ТОП-20 военных кораблей в истории

ТОП-20 военных кораблей в истории

Размеры и возможности военных кораблей на протяжении всей истории были предметом восхищения и имели стратегическое значение. От древнеегипетских речных судов до современных авианосцев, военные корабли эволюционировали, чтобы соответствовать меняющимся требованиям военных конфликтов. Сегодня мы отправимся в путешествие по самым большим военным кораблям в мире, изучая их конструкцию, возможности и историческое значение.

20. HMS Hood

  • Страна: Великобритания
  • Категория: Линкор
  • Водоизмещение: 47430 тонн
  • Общая длина: 262.3 м

Сегодня расскажем про легендарный крейсер Королевского военно-морского флота — HMS Hood! Этот корабль был первым в серии из четырех линейных крейсеров класса «Адмирал», задуманных еще во времена Первой мировой войны.

Хотя строительство «Худа» началось задолго до Ютландской битвы, это сражение выявило серьезные недостатки его конструкции. Однако, несмотря на это, корабль был достроен и введен в эксплуатацию спустя четыре года после конфликта.

Интересно, что «Худ» остался самым крупным военным судном в мире на протяжении 20 лет после своего появления, что придавало ему особый престиж и прозвище «Могучий Худ». Несмотря на появление более современных кораблей, его влияние и важность были непререкаемы.

19. Ришелье

  • Страна: Франция
  • Категория: Линкор
  • Водоизмещение: 47548 тонн
  • Общая длина: 247.8 м

Этот класс линейных кораблей, названный в честь французского кардинала и государственного деятеля Армана Жана дю Плесси де Ришельё, представлял собой важную часть флота Франции в период между Второй мировой войной и послевоенными годами. Линейные корабли класса «Ришелье» были заметны своей высокой скоростью и мощным вооружением, что делало их ключевым звеном в боевом потенциале французского флота.

Дизайн этих кораблей был разработан в ответ на строительство итальянскими судами класса «Литторио» и немецкими кораблями типа «Бисмарк». Франция стремилась не отставать от своих соперников и построила два линейных корабля класса «Ришелье» — «Ришелье» и «Жан Барт». Они были усовершенствованием предыдущего класса «Дюнкерк», но с более мощным вооружением и улучшенной броней.

Класс «Ришелье» не остался без изменений после начала Второй мировой войны. В ответ на угрозу со стороны немецких линкоров, заказанных Германией, Франция планировала модернизировать свои суда. Предполагалось строительство еще двух кораблей этого класса — «Клемансо» и «Гасконь», с различными улучшениями вооружения и бронирования. Однако из-за обстоятельств «Клемансо» так и не был завершен, а «Гасконь» даже не был заложен.

Совет

  1. Пока мир борется с продолжающимися конфликтами в Газе, Судане и Украине, миротворческие усилия переживают кризис. В этой статье мы разбираемся в сложностях этих конфликтов и их потенциальном влиянии на глобальный ландшафт.
  2. Познакомьтесь с уникальным взглядом на Вторую мировую войну через призму японского кино. Эта подборка фильмов предлагает более глубокое понимание войны и опыта тех, кто пережил ее, с точки зрения японцев.
  3. Откройте для себя важнейшую, но часто упускаемую из виду роль Северного речного флота в Гражданской войне в США. Этот флот сыграл важную роль в военно-морской стратегии Союза, блокируя порты Юга и участвуя в сражениях, которые определили ход войны.

18. Audacious

  • Страна: Великобритания
  • Категория: Линкор
  • Водоизмещение: 50786 тонн
  • Общая длина: 245 м

Эти монстры морей были представлены Британией в 1930-1940-х годах, а потом достроены после войны. Их служба продолжалась с 1951 по 1979 год.

Изначально класс «Audacious» задумывался как расширение класса «Implacable» с двухэтажными ангарами. Но вот загвоздка: выяснилось, что высота ангара была недостаточной для новых самолетов, поэтому им пришлось сделать его побольше. Ничего, что затратили время на модификацию — в конечном итоге это оправдало себя!

Во время Второй мировой войны было заложено четыре корабля этого класса — «Африка», «Неотразимый», «Дерзкий» и «Игл». После войны «Африка» и «Игл» были отменены, а работы над остальными двумя были приостановлены. Но в 1950-х годах им все-таки дали зеленый свет и они были построены по другим проектам.

17. HMS Vanguard

  • Страна: Великобритания
  • Категория: Авианосец
  • Водоизмещение: 51420 тонн
  • Общая длина: 251 м

HMS Vanguard — это один из самых впечатляющих кораблей британского флота времен Второй мировой войны. Быстрый и мощный, он стал самым большим и самым быстрым из линкоров Королевского флота. Давайте рассмотрим его историю ближе.

В начале 1940-х годов британский флот столкнулся с вызовом: немецкие и японские линкоры быстро наращивали свои силы. В ответ на это Королевский военно-морской флот начал строительство линкоров класса «Лайон». Однако, строительство этих кораблей затянулось из-за сложностей с башнями и орудиями.

Тем временем, на складах уже были готовы 15-дюймовые орудия и башни. Это позволило британцам модифицировать дизайн и начать строительство HMS Vanguard — корабля, во многом основанного на классе «Лайон», но с улучшениями и изменениями.

Не пропустите:  В каких странах новый iPhone 11 стоит дороже всего?

После войны «Авангард» участвовал в учениях с силами НАТО и принял участие в различных мероприятиях, включая смотр по случаю коронации королевы Елизаветы II в 1953 году. В 1955 году HMS Vanguard отправился на переоборудование, но было объявлено, что после завершения работ он будет выведен в резерв. В конце концов, в начале 1960-х годов, корабль был продан на металлолом и разобран.

16. Бисмарк

  • Страна: Германия
  • Категория: Линкор
  • Водоизмещение: 52600 тонн
  • Общая длина: 251 м

Немецкие инженеры на пике своего мастерства создали истинных гигантов морей — линкоры класса «Бисмарк». Эти мощные суда, построенные для Кригсмарине нацистской Германии, вошли в историю как самые массивные и внушительные боевые корабли своего времени.

«Бисмарк» и его сестринский корабль «Тирпиц» поражали не только своими размерами, но и военными характеристиками. С водоизмещением 52600 тонн и вооружением в виде восьми 38-сантиметровых орудий они внушали ужас даже самым смелым противникам. Максимальная скорость 30 узлов придавала этим монстрам подвижность и стремительность в бою.

Если «Бисмарк» затонул в битве в Датском проливе, то «Тирпиц» свою драму пережил на норвежских водах. Несмотря на меньшую активность, этот корабль не раз испытывал силу британских флотов и воздушных сил. Однако, его история завершилась в 1944 году под ударами бомбардировщиков «Ланкастер», оставив лишь память о величии немецкого мореплавания.

15. Маджестик

  • Страна: Германия, Великобритания
  • Категория: Лайнер
  • Водоизмещение: 56551 тонн
  • Общая длина: 291 м

Построенный в 1914 году как SS Bismarck, этот колоссальный лайнер с внушительной вместимостью в 56551 тонну сразу завоевал сердца путешественников своим великолепием. Он возвышался над другими судами своего времени, не знал равных до появления SS Normandie в 1935 году.

Третий и самый величественный из линейки трансатлантических лайнеров Hamburg America Line, Majestic мог бы остаться лишь мечтой из-за Первой мировой войны. Однако его долгожданное завершение было отложено, лишив путешественников возможности испытать великолепие этого корабля. И лишь в 1922 году, после завершения военных действий, этот гигант отправился на свои первые ходовые испытания.

Смена флага стала новым этапом в жизни Majestic. После войны он стал RMS Majestic, гордо носившим флаг White Star Line. Став флагманом компании, он заменил погибший HMHS Britannic, продолжая служить своим пассажирам символом роскоши и безопасности.

В период Второй мировой войны он был призван в Королевский военно-морской флот в качестве HMS Caledonia, служа учебным кораблем. Однако в 1939 году его жизнь оборвалась в огне, и он ушёл на дно. Поднят лишь спустя несколько лет, Majestic был отправлен на слом в 1943 году, оставив лишь воспоминания о своей величии.

14. Корабли класса Iowa

  • Страна: США
  • Категория: Линкор
  • Водоизмещение: 58000 тонн
  • Общая длина: 270.54 м

Когда речь заходит о военно-морской истории Соединенных Штатов, невозможно пройти мимо класса «Айова». Символ мощи и технологического превосходства, эти шести линкоров вобрали в себя дух времени и взлетели на арену мировых морей в 1939-1940 годах. Предназначенные для перехвата и преследования быстрых японских судов, класс «Айова» также стал непременным звеном в боевой стратегии, демонстрируя свою силу рядом с более медленными аналогами.

Проектирование класса «Айова» было осуществлено с учетом ограничений Второго Лондонского военно-морского договора. Однако это не помешало им стать вершиной технического совершенства для своего времени. Они были созданы для водоизмещения в 58000 тонн и имели впечатляющую боевую мощь.

После многолетнего служения, класс «Айова» был выведен из строя в начале 1990-х, в период после окончания Холодной войны. Однако их значимость была настолько высока, что Конгресс США потребовал восстановить два из них для десантных операций. Это решение отражало не только стратегическую необходимость, но и историческое значение этих величественных кораблей.

13. Корабли класса Midway

  • Страна: США
  • Категория: Авианосец
  • Водоизмещение: 64000 тонн
  • Общая длина: 305 м

В мире военно-морской истории существует класс, который выделяется своей выдающейся службой и внушительными достижениями — это класс «Мидуэй». В состав этого класса входили три авианосца, каждый из которых оставил свой след в военной летописи США. Давайте погрузимся в историю каждого из них.

Головной корабль этого класса, USS Midway, вошел в строй в сентябре 1945 года, вскоре после окончания Второй мировой войны, и стал неотъемлемой частью американского флота. Его служба простирается на десятилетия, и лишь в 1992 году он был выведен из эксплуатации, оставив свой неизгладимый след в военной истории.

Другой знаковый авианосец этого класса, USS Franklin D. Roosevelt, присоединился к флоту в октябре 1945 года и сразу же взял на себя ответственность за защиту и интересы США в различных частях света. Его служба протянулась до 1977 года, и за это время он продемонстрировал выдающиеся тактические и стратегические возможности.

Наконец, USS Coral Sea, введенный в строй в апреле 1947 года, заслужил прозвище «Нестареющий воин» благодаря своей выносливости и боевой эффективности. Но в 1990 году этот великий корабль был выведен из эксплуатации, покидая сцену, но оставляя свой след в сердцах тех, кто служил на его палубах.

Не пропустите:  Какой альбом первым выпустили на CD?

12. Корабли класса Queen Elizabeth

  • Страна: Великобритания
  • Категория: Авианосец
  • Водоизмещение: 67000 тонн
  • Общая длина: 284 м

В мире военно-морской стратегии Великобритания всегда играла значительную роль, и новейшие достижения в этой области лишь подчеркивают ее влияние. Одним из последних впечатляющих достижений стало введение в эксплуатацию авианосцев класса «Куин Элизабет», о которых так много говорится в военных кругах.

Класс «Куин Элизабет» состоит из двух первоклассных авианосцев — HMS Queen Elizabeth и HMS Prince of Wales. Первый из них, HMS Queen Elizabeth, был торжественно назван в честь Елизаветы I и спущен на воду 7 декабря 2017 года. HMS Prince of Wales, был спущен на воду 21 декабря 2017 года и введен в эксплуатацию 10 декабря 2019 года. Вместе они составляют ядро авианосной ударной группы Великобритании, демонстрируя мощь и стратегическую важность королевских вооруженных сил.

11. Корабли класса Кузнецов

  • Страна: Россия, Китай
  • Категория: Авианосец
  • Водоизмещение: 65000 тонн
  • Общая длина: 315 м

Авианосцы типа Кузнецов, являются дивизией морской авиации, где мощь встречается с технологическим совершенством. Давайте окунемся глубже в их величие.

Одним из ключевых отличий этих авианосцев стал использованный трамплин для запуска самолетов высокой маневренности. Помимо этого, способность осуществлять посадку средствами амортизации открывает новые горизонты для оперативной работы в воздухе.

Класс «Кузнецов» представляет собой эволюцию авиационного флота. В сравнении с предшественниками, такими как класс «Киев», они выделяются не только размерами, но и возможностью ведения полномасштабных операций с использованием реактивной авиации. Важно отметить, что их тяжелый класс позволяет пересекать самые сложные морские преграды, не нарушая международные нормы.

10. Шаньдун

  • Категория: Авианосец
  • Водоизмещение: 70000 тонн
  • Общая длина: 305 м

Авианосец Шаньдун был спущен на воду 26 апреля 2017 года для Военно-морского флота Народно-освободительной армии Китайской Народной Республики. Этот корабль является первым китайским авианосцем, построенным на местных верфях, и вторым в эксплуатации после «Ляонина».

Интересно, что изначально предполагалось, что Шаньдун будет классифицирован как Type 001A, однако на церемонии ввода в эксплуатацию было объявлено, что он относится к типу 002. НАТО присвоила этому классу наименование «Кузнецов Мод.» в связи с его модифицированной конструкцией, основанной на авианосце класса «Кузнецов», изначально разработанном для ВМФ СССР.

9. Синано

  • Категория: Авианосец
  • Водоизмещение: 71890 тонн
  • Общая длина: 265.8 м

В мае 1940 года «Синано» был заложен как третий линкор класса «Ямато». Однако в результате потери значительного количества авианосцев в битве при Мидуэй в середине 1942 года, решено было преобразовать частично завершенный корпус «Синано» в авианосец. Это решение было принято из-за ограничений современного состояния конструкции, не позволявших преобразовать его в флотский авианосец. Вместо этого «Синано» был предназначен для поддержки других авианосцев.

Переоборудование «Синано» еще не было завершено к ноябрю 1944 года, когда ему было поручено отправиться из военно-морского арсенала Йокосука на базу Куре для завершения оснащения и перевозки груза из 50 реактивных бомб-камикадзе Yokosuka MXY7 Ohka. Однако в пути авианосец был потоплен 29 ноября 1944 года, всего через 10 дней после введения в строй. Атаку на «Синано» совершила подводная лодка ВМС США «Арчерфиш», запустив четыре торпеды.

В результате более тысячи моряков и гражданских лиц были спасены, но 1435 человек погибли, включая капитана. Этот случай остается самым крупным потоплением военного корабля подводной лодкой.

8. Ямато

  • Категория: Линкор
  • Водоизмещение: 72809 тонн
  • Общая длина: 263 м

Линкоры класса «Ямато» — два линкора Императорского военно-морского флота Японии (IJN), «Ямато» и «Мусаси», были заложены перед Второй мировой войной и завершены в соответствии с проектом. Третий корпус, начатый в 1940 году, в процессе строительства был переделан в авианосец «Синано».

Эти линкоры, с водоизмещением 72809 тонн , стали самыми массивными из когда-либо построенных в мире. Класс «Ямато» нес в себе самую мощную морскую артиллерию, устанавливавшуюся на военных кораблях — девять 460-мм морских орудий, способных стрелять снарядами весом 1460 кг на расстояние 42 км.

7. Фуцзянь

  • Категория: Авианосец
  • Водоизмещение: 80000 тонн
  • Общая длина: 316 м

Названный в честь провинции Фуцзянь, этот величественный авианосец принадлежит к классу Type 003, а также является первым в своем роде. Заложенный на верфи Цзяннань для ВМС Народно-освободительной армии Китая, он был спущен на воду 17 июня 2022 года и в настоящее время завершает свою подготовку к службе к началу 2024 года.

Фуцзянь отличается от своих предшественников множеством инноваций. Впервые китайский авианосец использует систему CATOBAR, что открывает новые возможности для его эксплуатации и эффективности. Тройная электромагнитная катапульта, интегрированная двигательная установка и полностью местный дизайн подчеркивают амбициозные научные и технологические устремления Китая в области морской авиации.

6. Корабли класса Forrestal

  • Категория: Авианосец
  • Водоизмещение: 82402 тонн
  • Общая длина: 326.10 м

Корабли класса «Форрестол», построенные в 1950-х годах для ВМС Соединенных Штатов, представляли собой значительный технологический прорыв в области военной морской авиации. Их название было взято в честь Джеймса Форрестола, первого министра обороны США. Этот класс авианосцев стал первым, где были успешно объединены большой тоннаж, бортовые подъемники и наклонная палуба, обеспечивая более эффективную эксплуатацию военной авиации.

Не пропустите:  8 современных технологий, которые были предсказаны в книгах

Первый корабль этого класса был введен в эксплуатацию в 1955 году, а последний выведен из строя в 1998 году. В последние годы четыре авианосца этого типа были утилизированы в период с 2014 по 2017 год в городе Браунсвилл, штат Техас. Это закрыло главу истории этих впечатляющих кораблей, оставив после себя богатое наследие в развитии морской авиации.

5. USS Джон Ф. Кеннеди (CV-67)

  • Категория: Авианосец
  • Водоизмещение: 82655 тонн
  • Общая длина: 321 м

USS Джон Ф. Кеннеди (CV-67) (ранее CVA-67) — единственный представитель своего класса, являющийся авианосцем, прежде состоявшим в ВМС Соединенных Штатов. Этот корабль, считающийся суперавианосцем, представляет собой вариацию класса «Китти Хоук» и последний авианосец с обычным двигателем, построенный для Военно-морского флота, так как все последующие авианосцы оснащены ядерной энергетической установкой.

Построенный в 1968 году, корабль был назван в честь Джона Ф. Кеннеди, 35-го президента Соединенных Штатов. Первоначально Джон Ф. Кеннеди имел обозначение CVA, что означало ударный авианосец, однако позже его обозначение было изменено на CV, что обозначает авианосец флота.

После почти 40 лет службы «Джон Ф. Кеннеди» был выведен из эксплуатации 1 августа 2007 года. Он был пришвартован на объекте технического обслуживания неактивных судов NAVSEA в Филадельфии, бывшей военно-морской верфи Филадельфии, и до конца 2017 года был доступен в качестве музея и мемориала. В конце 2017 года Военно-морской флот аннулировал его статус «удерживаемого для пожертвований» и принял решение о его демонтаже.

4. Корабли класса Kitty Hawk

  • Категория: Авианосец
  • Водоизмещение: 84914 тонны
  • Длина: 326 м

Суперавианосцы класса Kitty Hawk ВМС США представляли собой пошаговое усовершенствование судов класса Forrestal. Три были построены, все в 1960-х годах: Kitty Hawk (CV-63) (1961–2009), Constellation (CV-64) (1961–2003) и America (CV-66) (1965–1996). Все они сейчас списаны.

3. USS Enterprise (CVN-65)

  • Категория: Авианосец
  • Водоизмещение: 94781 тонны
  • Длина: 342 м

Вот уже много лет USS Enterprise (CVN-65), когда-то известный как CVA(N)-65, стоял на военной службе США. Он стал первым атомным авианосцем в 1958 году и восьмым в истории флота Соединенных Штатов. На протяжении многих десятилетий он славился под псевдонимом «Большой Е», отсылая к своему знаменитому предшественнику, чей мужественный дух демонстрировался в ходе Второй мировой войны.

Его размеры — это нечто впечатляющее. С длиной в 342 м, он внушает почтение как самое длинное военное судно в истории. Представьте только! Изначально предполагалось, что этот класс будет состоять из шести единиц, но в конечном итоге был построен только USS Enterprise. Его водоизмещение составляет 94781 тонны, что делает его третьим по величине авианосцем, уступая лишь «Нимицу» и «Джеральду Р. Форду».

2. Корабли класса Gerald R. Ford

  • Категория: Авианосец
  • Водоизмещение: 100000 тонн
  • Длина: 333 м

Атомные авианосцы класса Gerald R. Ford в настоящее время строятся для Военно-морского флота Соединенных Штатов, который намерен приобрести десять таких кораблей для замены существующих авианосцев в пропорции один к одному, начиная с головного корабля своего класса, «Джеральд Р. Форд» (CVN-78), заменяющего «Энтерпрайз» (CVN-65), а позднее авианосцы класса «Нимиц».

Новые суда имеют корпус, аналогичный классу «Нимиц», но они оснащены технологиями, разработанными в рамках программы CVN(X)/CVN-21, такими как электромагнитная система запуска самолетов (EMALS), а также другими конструктивными особенностями, направленными на повышение эффективности и снижение эксплуатационных затрат, включая управление более малыми экипажами. Этот класс авианосцев назван в честь бывшего президента США Джеральда Р. Форда.

CVN-78 был заказан в 2008 году и введен в строй 22 июля 2017 года. Второй корабль этого класса, Джон Ф. Кеннеди (CVN-79), запланирован к вводу в строй в 2025 году.

1. Корабли класса Nimitz

Категория: Авианосец
Водоизмещение: 102000 тонн
Длина: 332,8 м

Класс «Нимиц» — это настоящий гигант среди авианосцев! С десятью атомными кораблями, этот класс является вершиной инженерного и военного мастерства ВМС США. Названные в честь адмирала Честера У. Нимица, эти авианосцы воплощают в себе величие и силу флота.

Когда речь идет о размере, класс «Нимиц» просто поражает. С общей длиной в 332,8 метра и водоизмещением при полной загрузке более 102000 тонн, эти корабли — настоящие гиганты морей. Но не только размер делает их уникальными. Эти авианосцы несут в себе наследие своего имени — адмирала Нимица, который возглавлял Тихоокеанский флот во время Второй мировой войны.

Часто задаваемые вопросы об авианосцах

Что такое авианосец?

Авианосец — это военный корабль, выполняющий функции морской авиабазы, оснащенный полетной палубой во всю длину судна и средствами для перевозки, вооружения, развертывания и восстановления самолетов.

Как эволюционировали авианосцы с течением времени?

С момента своего появления в начале XX века авианосцы претерпели значительные изменения: от деревянных судов, использовавшихся для запуска воздушных шаров, до ударных самолетов, вертолетов и других типов летательных аппаратов.

Какова роль авианосцев в современных боевых флотах?

Авианосцы часто являются центральным элементом современных боевых флотов, а их дипломатическая и тактическая мощь, мобильность, автономность и разнообразие средств делают их решающими для стратегического международного влияния.