Джинсы значат разное для разных людей. Объясняет ли это их универсальную привлекательность? Это относительно неизученная тема, говорит антрополог Дэнни Миллер, чья книга «Голубые джинсы» будет опубликована в следующем месяце.
В каждой стране, которую он посетил, Миллер останавливался и считал первых сто человек, проходящих мимо, и обнаруживал, что почти половина из них носят джинсы.
Рассказываем каким образом джинсы смогли покорить весь мир.
Другие интересные статьи о джинсовой одежде читайте на сайте minnim.ru.
Причина успеха джинсов
Впервые они были разработаны в качестве униформы для рабочих на фермах и в шахтах на западе Америки в конце XIX века. Портной из Невады Джейкоб Дэвис, когда его попросили сшить пару прочных штанов для местного лесоруба, придумал укрепить их заклепками. Они оказались очень прочными и быстро завоевали популярность.
Дэвис осознавал потенциал своего продукта, но не мог позволить себе запатентовать его. Он обратился за помощью к своему поставщику тканей, торговцу из Сан-Франциско Ливаю Страуссу.
Levi’s, как назывались запатентованные брюки, были сделаны из двух материалов — хлопкового сукна и джинсовой ткани.
Пол Трынка в своей книге «Деним: От ковбоев до подиумов» рассказывает: «Джинсовая ткань была более удобной, с возрастом она становилась мягче, а краситель индиго придавал ей уникальный оттенок. Индиго не проникает в хлопковую ткань, как другие красители, а остается на внешней стороне каждой нити. Со временем эти частицы разрушаются, что приводит к выцветанию и истиранию ткани».
То, как носят джинсы, отражает жизненные перипетии людей. Каждая пара джинсов рассказывает историю о работнике и его труде.
Джинсы — это самый личный предмет одежды
Но первоначальный приход денима в повседневный мир был связан скорее с тем, что джинсы стали символом. До Второй мировой войны джинсы носили только в западных штатах Америки. На Востоке они были синонимом романтического представления о ковбоях — жестких, независимых настоящих американцах, но при этом сельских работяг.
Состоятельные жители востока Америки, оставив позади шумные пригороды, отдыхали на ранчо, работали на фермах, где они могли играть в ковбоев, и ношение джинсов было частью этого развлечения.
«Это был тип одежды, который олицетворял американский Запад, и это был предмет, обладающий тем же качеством и магией», — говорит Линн Дауни, архивист и историк компании Levi Strauss & Co. Но в Коннектикуте или Нью-Йорке джинсы забрасывали в шкаф.
Когда они наконец вошли в повседневный обиход, они стали символом бунтарства — запечатленный Марлоном Брандо в фильме 1953 года «Дикарь» и Джеймсом Дином два года спустя в фильме «Бунтарь без причины».
«Если вы были 15-летним мальчиком в 1953 году, вы хотели быть Марлоном Брандо», — говорит Дауни.
Голливудские художники по костюмам одевали всех плохих парней в джинсы
Дин и Брандо носили джинсы вне экрана. Они оба представляли подрывную контркультуру, группу молодых солдат, только что прошедших войну, путешествующих по США на мотоциклах вместо того, чтобы уехать в город и завести детей.
«Они напугали американский истеблишмент, потому что были неуместны в своем образе», — говорит Линн Дауни. Вскоре джинсы были запрещены в школах от побережья до побережья, что только усилило энтузиазм, с которым молодые люди приняли их.
За пределами Америки эта тенденция также начала набирать обороты. Многие солдаты, размещенные в Европе и Японии во время войны, были мальчиками из рабочего класса из западных штатов. В свободное время они с гордостью носили джинсы как символ дома. Брюки из денима представляли более легкий и счастливый американский образ жизни, который европейцы хотели перенять.
В 1960-х годах джинсы получили широкое распространение среди американского среднего класса. Протестующие студенты стали носить их в знак солидарности с рабочим классом — тем, кто больше всего пострадал от расовой дискриминации и призыва в армию.
Но джинсы были не только символом демократизации, они одинаково принадлежали разным классам: они были недорогими и прочными, выглядели как новые и ношеные, не требовали частой стирки или глажки. Они облегали фигуру, благодаря чему подходили даже к самой элегантной одежде. Это стало особенно важно для женщин, потому что тогда, как и сейчас, они уделяли больше внимания посадке.
Эта многофункциональность, способность быть универсальной вещью для разных людей, является секретом выживания джинсов как основного элемента гардероба.
В течение десятилетий после Второй мировой войны каждая молодежная субкультура — от рокабилли с широкими подворотами до хиппи с брюками-клеш и панков с самодельными дырками — оставила свой след на джинсах.
Джинсы все еще имеют индивидуальность, даже если вы покупаете их на распродаже
В своей книге Миллер утверждает, что они стали настолько популярны, что теперь являются символом практичной одежды, которую люди носят, чтобы чувствовать себя комфортно и хорошо. «Джинсы стали нейтральной базовой одеждой. Если вы хотите показать, что вы расслаблены, если вы хотите быть непринужденным, вы надеваете джинсы».
В их символе молодости, непринужденности и легкости есть что-то еще, что делает джинсы недоступными для некоторых людей.
Джордж Буш и Тони Блэр вышли в джинсах во время своего первого разговора на высшем уровне. Этим они хотели сказать: «Мы обычные парни». Но, конечно, они оба выглядели как придурки.
Многие люди как можно дольше избегают стирки джинсов — и, похоже, эта ткань обладает удивительной способностью оставаться чистой.
В прошлом году студент-микробиолог из Канады Джош Ле носил одни и те же джинсы в течение 2,5 лет, не стирая их, а затем проверил их на наличие бактерий. Через две недели после стирки он снова проверил их и обнаружил, что содержание бактерий осталось прежним.
«Это свидетельствует о том, что, по крайней мере в данном случае, рост бактерий не увеличивается, если джинсы не стирать регулярно», — сказала Рейчел МакКуин, профессор текстильной промышленности, которая работала с Ле над этим неформальным научным экспериментом.
Неизменная привлекательность джинсовой одежды заключается в том, что она отражает нас самих и ту жизнь, которую мы в ней проживаем.