На предстоящей осенней неделе жителям Каталонии и Курдистана будет предоставлена возможность решить, хотят ли они жить в суверенном государстве. Однако если в результате этих референдумов будет провозглашена независимость, каковы будут дальнейшие шаги? Хотя может показаться, что Курдистан, Каталония или оба этих государства станут последними в мире независимыми государствами, реальность гораздо сложнее.
Мы разобрались, на чем основывается процесс обретения странами независимости.
Устав ООН и Международный пакт о гражданских и политических правах
Согласно международному праву, народы имеют право самостоятельно определять свою судьбу, в том числе и свой политический статус. Это право на самоопределение закреплено в Уставе ООН и уточнено в Международном пакте о гражданских и политических правах. В принципе, это право можно рассматривать как право быть признанным мировым сообществом в качестве независимого государства.
Однако чаще всего оно рассматривается как право населения определять, как и кем оно управляется — таким образом, самоопределение относится в основном к решениям в рамках существующих национальных государств, а не к созданию новых государств. Во многом это объясняется тем, что законы о самоопределении были написаны в периоды деколонизации. Поэтому при толковании смысла таких законов необходимо учитывать историческую ситуацию того времени. В этот период колониальные государства постепенно предпринимали шаги по распаду своих империй, которые становилось все труднее поддерживать в условиях растущего давления со стороны колоний.
Создание новой страны представляло собой сложную проблему: для образования нового государства необходимо было отторгнуть часть территории уже созданного и суверенного государства. Подобная практика являлась явным нарушением общепризнанных норм, обеспечивающих территориальную целостность. Эти принципы относятся к числу наиболее фундаментальных основ, на которых зиждется мировая система.
Признание вновь образованного государства означает передачу суверенитета от одной правящей державы к другой. Ни одна международная организация, например ООН, не может способствовать отторжению какой-либо части территории страны без получения положительного согласия первоначальной правящей силы. Любая попытка сделать это будет рассматриваться как нарушение элементарных принципов государственного устройства.
Ярким примером является провозглашение независимости Косово от Сербии в 2008 году. Несмотря на то, что более половины стран-членов ООН признали его независимость, оно до сих пор не получило статуса суверенного государства. Отчасти это объясняется тем, что Сербия по-прежнему сохраняет свое господство на этой территории.
Аналогичным образом, для создания Курдистана как государства Ираку придется отказаться от автономного контроля над этой территорией. Здесь действуют очевидные и противоречивые правовые принципы. По крайней мере, в одном случае эти противоречия сосуществуют в рамках одного закона.
Суверенный статус территории государства
Как представляется, не существует ни однозначного правового пути к достижению государственного суверенитета, ни юридически санкционированного механизма определения территории, претендующей на суверенный статус. Поэтому для определения соответствующих процедур необходимо изучить предыдущие примеры.
Последними по времени возникновения государствами являются Южный Судан, признанный в 2011 году, и Восточный Тимор, признанный в 2002 году. Распад Советского Союза и распад Югославии вызвали всплеск образования новых государств в начале 1990-х годов.
Эритрея также обрела государственность в 1993 году после длительной войны с Эфиопией, которая аннексировала Эритрею в 1962 году. Ранее новые государства в мире возникали в результате распада или падения империй, особенно с окончанием колониализма.
Для Восточного Тимора, Южного Судана и Эритреи стремление к государственности было попыткой решить другую проблему — насильственный конфликт. Во всех трех случаях государство-хозяин (Индонезия — в случае Восточного Тимора, Судан — в случае Южного Судана, Эфиопия — в случае Эритреи) согласилось отказаться от контроля над территорией в рамках мирных переговоров.
Все новообразованные государства получили суверенитет после распада правящего государства или с санкции прежней суверенной власти. Общим для них является статус государств, созданных для решения существующих проблем, в результате чего международное сообщество выиграло от их признания. Для современных нарождающихся государств признание является скорее политическим жестом, чем четко сформулированным юридическим действием.
ООН признает суверенитет государства после определения его независимости
Определение момента приобретения страной независимого статуса не является однозначно правовым, поскольку признание территории в качестве суверенного государства происходит, как правило, только после признания ее независимости Организацией Объединенных Наций. Признание суверенной государственности ООН, как наиболее всеобъемлющей и обширной многосторонней организации, вполне обосновано.
Хотя в Уставе и правилах ООН четко прописаны процедуры приема новых членов, эти законы распространяются только на новых членов, которые уже являются суверенными государствами. Таким образом, существует некоторая неопределенность в процедуре, которую должны пройти страны-кандидаты на суверенитет.
Достижение статуса суверенного государства, признанного международным сообществом, не является простым и понятным путем. Во многих случаях этот процесс регулируется влиятельными государствами в современной международной политической обстановке. Кроме того, существует огромное количество непризнанных государств, многие из которых существуют без суверенитета на протяжении значительного периода времени.
Если осенью Каталония или Курдистан официально объявят о своей независимости, то они могут получить статус суверенных государств при условии согласия стран, которые ими управляют. В противном случае они могут отказаться от провозглашения независимости и остаться непризнанными образованиями на неопределенный срок.
Почему народы так стремятся к суверенитету?
Народы стремятся к суверенитету, поскольку он дает им автономию и контроль над собственными делами. Это позволяет им принимать решения, отвечающие интересам их народа, без вмешательства других стран. Суверенитет также позволяет государствам защищать свои границы и ресурсы, создавать собственные правовые системы и проводить собственную внешнюю политику.
Он является символом независимости и национальной гордости. Однако в современном глобализированном мире сохранять полный суверенитет становится все труднее, поскольку страны становятся все более взаимосвязанными и зависимыми друг от друга.