Узбекский фотограф Хасан Курбанбаев запечатлел мультикультурную атмосферу в развивающейся столице Узбекистана.
Рассказываем, как новое поколение молодых талантов возвращает Ташкент к жизни.
Узбекистан расположен в уникальном месте
«Я думаю, что большинство людей в мире, особенно молодежь, не знают или никогда не слышали об Узбекистане, — говорит фотограф Хасан Курбанбаев. Известный своими древними бирюзовыми городами вдоль Великого шелкового пути, Узбекистан находится в уникальном положении единственной страны, граничащей со всеми государствами Центральной Азии + Афганистаном. В регионе также проживает большое количество русскоязычного населения.
Языки, культуры и верования жителей смешались за десятилетия существования Российской империи и Советского Союза. Однако Ташкент всегда был самым космополитичным из городов Узбекистана. Землетрясение 1966 года почти полностью разрушило традиционный городской пейзаж, и советские власти переоборудовали мечети, церкви и медресе в светские учреждения, такие как ДК и женские центры, построили заводы и жилые комплексы.
После обретения Узбекистаном независимости в 1991 году столица была вынуждена переосмыслить себя, и теперь поколение, родившееся после этого знаменательного события, меняет облик города.
Курбанбаев пережил последнее десятилетие советской власти и рождение независимого Узбекистана, что оказало глубокое влияние на его молодость. Хасан экспериментировал с кино и радио, прежде чем стать фотографом, и большую часть своей карьеры задавался вопросом, почему эта богатая и разнообразная страна не привлекает внимания остального мира. «Сегодня у нас есть отличные команды скейтеров, танцоров хип-хопа и исполнителей, которые поют на узбекском, русском или английском языках», — добавляет Курбанбаев.
«Я родом из района Чиланзар. Он расположен на юго-западе Ташкента, в окружении множества жилых домов, деревьев и многонационального квартала. Я рос в смешении культур — мне было девять лет, когда Узбекистан стал независимым»,
Появление западной музыки в 1990-х
Его самое яркое воспоминание о времени обретения Узбекистаном независимости — это приход западной музыки в 1990-х годах, что, несомненно, повлияло на его увлечение работой на радио. «Это был музыкальный бум для всех нас, и в подростковом возрасте я был одержим западной музыкой, поэтому регулярно ходил в центр города. Там было подпольное место, где можно было купить много пиратских компакт-дисков, привезенных из Польши. Для меня это был музыкальный рай. У меня был CD-плеер и друзья записывали мои записи за очень небольшие деньги. Всякий раз, когда я возвращался домой с музыкой, я чувствовал, что у меня есть что-то действительно ценное, что-то большое. Я чувствовал, что связан с большим миром. Думаю, многие молодые люди чувствовали то же самое», — вспоминает фотограф.
Несмотря на строгие ограничения правительства на пользование интернетом, молодежь в Ташкенте сейчас все чаще пользуется Инстаграмом или ВКонтакте. Они также продолжают ориентироваться на мировые бренды и модные тенденции, которые распространяются через социальные сети. «Социальные сети сегодня являются мощным инструментом, и культурные границы исчезают. Я считаю, что молодые люди слушают одну и ту же музыку и смотрят одни и те же фильмы на своих смартфонах, независимо от того, в какой части света они находятся. Мы живем в десятилетие глобальной попсы», — говорит Хасан.
Но фотографии Курбанбаева — это не ода модным потребительским привычкам. Напротив, они представляют новое поколение, балансирующее между мировыми тенденциями и традициями. В последние годы узбекские власти, судя по сообщениям, критиковали поп-звезд за то, что они предпочитают носить на национальном телевидении.
Современным молодым людям нельзя говорить, что им должно нравиться или что они должны носить. Хасан Курбанбаев отдает должное своим друзьям, многих из которых он встретил впервые, и верит в будущее города: «Все они занимаются разными вещами, будь то школа или пение, танцы, скейт, моделинг или паркур. Они представляют разные этнические группы, от узбеков до русских и евреев. Но я заметил одну важную вещь: они были честными, позитивными, творческими и уверенными в том, что они делают. Это новое поколение Ташкента, и мы на правильном пути.»