Узнайте, в чем причина многочисленных переворотов в странах Западной Африки.
Последний успешный переворот в Западной Африке в Нигере вновь вызвал опасения по поводу «возвращения» переворотов и «смерти» демократии в Африке. Недавняя попытка в Гвинее-Бисау также напомнила первые десятилетия после обретения независимости, когда перевороты были обычным явлением.
К 2012 г. в Африке произошло более 200 переворотов и попыток переворотов в разные эпохи независимости. В 1960-1970-е годы попытка переворота происходила каждые 55 дней, и более 90% африканских государств пережили переворот.
После окончания холодной войны в Африке началась реализация неолиберальной демократической программы. Она обещала освободить континент от авторитарного правления и военных захватов в пользу политического плюрализма и верховенства закона. Таким образом, спустя многие десятилетия перевороты должны были стать редкостью, а то и вовсе уйти в прошлое, а диктаторские режимы должны были прийти в упадок.
Демократия в Африке должна была достаточно развиться, чтобы предотвратить или сократить число переворотов, чтобы можно было говорить о «возвращении» переворотов. Сказать, что африканские демократии умирают, значит признать, что они были живы.
В любом случае, перевороты редко являются решением проблемы плохого управления. Эту тенденцию необходимо остановить на корню. Но она также требует переоценки неолиберального проекта демократии в Африке.
Исследования политической истории региона показывают, что демократия в нем, как правило, носит поверхностный характер. Несмотря на некоторый прогресс, демократия остается в значительной степени косметической, а условия, вызывающие перевороты, сохраняются.
Последние перевороты в Западной Африке
Анализ истории переворотов в Западной Африке позволяет выявить некоторые повторяющиеся темы в качестве их причин. Они указывают на вероятность новых переворотов и на то, что необходимо изменить для их предотвращения.
По данным одного из исследователей, в каждом десятилетии с 1958 по 2008 г. в Западной Африке происходило наибольшее количество переворотов на континенте — 44,4%. С 2010 года в Африке произошло более 40 переворотов и попыток переворотов, причем около 20 из них — в Западной Африке и Сахельском регионе (включая Чад).
С 2019 года их было 8 (6 успешных и 2 неудачных).
В период с 1958 по 2008 гг. большинство переворотов в Африке произошло в бывших французских колониях, как и семь из восьми переворотов, произошедших после 2019 года. Аналогичным образом, 12 из 20 переворотов, произошедших в субрегионе с 2010 года, произошли именно там.
Причины переворотов в Западной Африке можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние факторы — это те, которые обусловлены национальными проблемами. Внешние факторы — это факторы, связанные с глобальной динамикой и оказывающие существенное влияние на управление и безопасность континента.
Недостатки управления, несоблюдение гражданских прав, разочарование масс (в основном молодежи) и растущая незащищенность — вот основные внутренние причины. К внешним причинам относятся международные факторы, в том числе внешнее влияние.
Однако эти непосредственные факторы существуют в более широком контексте, который позволяет непосредственным причинам сохраняться достаточно долго для того, чтобы спровоцировать переворот. Учитывая неутешительное состояние демократии и постоянное иностранное влияние на африканские страны, неудивительно, что в последнее время предпринимаются успешные попытки военного захвата власти.
Анализ демократии и управления внутри страны
Несмотря на скромные демократические достижения, более точная картина демократии в Западной Африке заключается в том, что она неглубока: выборы проводятся регулярно, но без основных элементов демократии, таких как осознанное и активное участие, соблюдение верховенства закона, независимость судебной системы и гражданских свобод.
Исследование намерений избирателей в 16 африканских странах показало, что в странах с небольшим количеством доминирующих партий избиратели отдают предпочтение определенным партиям не потому, что поддерживают политику этих партий, а потому, что избиратели опасаются быть «наказанными» избранными властями после выборов.
Другое исследование показывает, что политическая власть передается по наследству, а не оспаривается демократическим путем. И назначаются люди, подчиняющиеся влиятельным политическим лидерам. Примеров либерально-демократических правительств очень мало.
На всем континенте несколько действующих президентов в течение более чем десяти лет подтасовывали конституцию, чтобы подольше остаться у власти. Многие другие пытались это сделать, но потерпели неудачу.
Иностранное влияние
Иностранное влияние и стратегическая конкуренция повышают вероятность государственных переворотов. В первые четыре десятилетия после обретения независимости перевороты были связаны с «холодной войной», когда две великие державы — Советский Союз (ныне Россия) и США — боролись за власть на континенте.
Как и перевороты после обретения независимости, более поздние перевороты в Западной Африке также несут на себе отпечаток иностранного происхождения. Например, Россия упоминается в связи с переворотами в Мали в 2021 и 2020 годах и последним переворотом в Буркина-Фасо.
Ассими Гойта, лидер двух переворотов в Мали, по некоторым данным, также проходил обучение и получал поддержку из США. Влияние Франции на политические события в субрегионе практически само собой разумеется в силу колониальных связей этой страны с Западной Африкой.
Так, например, тайный переворот Махамата Деби в Чаде был поддержан Парижем. Вместе с Россией Китай также не позволил Франции при поддержке США и ЕС поддержать резолюцию Совета Безопасности ООН о введении экономических и пограничных санкций против Мали. Китай критиковал переворот в Гвинее, но молчал по поводу переворота в Мали.
Даже в XXI веке стремление иностранных держав получить стратегическое влияние и преимущества в Африке связано с переворотами на континенте. Они мирятся с местной политикой и авторитарным правлением до тех пор, пока это служит их стратегическим интересам.
Дальнейшие перспективы
Система государственных переворотов динамична. Предотвращение будущих и реагирование на текущие перевороты требует радикального изменения курса. Страны с помощью региональных и глобальных партнеров должны устранить недостатки управления, которые проявляются в несоблюдении гражданских прав, социально-экономической неудовлетворенности и растущем отсутствии безопасности.
Региональные организации, такие как Экономическое сообщество западноафриканских государств и Африканский союз, также должны решительно и беспристрастно выразить свое презрение к любым видам переворотов. Международные документы, предусматривающие наказание участников переворота, должны быть поддержаны ведущими мировыми державами. Глобальные межправительственные организации должны также контролировать иностранное вмешательство в дела африканских стран, ведущее к политической нестабильности, а африканские региональные организации должны противостоять этому.
Демократизация в Африке также требует переориентации на местные реалии. Более надежным ответом на государственные перевороты является устранение неблагоприятных социально-экономических и политических условий в национальной и международной политике, которые позволяют непосредственным причинам политической нестабильности скрываться за демократическим фасадом.