Рассказываем, что представляет собой Конвенция Монтрё и каким образом ее действие затрагивает ситуацию вокруг Украины.
Как бы ни была плоха ситуация в Украине, международное соглашение от 1936 года не позволяет ей стать еще хуже.
Конвенция Монтрё о статусе проливов дает Турции контроль над водным путем между Черным морем, где сосредоточены крупные военно-морские силы России, и Средиземным морем и далее. Она устанавливает ограничения на проход гражданских и военных кораблей через проливы Дарданеллы и Босфор, которые вместе с Мраморным морем между ними образуют морскую связь между Черным и Средиземным морями.
Международное соглашение было подписано Австралией, Болгарией, Францией, Грецией, Японией, Румынией, Югославией, Великобританией, СССР и Турцией и действует с ноября 1936 года.
Конвенция Монтрё играет важную роль в конфликте в Украине
Украина призвала Турцию закрыть пролив для российских военных кораблей, подчеркивая роль Турции в поддержании мира в регионе.
Турецкое правительство согласилось 28 февраля 2022 года. Однако в начале февраля в Черное море вошло еще больше российских военных кораблей. И Турция заявила, что не будет препятствовать входу российских военных кораблей в Черное море, если Россия заявит, что они вернутся в порты приписки.
4 элемента Конвенции Монтрё регулируют, какие корабли могут входить в Черное море во время войны
- Турция может закрыть проливы для военных кораблей воюющих сторон во время войны или когда Турция сама является воюющей стороной или находится под угрозой агрессии со стороны другого государства.
- Турция может закрыть проливы для торговых судов, принадлежащих странам, находящимся в состоянии войны с Турцией.
- Любая страна, выходящая на побережье Черного моря — Румыния, Болгария, Грузия, Россия или Украина — должна уведомить Турцию за восемь дней о своем намерении направить военные корабли через пролив. Другие страны, не имеющие выхода к Черному морю, должны уведомить Турцию за 15 дней. Только государствам, расположенным на берегах Черного моря, разрешено отправлять подводные лодки через проливы, но только после предварительного уведомления и только в том случае, если корабли были построены или приобретены вне акватории Черного моря.
- Одновременно через проливы могут проходить только девять военных кораблей, и существуют ограничения на размер судов, как по отдельности, так и в составе группы. Ни одна группа кораблей не может весить более 15000 метрических тонн. Современные военные корабли тяжелы: фрегаты весят около 3000 тонн, а эсминцы и крейсеры — около 10000 тонн. Современные авианосцы слишком велики для прохода и в любом случае не допускаются по турецким правилам.
Турция уже использовала конвенционные полномочия
Во время Второй мировой войны Турция закрыла пролив для военных кораблей воюющих стран. Это не позволило державам Оси направить свои военные корабли для нападения на СССР — и не позволило советскому флоту принять участие в боевых действиях в Средиземноморье.
В нынешней ситуации турецкое правительство находится в сложном положении, поскольку и Украина, и Россия являются ключевыми партнерами в важных военных и энергетических торговых соглашениях. Турция, член НАТО с 1952 года, хочет укрепить связи с Западом, не разгневав при этом Россию. Контроль над этими важными проливами может поставить под вопрос ее балансирование.