы на границе с Анголой, густо населенные овамбо, каванго и несколькими более мелкими этническими группами, лежали за пределами полицейской зоны и оставались политически нетронутыми немецким колониализмом.
В начале Первой мировой войны южноафриканские войска по приказу Великобритании взяли колонию под контроль и установили военное правление на время войны. В 1919 году Лига Наций поручила Великобритании контролировать территорию, которая в свою очередь была передана Южно-Африканскому Союзу, чья ответственность за колонию была подтверждена Лигой Наций в 1920 году.
В последующие десятилетия Претория укрепляла свою власть, усиливая разделение между полицейской зоной, где доминировали белые, и преимущественно черными районами на крайнем севере и дальнем востоке, которые в то время назывались «туземными резервациями». Африканские вожди в резервациях были вынуждены или подкуплены разрешить большому количеству молодых мужчин временно работать (в соответствии с системой пропускных законов) на шахтах, в городах или на фермах в полицейской зоне.
Полицейские зоны
Назначенный ЮАР генеральный администратор управлял Юго-Западной Африкой с широкими исполнительными и политическими полномочиями и с помощью полностью белого выборного законодательного органа, который обладал исключительной юрисдикцией над полицейской зоной. Южная Африка определяла политику в резервациях коренного населения и оставалась единолично ответственной за правовую систему Юго-Западной Африки (во всех регионах), а также за полицию, армию, транспорт, таможню и внешнюю политику.
Национальная партия ЮАР, пришедшая к власти в 1948 году, назначила в 1962 году комиссию Одендаала для разработки плана по введению в Юго-Западной Африке такой же этнически сегрегированной системы апартеида, которая уже была введена в самой Южной Африке. В результате план Одендаала в основном следовал системе резерваций коренного населения, уже существовавшей на севере и востоке страны, объявив эти районы «родными землями», где небольшие черные резервации в пределах полицейской зоны были объединены в смежные родные земли. Этот план, реализованный в конце 1960-х годов, был дополнен созданием черных законодательных или административных советов в каждой из десяти родных земель.
Конференция 1977 года в Южной Африке
В 1977 году ЮАР созвала в Турнхалле, Виндхук, конференцию с участием политических партий или организаций, представляющих каждую из 11 основных этнических групп (включая белых), в надежде сформировать новое правительство. Подобный апартеиду характер этого начинания вызвал международное возмущение и заставил Преторию отказаться от этого плана. Однако одним из последствий конференции стало появление демократического Альянса Турнхалле.
Демократический альянс Турнхалле — политическая партия, базирующаяся в Намибии. Партия ставит своей целью продвижение демократии, социальной справедливости и экономического развития. Партия выступает за защиту прав человека, улучшение здравоохранения, образования и инфраструктуры. Она поддерживает международную торговлю и инвестиции в страну. На национальных выборах 2019 года партия DTA получила одно место в Национальном собрании. Партия подвергалась критике за якобы недостаток заметности, лидерства и влияния в намибийской политике, особенно по сравнению с такими крупными партиями, как СВАПО и Народно-демократическое движение.