Роль развитых и развивающихся стран в сохранении леса

Роль развитых и развивающихся стран в сохранении леса

Чико Мендес, будучи ребенком работал сборщиком каучука в бразильской Амазонии, и видел, как быстро лес может исчезнуть, если фермеры и скотоводы захотят заполучить землю.

Он также пришел к выводу, что коренные жители и сборщики каучука были естественными защитниками леса.

Когда Стив Шварцман встретил его в 1985 году, Мендес объединил некогда ожесточенных противников и начал расширять альянс, включив в него природоохранные НПО, такие как Фонд защиты окружающей среды (EDF), где и работал Шварцман.

Скотоводы убили Мендеса в 1988 году, за три дня до Рождества, но его наследие живет.

Шварцман, который в настоящее время возглавляет работу EDF в области тропических лесов и экономических стимулов для крупномасштабной защиты лесов, признается, что Мендес вдохновил его сделать это делом своей жизни.

В этой статье мы рассмотрим критические моменты в эволюции глобальных переговоров по климату, чтобы увидеть, как проблема, которая была исключена из Киотского протокола, сейчас  возвращается к обсуждению.

Разделение на богатых и бедных

Вид с птичьего полета на вырубку тропического леса.

Чико Мендес был убит всего через две недели после того, как Организация Объединенных Наций официально учредила Межправительственную группу экспертов по изменению климата (МГЭИК).

Не пропустите:  10 стран с наибольшим запасом природных ресурсов

В 1989 году 24 главы государств, собравшиеся в Гааге, официально признали реальность изменения климата и необходимость принятия глобальных ответных мер на это и то, что развитые страны создают большую часть промышленных выбросов.

Появившаяся в результате Гаагская декларация по окружающей среде опиралась на успех Монреальского протокола 1987 года, в котором запрещены хлорфторуглероды, разрушающие озоновый слой.

Говоря о парниковых газах, они согласились, что страны, чей «уровень развития и фактическая ответственность за ухудшение атмосферы» наиболее высоки, должны помогать другим нести бремя замедления или обращения вспять изменения климата.

По мере развития переговоров, однако, развитые страны отталкивались от того, что политолог Джойета Гупта в своей книге 2015 года «История глобального управления климатом» называет «парадигмой ответственности», подразумевающей, что страны — основные источники выбросов, в будущем также будут нести ответственность за нанесенный климату вред.

Вместо этого, говорит она, они должны перейти к «парадигме лидерства», которая бы «делала из развитых стран лидеров, а не загрязнителей». Лидеры указывали бы путь для углеродной реформы. Они не были бы обязаны датировать другие страны, а вместо этого могли бы сделать ресурсы доступными странам, которые пострадали от изменения климата. Лидеры будут лидировать, а остальной мир последует за ними.

Не пропустите:  Кто проводит лучшие экскурсии по Сочи, Красной Поляне и Абхазии?

Срок действия Киотского протокола истекает в конце следующего года и устанавливает целевые показатели сокращения выбросов для развитых (богатых) стран, но не устанавливает таких ограничений для развивающихся (бедных) стран.

В течение четырех лет участники переговоров подписали Рамочную конвенцию Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИК ООН) на саммите 1992 года в Рио-де-Жанейро, признавая концепцию «Общей, но дифференцированной ответственности и соответствующих возможностей». В 1995 году мировые лидеры начали созывать ежегодные конференции сторон (КС) в РКИК ООН. В 1997 году на КС-3 в Киото они подписали Киотский протокол.

Киотский протокол и великая пропасть

Европейский Союз ввел ограничение на выбросы

В Механизме чистого развития Киотского протокола (МЧР) говорится, что компании в развитых странах могут при некоторых обстоятельствах «компенсировать» часть своих выбросов, финансируя проекты чистого развития в развивающихся странах.

Европейский Союз ввел ограничение на выбросы от таких отраслей, как энергетика, производство металлов, целлюлозы и бумаги.

США также подписали Киотский протокол, но тогдашний президент Билл Клинтон, столкнувшись с оппозицией республиканцев, так и не представил его в Сенат для ратификации. Его преемник Джордж Буш-младший поклялся никогда не одобрять договор, который «освобождает 80% населения мира, в том числе крупные государства, такие как Китай и Индия, от его соблюдения, и может нанести серьезный ущерб экономике Америки». Это был конец участия США в Киотском протоколе и начало конца «парадигмы лидерства».