ГеограФишка объясняет смогут ли Азербайджан и Армения договориться о мире.
«Сейчас мы находимся на пороге создания независимого и суверенного государства, и это очень важный момент. Он может быть рискованным и болезненным», — предупредил премьер-министр Армении Никол Пашинян в конце сентября 2022 года.
Одним из «болезненных» решений стала готовность Армении вести переговоры о нормализации де-факто с Азербайджаном — и отделить этот мирный процесс от переговоров по спорной территории Нагорного Карабаха. Спустя почти месяц после нападения Азербайджана, 12 октября Совет безопасности Армении объявил, что мирное соглашение и демаркация границы будут заключены между двумя странами к концу года. Однако Нагорный Карабах не был упомянут.
Между тем, ЕС направил «гражданскую миссию» на восточную границу Армении на два месяца, хотя Азербайджан заявил, что не допустит миссию на свою территорию. Результаты миссии будут использованы в совместных армяно-азербайджанских комиссиях по демаркации границы.
Впервые вопрос о демаркационных комиссиях был поднят на совместной армяно-азербайджанской встрече с президентом России Владимиром Путиным в ноябре 2021 года. Глава службы безопасности Армении Армен Григорян подчеркнул срочность демаркации. «Азербайджан может использовать так называемую демаркационную границу как предлог для нападения на Армению», — сказал он.
Вторжение Азербайджана
В сентябре азербайджанские войска вторглись на 10 км² армянской территории в ходе одного из самых жестоких нападений со времен Второй Карабахской войны, жестокого наступления Азербайджана на отколовшийся регион Нагорного Карабаха в 2020 году. С момента конфликта 2020 года Азербайджан оккупировал около 50 км² армянской территории.
По меньшей мере 197 армянских солдат и 4 гражданских лица были убиты, а 7600 человек стали вынужденными переселенцами в результате сентябрьского нападения. Азербайджанские военные подтвердили, что 80 их солдат были убиты во время вторжения.
14 сентября было подписано соглашение о прекращении огня, но оно часто нарушалось. Недавно в интернете были размещены видеозаписи военных преступлений, совершенных против армянских солдат во время трехдневного вторжения.
Дисбаланс сил
Нынешняя ситуация возникла в результате войны 2020 года, которая привела к фундаментальному изменению баланса сил на Южном Кавказе. В результате наступления Азербайджан установил контроль над территорией в Нагорном Карабахе и вокруг него (международно признанной частью Азербайджана, хотя де-факто там правит правительство, возглавляемое коренными армянами). Боевые действия закончились прекращением огня при посредничестве России, которое многие в Армении расценили как «капитуляцию» перед Азербайджаном.
Согласно трехсторонней декларации, в Нагорном Карабахе были размещены российские миротворцы, и была разработана дорожная карта по открытию границ между двумя странами для экономического обмена.
Один из шагов требует от Армении открыть транзитный маршрут между Азербайджаном и Нахичеванью, азербайджанским эксклавом на западной границе Армении. Хотя двусторонние обсуждения по этому вопросу носят крайне секретный характер, официальные лица Азербайджана тем временем выдвинули территориальные претензии на южную провинцию Армении Сюник — вероятное место для прокладки маршрута через территорию Армении.
Борьба Армении за независимость от Советского Союза совпала с требованием армян Нагорного Карабаха о самоопределении от Азербайджана в конце 1980-х годов. Папазян считает, что конфликт с Азербайджаном и борьба армян Нагорного Карабаха за независимость сильно повлияли на национальную идентичность и государственные институты Армении. В прошлом месяце в Нагорном Карабахе прошли протесты в связи с перспективой передачи Арменией контроля над спорной территорией Азербайджану.
Сейчас Армения надеется, что права армян в Нагорном Карабахе будут гарантированы с помощью международных механизмов, поскольку ее собственные власти не имеют никакого влияния на эту территорию со времен войны 2020 года.
Подготовка к войне
Партия Пашиняна «Гражданский договор» обещала «эру мира» во время избирательной кампании 2021 года. Однако в свете недавнего азербайджанского наступления правительство начало готовить армянскую общественность к новой войне.
В день сентябрьского вторжения парламент Армении принял новый закон об оружии, целью которого является «воспитание культуры использования оружия для самообороны и повышение боеготовности». 20 сентября правительство объявило, что по всей стране будут отремонтированы убежища. Правительство Армении сделало военную подготовку (25 дней) обязательной для всех мужчин-резервистов, в дальнейшем планируется включить в программу и женщин.
Но помимо военной подготовки и убежищ, вопрос о поставках оружия стал горячей темой общественных дебатов. На следующее утро после вторжения войск Азербайджана Пашинян признал, что Армении не хватает оружия, и рассказал о проблемах его получения.
Некоторые «союзники» не смогли поставить заказанное ими оружие, несмотря на то, что «миллионы долларов» были выплачены заранее, заявил Пашинян в конце сентября. Хотя он не уточнил, о каких именно союзниках идет речь, очевидно, что претензии премьер-министра касались России, главного гаранта безопасности Армении. Ни Россия, ни Организация Договора о коллективной безопасности, не вмешались в сентябрьское наступление Азербайджана.
Вскоре после этого стало известно, что Индия продала Армении ракеты, реактивные снаряды и боеприпасы на сумму $245 млн. Примерно в это же время Армению посетила представительница Конгресса США Нэнси Пелоси, которая заявила, что США готовы «прислушаться к потребностям» обороноспособности Армении.
«Мы пытаемся расширить наше сотрудничество в военно-технической сфере», — сказал Пашинян.