Евреи в Белоруссии: 7 фактов — GeograFishka.ru

Евреи в Белоруссии: 7 фактов

Евреи в Белоруссии: 7 фактов

В последние недели в новостях о Белоруссии звучат сообщения о массовых акциях протеста с требованием отставки президента Александра Лукашенко — старейшего лидера в Европе. Эта восточноевропейская страна имеет долгую и увлекательную историю еврейской общины.

Вот семь малоизвестных фактов о Беларуси и жизни евреев в этой стране.

Обращение в христианство и приветствие евреев

Обращение в христианство и приветствие евреев

В средние века землями, которые сегодня входят в состав Белоруссии, правили короли и князья из соседних Литвы и Польши. Одним из первых правителей, принявших евреев в этом регионе, был Ягайло — великий князь Литвы, а позже и король Польши.

Рожденный как язычник, Ягайло сражался против радикально настроенных христианских фанатиков из немецких стран, считавших своим священным долгом, бороться против нехристиан.

Искав союза с местной шляхтой, Ягайло принял христианство в 1386 году в городе Крево, который сегодня находится в Гродненской области Беларуси. Он женился на 11-летней польской княгине по имени Ядвига и таким образом заручился поддержкой польской армии.

Ядвигу так беспокоила перспектива выйти замуж за бывшего язычника, что она послал гонца, чтобы тот шпионил за Ягайло и убедился, что он не является демоном. После свадьбы Ягайло стал известен как король Владислав II — он и королева Ядвига правили вместе и решили поддержать польскую идею принятия евреев на своей территории.

Вместе с великим князем Ветовтом эти дальновидные правители официально приветствовали евреев в Речи Посполитой, в которую сегодня входит и Белоруссия. В 1300 году евреи поселились в белорусских городах Бресте и Гродно, где вскоре сформировали процветающие общины.

Король на один день

В 1500 году еврейскую общину Бреста возглавил уважаемый лидер по имени Шавл Валь. Он был религиозным ученым и политическим лидером.

Сохранилось много историй о его величии, в том числе история о том, что он был королем Польши.

Польско-литовский дворянин князь Николай Радзивилл (1515-1565) был известным злодеем в юности. Когда он стал старше, он решил поехать в Рим и посоветоваться с Папой, как лучше покаяться; Папа приказал князю Радзивиллу отпустить всех своих слуг и некоторое время бродить в одиночестве, как нищий.

Он бродил по Европе в нищете и оказался в итальянском городе Падуя. Никто там не оказал ему помощи, и князь Радзивилл, который до сих пор жил в нищете, ужасно страдал.

Даже когда он рассказывал людям, что на самом деле он дворянин, люди смеялись над ним и отказывались верить его рассказам.

Отчаявшись, Николай обратился к главе еврейской общины в Падуе, раввину Самуэлю Иудее Каценелленбогену. Раввин не только не стал унижать его, но и отнесся к нему с добротой, поприветствовал и сделал князя своим почетным гостем.

Раввин Катценелленбоген дал князю возможность вернуться в земли Белоруссии и обратился с просьбой (сын раввина Шавл приехал в Речь Посполитую на несколько лет раньше, чтобы учиться в какой-нибудь знаменитой иешиве).

Не пропустите:  Что нужно знать о получении австрийского гражданства?

Он дал князю портрет Шавла и попросил найти мальчика и передать пожелания отца.

Радзивилл сдержит свое слово. Вернувшись в Беларусь, он посетил многие еврейские школы в разных городах в поисках Шавла. В конце концов, он его нашел в Бресте и был очарован талантом юноши.

Князь пригласил Шавла жить с ним в его замке, и там он продолжал изучать тексты на иврите. Слава о Шавле вскоре распространилась по всему региону. Он стал важным духовным наставником и даже служил в Вааде — еврейском совете, который управлял еврейскими общинами в регионе.

Когда в 1586 году умер король Стефан Баторий, две крупные политические фракции столкнулись между собой, за право назначить его преемника. Не согласившись на нового короля, они обратились к принцу Радзивиллу.

Он отверг их предложение, сказав, что если им нужен истинно мудрый человек, то они должны назначить королем Польши еврея Шавла. Это был смелый шаг: евреи были объектом оскорблений в христианском обществе и, как правило, не могли иметь власти над неевреями.

Говорят, что дворяне последовали предложению князя, увенчав Шавла королем и дав ему имя Валь (что означает «избрание»).

Король Шавл Валь правил по крайней мере один день (некоторые историки утверждают, что он правил несколько дней). Во время своего недолгого правления он лично подписал несколько законов, которые улучшили обращение с евреями на землях Польши и Литвы, которые в настоящее время являются частью Белоруссии.

Первая «современная» иешива

Первая "современная" иешива

Иешивы — еврейские школы — существовали тысячи лет; прославленные иешивы процветали в Израиле, Вавилоне, на Ближнем Востоке и в Европе. В Белоруссии — в городах Брест, Гродно, Минск и других.

Было много уважаемых иешив.

Обычно это были небольшие школы с небольшим количеством учеников и учителей. В 1803 году в белорусском городе Воложине новый крупный еврейский мыслитель раввин Хаим решил основать совершенно иную иешиву: крупный еврейский образовательный центр, который привлекал бы лучших и самых ярких учеников.

Раввин Хайм, ставший известным как Хаим из Воложина, добился успеха, и его иешива стала синонимом высочайшего уровня развития иудаизма в мире.

Раввин Хайм был одним из главных учеников вильненского раввина Элияху. Вместе они произвели революцию в изучении Талмуда.

В 1802 году раввин Хаим опубликовал открытое письмо, призывающее всех евреев региона поддержать его новую иешиву. Он назначил команду по сбору средств для поддержки своей школы и пригласил учеников на прослушивание в его новую иешиву.

В иешиве Воложина ученики учились посменно — обучение проводилось 24 часа в сутки. Изучение иврита никогда не прекращалось.

В 1892 году Воложинская иешива была закрыта местными властями, которые опасались, что в ней могут распространяться революционные взгляды. Позже она была вновь открыта.

Наследие иешивы Воложина до сих пор живет в бесчисленных еврейских школах, которые продолжают работать и преподавать в соответствии с высокими интеллектуальными стандартами и принципами нравственного развития, которые в свое время поддерживал раввин Хаим из Воложина.

Первые хасидские раввины

Первые хасидские раввины

Многие из величайших лидеров хасидизма — еврейского духовного движения, начавшегося в XVI веке, — жили на территории нынешней Белоруссии. «Хасид» — это талмудический термин, используемый для обозначения благочестивого человека, который выходит за рамки буквы закона, чтобы понять, что значит быть хорошим человеком и евреем.

Не пропустите:  Самуил Маршак - русско-еврейский поэт

Хасиды стремятся жить полной и радостной жизнью.

Одним из первых хасидских лидеров был раввин Аарон бен Яаков (1736-1772), известный также как Аарон ха-Гадол («Аарон Великий»). Он был учеником Дов-Бера из Межерича, одного из первых основоположников хасидизма.

Аарон привнес хасидскую мысль на территорию современных Беларуси и Литвы и основал синагогу в Карлине — городе под Пинском.

Еврейские партизаны во Второй мировой войне

Еврейские партизаны во Второй мировой войне

Накануне Холокоста западная часть Белоруссии вошла в состав Польши (по Рижскому договору в 1921 году). Когда в 1939 году немецкие войска вторглись в Польшу, они позволили Советскому Союзу аннексировать эту территорию, дав десяткам тысяч евреев, живущих в западной Белоруссии, кратковременную передышку от «нацистской машины смерти».

Ситуация изменилась в июне 1941 года, когда Германия нарушила пакт о ненападении с Советским Союзом и вторглась на территорию СССР. В западной Беларуси это означало убийство почти всех проживающих там евреев.

Беларусь — страна с густыми лесами, что позволило некоторым евреям укрыться там и бороться с гитлеровцами в составе плохо организованного белорусского сопротивления, состоящего из различных партизанских отрядов. Один из них — группа евреев, бежавших от нацистов и ушедших в лес, организованная Моше Гильденманом и его сыном Симхой в мощную группу бойцов.

В 1942 году Моше и Симха вместе со своими родственниками и тысячами других евреев были заключены в гетто в украинском городе Корец, недалеко от границы с Белоруссией. Став свидетелем убийства 2000 евреев, живущих в гетто, Моше, Симхе и еще четырнадцати евреям удалось бежать всего лишь с двумя пистолетами и ножом.

Они направились в леса Белоруссии, где приняли других евреев, бежавших от немцев.

Еще большую группу еврейских партизан возглавила знаменитая семья Бельских. Собранные вместе с другими евреями и заключенные в еврейское гетто белорусского города Новогрудека, четыре брата большой семьи: Тувья (1906-1987), Асаэль (1908-1945), Зусь (1910-1995) и Аарон (1927-) сумели бежать из гетто и разбили лагерь в лесах Забедово и Перелаза.

Их лагерь стал убежищем, и вскоре к ним присоединились тридцать евреев, в основном друзья и родственники, прятавшиеся в густых лесах Беларуси. Тувья, который служил в польской армии и был страстным сионистом, возглавил импровизированный лагерь.

По мере того, как весть о нацистской резне евреев продолжала доходить до них, братья Бельские осознали, что они должны делать для того, чтобы помочь евреям. Они просили их бежать из гетто, посылали диверсантов и проводников, чтобы сопроводить их в свой лагерь.

В 1942 году, когда Бельские узнали, что нацисты собираются ликвидировать еврейское гетто в городе Ивье, они отправили партизан в гетто и умудрились спасти более ста человек. В конце 1942 года более 300 евреев жили в тайном лагере Бельских.

Нацисты узнали о таинственном еврейском лагере и в августе 1943 года решили разыскивать спрятавшихся евреев. Более 20 000 нацистских солдат посвятили себя этой задаче; всем, кто способствовал захвату Тувьи Бельского, была предложена премия в размере 100 000 рейхсмарок.

Не пропустите:  Еврей, который спас экономику Германии после Второй мировой войны

В то время в лагере находилось более 700 евреев. Опасаясь, что местные крестьяне передадут их нацистам, братья перенесли свой лагерь в глухой лес близ деревни Налибоки, болотистую и опасную местность.

Здесь Бельские основали штетл — еврейский городок, со школой, синагогой, лазаретом, хлебопекарней, мельницей, прачечной, портным, сапожниками, плотниками, кожевниками и кузнецами. Им удалось очистить часть леса и вырастить пшеницу и ячмень.

Мужчины призывного возраста продолжали борьбу с нацистами, взрывая дороги и мосты и помогая евреям спасаться бегством из фашистских тюрем.

Когда Белоруссия была освобождена Красной армией в 1944 году, в лагере Бельских проживало 1230 евреев, большинство из них — женщины, старики и дети. Каждому из них грозила бы верная смерть, если бы не тайный лагерь, в котором они прожили более двух долгих лет.

Повторение кровавой клеветы

Евреев в Белоруссии давно необоснованно обвиняют убийстве христианских детей. Многие из почти 10 млн белорусских граждан являются православными христианами, а их один из самых почитаемых святых — Гавриил Белостокский — был найден мертвым — якобы убитым евреями, как утверждала тогдашняя православная церковь, возле своего дома в 1690 году.

С тех пор его смерть используется как предлог для погромов против евреев в Беларуси и других местах.

Эта клевета вновь привлекла к себе внимание в 1990-е годы, когда в эфир официального белорусского государственного телевидения вышел документальный фильм, в котором евреев необоснованно обвиняли в убийстве ребенка и добавляли, что убийцы являются членами тайной секты.

Страх перед антисемитизмом

Страх перед антисемитизмом

В отличие от многих восточноевропейских стран, в Белоруссии значительная еврейская община пережила Холокост и коммунизм. По сравнению с пиком 1897 года, когда там насчитывалось около миллиона евреев — более 14% населения, сегодня в Беларуси проживает от 10 400 до 25 000 евреев (общая численность населения составляет чуть менее 9,5 млн человек).

«Несмотря на возможность свободно практиковать еврейскую религиозную и культурную жизнь, — отметил Всемирный еврейский конгресс, — антисемитские демонстрации в последние годы вызывают обеспокоенность среди евреев Белоруссии».

Несмотря на то, что евреев в стране относительно мало, в республике широко распространены антисемитский вандализм и граффити. Президент Беларуси Александр Лукашенко порой способствует созданию в его стране антиеврейской атмосферы.

В интервью российскому телевидению Лукашенко заявил, что не все, что делал Адольф Гитлер, было неправильно. Он также обвинил евреев в том, что они превратили белорусский город Бобруйск в «свинарник».

В то время как страна сотрясается от политических протестов, а также от коронавирусного кризиса, некоторые белорусские евреи голосуют ногами. После пандемии евреи из Белоруссии стали самой многочисленной группой, образовавшейся в результате алии (переезда в Израиль).