В мире Формулы-1 технические инновации и гении инженерной мысли стали частью богатой истории этого вида спорта, как и гонщики и их навыки. Вот список самых знаковых болидов Формулы-1.
Williams FW14B (1992)
Williams FW14B — один из самых инновационных болидов Формулы-1, которые когда-либо производились командой из ангийской деревни Гров в графстве Оксфордшир. Он был разработан Эдрианом Ньюи под техническим руководством Патрика Хеда и управлялся Найджелом Мэнселлом и его товарищем по команде Риккардо Патрезе.
FW14B стал результатом творчества, технического гения и абсолютной точности. Оснащенный двигателем Renault V10 в сочетании с полуавтоматической коробкой передач, автомобиль отличался последними технологическими инновациями, такими как антипробуксовочная система, антиблокировочная система тормозов и выдувным диффузором.
Он также отличался уникальной системой активной подвески, запрещенной в Формуле 1 до сезона 1994 года, разработанной командой под руководством Пэдди Лоу.
FW14B был одним из самых технологичных и эстетичных машин и изменил историю спорта своими инновациями. Считается, что Себастьян Феттель купил один из шести существующих FW14B.
Ferrari 156 (1961-1964)
Ferrari F156, популярный благодаря свому «акульей носу», трубчатой форме и аэродинамической задней части, был разработан Карло Кити. Оснащенный 1,5-литровым двигателем V6 Dino, который создали Витторио Яно и Альфредо «Дино» Феррари, болид доминировал в чемпионате Формулы-1 1961 года.
В свой первый сезон он выиграл пять гонок, в том числе 1-2-3-4 в Гран-при Бельгии и титул чемпиона мира для Фила Хилла. Джон Сёртис и Лоренцо Бандини также ездили на Ferrari 156 в последующие годы.
Jordan 191 (1991)
Jordan 191 был автомобилем Михаэля Шумахера во время его дебюта в Формуле-1. Разработанный Гэри Андерсоном и оснащенный двигателем Ford-Cosworth, он имел уникальную особенность — переднее крыло выступало из носа. Ярко-зеленый Jordan 191, брендированный компанией «7 Up», выделялся из толпы еще до того, как Шумахер сел за его руль.
Кроме Андреа Де Чезариса и бельгийца Бертрана Гашо, в том сезоне Jordan 191 управляли еще три гонщика: Алессандро Дзанарди, Роберто Морено и Михаэль Шумахер.
Хотя автомобиль не попал в книги рекордов, его в первую очередь помнят за то, что он помог начать одну из самых легендарных карьер в истории спорта.
McLaren MP4/4 (1988)
McLaren MP4/4, разработанный для Айртона Сенны и Алена Проста, запомнился как болид, на котором Сенна выиграл свой первый титул чемпиона мира. MP4/4, одна из самых культовых машин в Формуле-1, одержала 15 побед и 15 поул-позиций в каждой из 16 гонок.
Разработанный американским инженером Стивом Николсом под техническим руководством Гордана Мюррея, MP4/4 был оснащен 1,5-литровым двигателем Honda V6 с турбонаддувом, который производил более 700 лошадиных сил. Этот автомобиль выигрывал чемпионаты среди пилотов и конструкторов в 1988 году и положил начало доминированию McLaren в Формуле-1.
Mercedes W196 (1954-1955)
Mercedes-Benz W196, управляемый дуэтом Хуаном Мануэлем Фанхио и Стирлингом Моссом, был первым в мире автомобилем Формулы-1 с системой впрыска топлива.
В послевоенный период Mercedes-Benz в сотрудничестве с немецкой компанией Bosch разработал инновационную технологию впрыска топлива. Автомобиль имел элегантное шасси из магниевого сплава с двигателем, установленным непосредственно за передними осями, чтобы обеспечить правильное распределение веса.
Знаменитая «Серебряная стрела» оснащалась 1,5-литровым двигателем V12 с наддувом, который ранее использовался на истребителях Messerschmitt Bf 109.
W196R стал легендой с девятью победами, восемью поул-позициями и двумя чемпионскими титулами в 1954-55 годах, что является рекордом для немецкого производителя автомобилей. Спустя годы W196 побил аукционные рекорды, став самым дорогим автомобилем Формулы-1, проданным за $29,6 млн на Фестивалt скорости в Гудвуде в 2013 году.
Brabham BT52 (1983)
Могучий Brabham BT52 стал первым болидом с турбонаддувом, выигравшим чемпионат мира Формулы-1. 1,5-литровый двигатель BMW M12/13 мощностью 1000 л.с. был установлен на BT52 во время квалификационных гонок.
Знаменитый Brabham был еще одним творением Гордана Мюррея. Позже в этом сезоне модернизированный BT52B принял участие еще в семи гонках.
BT52 одержал четыре победы и занял две поул-позиции, что сделало Нельсона Пике первым чемпионом Формулы-1 в турбо-режиме и помогло ему выиграть свой второй титул в карьере.
Lotus 78
Lotus 78, разработанный Колином Чепменом в 1977 году, был первым болидом Формулы-1, в котором использовался эффект влияния земли. Машина отличалась инновационным дифференциалом, а также боковыми юбками, которые направляли воздушный поток под кузов, по сути превращая болид в гигантское перевернутое крыло. В результате 78-я модель создавала значительно большую прижимную силу.
Управляемый Марио Андретти и Гуннаром Нильссоном, Lotus 78 одержал пять побед в 1977 году и еще две в следующем сезоне, прежде чем концепция, разработанная в 78 году, был доработана и появился Lotus 79, который доминировал в сезоне Формулы-1 1979 года.
Ferrari F2002
Шедевр из «конюшни» Маранелло — F2002 был разработан конструктором шасси Рори Бирном под техническим руководством Росса Брауна. Оснащенный 3,0-литровым двигателем V10, автомобиль был новаторским по своей философии дизайна и отличался компактной и легкой коробкой передач без сцепления, системой гидравлического контроля тяги и перископическими выхлопными отверстиями для управления воздушным потоком.
Управляемый Михаэлем Шумахером и Рубенсом Баррикелло, в том сезоне он набрал 11 поул-позиций, 15 побед и 28 подиумов, что сделало его одним из самых успешных автомобилей Ferrari, выиграв в том году титулы пилотов и конструкторов Формулы-1.
Red Bull RB9
Разработанный Эдрианом Ньюи и Питером Продрому для сезона 2013 года, RB9 впечатлил своей скоростью. Автомобиль оснащался 2,4-литровым двигателем V8 Renault RS27-2013 мощностью 750 л.с.
Автомобиль доминировал в сезоне 2013 года благодаря своему уникальному аэродинамическому крылу и дизайну задней части кузова. RB9, управляемый Себастьяном Феттелем и Марком Уэббером, в этом сезоне набрал 11 поул-позиций, 12 самых быстрых кругов, 13 побед и 28 подиумов, помогая Red Bull завоевать четвертый титул пилотов и конструкторов.
Mercedes F1 W07 Hybrid
Mercedes F1 W07 Hybrid — венец эпохи гибридов V6 в F1. Разработанный Джоном Оуэном под техническим руководством Падди Лоу, W07 2016 года управлялся Льюисом Хэмилтоном и Нико Росбергом, когда между двумя товарищами по команде началась «Серебряная война».
F1 W07 Hybrid завоевал 19 побед (10 для Хэмилтона и 9 для Росберга), 20 поул-позиций (12 для Хэмилтона и 8 для Росберга), девять самых быстрых кругов (3 для Хэмилтона и 6 для Росберга), 14 финишей в первом ряду, что помогло Mercedes занять третье место в чемпионате конструкторов с 765 очками.
Острая конкуренция в лагере Mercedes сделала 2016 год одним из самых захватывающих сезонов Формулы-1.