История евреев в колониальной Америке

История евреев в колониальной Америке

ГеоргаФишка расскажет история представителей еврейского народа в странах колониальной Америки.

Да, в колониальной Америке были евреи. И это были не только пуритане и квакеры.

История иудаизма в Северной Америке началась в 1654 году, когда 23 еврея-сефарда прибыли в голландскую колонию Новый Амстердам, ныне Нью-Йорк. Как и пуритане, они были беженцами, спасавшимися от религиозных преследований.

О евреях-сефардах

О евреях-сефардах

Сефарды – это евреи испанского и португальского происхождения. Историки считают, что первые еврейские общины на Пиренейском полуострове были основаны после разрушения Второго храма в Иерусалиме в 70 году н.э. В последующие века евреи Пиренейского полуострова развили богатую испаноязычную еврейскую культуру и уникальную религиозную традицию.

Одним из самых важных раввинов в еврейской истории был сефардский еврей, родившийся в Кордове. Это был Моше бен Маймон (1138-1204), также известный как Маймонид. Его труды по еврейскому праву и этике признаны и сегодня.

Однако с течением веков насилие против евреев в Испании и Португалии становилось все более частым. Кульминации оно достигло в XIV веке, когда Ферран Мартинес, высокопоставленный католический священник, отправился в крестовый поход, чтобы разжечь ненависть к евреям.

Насилие нарастало, включая разрушение синагог. В 1391 году восставшая толпа расправилась с несколькими тысячами евреев в Севилье.

Многие евреи на Пиренейском полуострове обратились или перешли в христианство, спасаясь от насилия. В XV веке испанские монархи Изабелла и Фердинанд получили от Папы Римского разрешение начать инквизицию, особенно против новообращенных, подозреваемых в тайном исповедовании иудаизма. Евреи были изгнаны из Испании в 1492 году и из Португалии в 1497 году.

Не пропустите:  Ахмад Шах Масуд: первое падение режима талибов

Сефардская диаспора

В XVI и XVII веках сефарды распространились в Турции, Северной Африке и во многих частях Европы. Многие из них поселились в Нидерландах, одной из самых толерантных стран того времени.

Оттуда они перебрались в Бразилию, Суринам, Ямайку и Кюрасао, часто используя вымышленные имена, чтобы скрыть свою связь с иудаизмом. Они надеялись спастись от инквизиции и снова получить возможность жить открыто как евреи.

К сожалению, инквизиция затронула также испанские и португальские территории в Южной Америке. Сефардам пришлось скрывать любую практику иудаизма.

В 1654 году португальцы завоевали голландскую колонию на территории нынешней Бразилии. Опасаясь инквизиции, 23 еврея-сефарда отплыли из Бразилии в Новый Амстердам. Это произошло всего через 34 года после высадки пуритан на Плимутской скале и почти одновременно с прибытием первых миссионеров-квакеров в Новый Свет.

Колониальный губернатор Нового Амстердама Питер Стайвесант попытался депортировать сефардов, но голландская Вест-Индская компания отказала ему в этой просьбе. 23 сефарда основали Конгрегацию Шеарит Исраэль, старейшую еврейскую общину в Соединенных Штатах.

Жизнь евреев в колониальной Америке

Жизнь евреев в колониальной Америке

С прибытием все большего числа евреев из Европы, Карибского бассейна и Южной Америки сефардские общины были основаны в Чарльстоне, Саванне, Филадельфии и Ньюпорте. Им было нелегко.

Христиане в их общинах часто были настроены скептически. Но им не нужно было притворяться, что они не евреи. Многие из них открыли бизнес и стали успешными. В британский колониальный период они смогли получить гражданство.

Сефарды в Ньюпорте построили в 1763 году синагогу Туро – старейшее здание синагоги в Соединенных Штатах. Синагога Туро, построенная в 1763 году, сейчас является домом Конгрегации Иешуат Исраэль и входит в список национальных исторических достопримечательностей.

Не пропустите:  Бонни и Клайд: 9 фактов о знаменитых американских преступниках

Сефардский еврей Фрэнсис Сальвадор был избран в Конгресс штата Южная Каролина в 1774 и 1775 годах. Он был первым евреем, победившим на выборах в Америке.

В 1776 году он вступил в ополчение, сражавшееся в Войне за независимость США, и был убит в стычке с лоялистами. Таким образом, Фрэнсис Сальвадор стал первым американским евреем, погибшим за свою страну.

По оценкам, накануне Войны за независимость в британских колониях проживало от 2000 до 3000 евреев-сефардов из примерно 3 млн человек населения. Известно, что около 100 из них сражались по обе стороны революции.

Письмо Джорджу Вашингтону

В 1790 году президент Джордж Вашингтон посетил Ньюпорт, штат Род-Айленд. Род-Айленд только что ратифицировал Конституцию, став последним из 13 первоначальных штатов, сделавших это. Моше Сейшас, старейшина местной еврейской общины, вручил Вашингтону письмо от имени общины. Он написал:

До сих пор мы были лишены бесценных прав свободных граждан, и теперь мы с глубоким чувством благодарности к всемогущему Властителю всех событий смотрим на правительство, созданное по велению народа – правительство, которое не терпит фанатизма, не поощряет преследований, но щедро дарует всем свободу совести и гражданскую неприкосновенность: оно рассматривает каждого, независимо от нации, языка или высказываний, как равную часть великой управляющей Машины.

Ответ Джорджа Вашингтона

“Пусть сыны семени Авраамова, живущие на этой земле, продолжают заслуживать и пользоваться благосклонностью других жителей; пусть каждый человек сидит в безопасности под своей виноградной лозой и смоковницей, и пусть никто не тревожит его. Пусть Отец всякого милосердия рассеет свет на пути нашем, а не тьму, и пусть Он сделает всех нас полезными в наших различных призваниях здесь и в наше время и вечно счастливыми на нашем пути”.

Не пропустите:  9 удивительных фактов о мексиканском революционере Панчо Вилье

Эпилог

Эпилог

В XIX веке евреи-ашкеназы все чаще иммигрировали в Соединенные Штаты. Ашкеназы – это народ и культура Центральной и Восточной Европы.

Сефарды гораздо менее известны. Однако в Соединенных Штатах до сих пор существуют сефардские общины, возникшие в колониальные времена.

Эмма Лазарус (1849-1887) была писательницей, поэтом и активисткой, чья сефардская еврейская семья жила в Нью-Йорке с колониальных времен. Сегодня она наиболее известна благодаря своей поэме “Новый колосс”, которую она написала в 1883 году. Последние строки поэмы выгравированы на основании статуи Свободы.

“Оставьте, земли древние, хвалу веков себе!»
Взывает молча. “Дайте мне усталый ваш народ,
Всех жаждущих вздохнуть свободно, брошенных в нужде,
Из тесных берегов гонимых, бедных и сирот.
Так шлите их, бездомных и измотанных, ко мне,
Я поднимаю факел мой у золотых ворот!”

Дорогие Друзья! Подпишитесь на нашу группу ВКонтакте, там мы публикуем самые интересные и полезные статьи.