Рассказываем зачем Турция чинит преграды на пути расширения НАТО.
Одним из ключевых геополитических последствий военной спецоперации Владимира Путина в Украине стало возвращение вопросов безопасности в русло европейской политики. В некоторых европейских странах, например, в Германии, конфликт возродил желание увеличить расходы на оборону. В традиционно нейтральных Финляндии и Швеции за растущей общественной поддержкой членства в НАТО последовали заявки на вступление в альянс.
Таким образом, саммит НАТО в Мадриде в конце июня быстро превратился в крупное событие, предвещающее дальнейшее расширение альянса.
Эрдоган «не поддерживает» амбиции Швеции и Финляндии
Однако расширение НАТО требует согласия всех стран-членов, и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что его страна «не поддерживает» амбиции Швеции и Финляндии. Негативное отношение Эрдогана, обоснованное тем, что обе страны принимают курдских террористов, ставит под угрозу дальнейшее расширение НАТО в период большой геополитической неопределенности.
С другой стороны, Турция традиционно выступает за политику открытых дверей НАТО в отношении потенциальных новых членов, и заявление Эрдогана не следует рассматривать как категорическое решение блокировать членство двух северных стран. На самом деле, оно преследует две другие цели.
Турция назвала позицию Швеции по курдам «неуважением»
Во-первых, позиция Эрдогана отражает накопившееся недовольство Турции отношением Швеции к курдскому вопросу в целом и сепаратистской Рабочей партии Курдистана (РПК) в частности. Турция недовольна отсутствием реакции шведских властей на деятельность РПК (организации, признанной террористической Европейским союзом, США и Турцией) и ее филиалов в Швеции.
Призывы Турции к шведским властям ограничить деятельность этой сети по сбору средств и вербовке остались практически без ответа. Швеция также предоставила убежище некоторым политическим беженцам, которые, по мнению турецких властей, связаны с попыткой государственного переворота в Турции в июле 2016 года. Финляндия и Швеция также ранее ввели эмбарго на поставки оружия в Турцию из-за ее трансграничных военных операций в Ираке и Сирии.
Эрдоган хочет укрепить имидж сильного лидера
Это подводит нас ко второй причине. Открыто выражая свое несогласие с предложениями Финляндии и Швеции, вместо того чтобы выбрать тихую дипломатию, Эрдоган надеется, что это поможет ему укрепить свою народную поддержку. В последнее время его рейтинг одобрения значительно снизился, и он хочет укрепить свой имидж сильного лидера, играющего важную роль в международной политике, до следующих президентских выборов.
Вовлечение общественности в международную дипломатию может служить цели обеспечения прозрачности. Но оно также осложняет поиск компромисса, привязывая правительства к публичным позициям и предотвращая возможные компромиссы и уступки. Поэтому было бы чрезмерным оптимизмом ожидать, что спор будет преодолен на саммите НАТО в Мадриде.
Заключение: Разобщенность означает повышенный риск для целостности альянса и отношений Турции с Западом.
Швеция не может выполнить требования Турции по борьбе с терроризмом
Несмотря на шквал дипломатической активности, последовавший за первоначальными заявлениями Эрдогана, на сегодняшний день, похоже, достигнут незначительный прогресс. Неясно, смогут ли Финляндия и Швеция выполнить все требования Турции. Они должны быть в состоянии предоставить необходимые гарантии строгого соблюдения национальных законов о борьбе с терроризмом, тем самым ограничив сбор средств и вербовочную деятельность обозначенных террористических организаций.
Финляндия и Швеция отказались от эмбарго на поставки оружия Турции
Прекращение эмбарго на поставки оружия также должно быть достижимым. Фактически, шведское правительство недавно объявило, что нет никаких препятствий для экспорта оружия в Турцию.
Однако Финляндия и Швеция могут оказаться не в состоянии удовлетворить некоторые другие требования Турции, например, запрос об экстрадиции. В конституционной системе с сильным разделением властей правительство не может принимать решения от имени судебной власти.
Турция и Швеция могут договориться о более регулярной дипломатической работе
В лучшем случае, Турция и две скандинавские страны могли бы договориться о более регулярном диалоге, в ходе которого эти требования могли бы быть рассмотрены более конструктивно. Турция также могла бы значительно укрепить свою дипломатическую позицию, заметно продвигая верховенство закона у себя дома, начиная с выполнения решений Европейского суда по правам человека.
До саммита НАТО в Мадриде существует дипломатический «льготный период»
Только после встречи отношение других членов НАТО, особенно США, к Турции может начать ужесточаться. Обвинения в том, что Турция препятствует расширению НАТО в критический для европейской безопасности момент могут получить поддержку.
Такой исход противоречил бы целям альянса и мог бы изолировать Турцию и усилить сопротивление Эрдогана.
Финляндия и Швеция должны взять на себя обязательство по борьбе с терроризмом
Чтобы избежать такого сценария, Финляндия и Швеция должны взять на себя обязательство делать все, что политически возможно и морально необходимо в совместной борьбе с терроризмом. Это потребует от Турции принятия потенциально небезупречного соглашения. Политические лидеры в Стокгольме, Хельсинки и Анкаре должны теперь подготовить свой народ к неизбежным недостаткам соглашения.