Статуи — это не просто произведения искусства. Это каменные и бронзовые свидетели истории, символы идеалов, напоминания о подвигах или, наоборот, следы политических и культурных противоречий. В Соединённых Штатах Америки статуи играют важную роль в формировании общественного сознания: они украшают улицы, возвышаются в центрах городов, стоят в национальных парках и на мемориальных комплексах. Многие из них известны во всём мире, такие как Статуя Свободы или гора Рашмор, другие же — вроде памятника Альберту Пайку — становятся объектами ожесточённых споров, протестов и даже политических решений на уровне федерального правительства.
В США можно увидеть как классические памятники в духе европейской скульптуры XIX века, так и модернистские работы, инсталляции, религиозные и абстрактные формы. Некоторые из них посвящены президентам, другим — борцам за права человека, солдатам, коренным народам или даже мифологическим и религиозным образам. Однако значение каждой из этих статуй — не только художественное. В последнее десятилетие в стране усилилось движение за переоценку исторического наследия, особенно в отношении памятников, связанных с Конфедерацией, колониальной эпохой и расовой дискриминацией.
Одним из примеров такого переосмысления стал демонтаж в 2020 году бронзовой статуи конфедератского генерала Альберта Пайка в Вашингтоне. Протестующие во время волны протестов Black Lives Matter свалили статую с пьедестала и подожгли её. Эта акция вызвала широкий резонанс, включая осуждение со стороны тогдашнего президента Дональда Трампа. И вот — спустя пять лет, в августе 2025 года — стало известно, что статуя будет восстановлена и установлена на прежнем месте по решению Национальной службы парков. Это событие вновь стало поводом для общественных дискуссий о том, какое прошлое должна отображать современная Америка.
В этом рейтинге мы собрали топ‑17 реально существующих статуй в США, которые отражают всю сложность, красоту и неоднозначность американской истории и идентичности. Здесь есть и общепризнанные символы, и вызывающие споры фигуры. Каждая статуя — это повод задуматься, что именно мы выбираем запечатлеть в бронзе и камне.
1. Статуя Свободы, Нью‑Йорк
Автор: Фредерик Огюст Бартольди
Открыта: 28 октября 1886
Высота: 46 м (99 м с пьедесталом)
Символизм: подарок Франции США, символ свободы и демократии
Посещаемость: около 4–5 млн человек в год
2. Монумент Вашингтону, Вашингтон
Автор: Первоначальный проект разработал архитектор Роберт Миллс. Завершение проекта после его смерти курировали другие архитекторы, включая Томаса Уолтера.
Открыт: Формально завершён и открыт для публики 9 октября 1888 года, хотя закладка первого камня состоялась ещё в 1848 году.
Высота: 169 м. Монумент остаётся самым высоким каменным обелиском и самой высокой колоннообразной конструкцией в мире.
Символизм: Монумент построен в честь Джорджа Вашингтона, первого президента США и главнокомандующего Континентальной армией во время войны за независимость. Его форма — египетский обелиск, что символизирует вечность, силу и триумф.
Посещаемость: По данным Национальной службы парков, Монумент посещают около 600 000–800 000 человек в год (в отдельные годы — более миллиона).
3. Линкольн — Мемориал, Вашингтон
Скульпторы: братья Piccirilli; дизайнер мемориала Генри Бэкон
Открыт: 1922
Высота статуи: ~5,8 м
Значение: символ единства.
4. Мемориал Мартина Лютера Кинга-младшего, Вашингтон
Автор: Лэй Исинь
Открыт: август 2011
Размер: ~9 м монолит, врезанное изображение Мартина Лютера Кинга ~5 м
5. Статуя Свободы на куполе Капитолия, Вашингтон
Автор: Томас Кроуфорд
Стоит сверху Капитолия с 1863 года
Высота: ~5,9 м, вес ~6800 кг
6. Гора Рашмор, Южная Дакота
Автор: Гатсон Борглум и сын
Вырезаны: 1927–1941
Высота голов президентов: ~18,3 м
Посещаемость: ~2,44 млн человек в 2022 году
7. Облачные врата, Чикаго
Автор: Аниш Капур
Построен: 2006
Материал: нержавеющая сталь, ~168 сварных панелей
8. Статуя Атланта, Нью‑Йорк
Автор: Ли Лоури и Рене Шамбеллан
Открыт: 1937, около 13,7 м
9. Мемориал ветеранов войны во Вьетнаме, Вашингтон
Автор: Джей Холл Карпентер, идея от Фредерика Харта
Открыт: 1984
Описание: три бронзовых фигуры солдат времен Вьетнамской войны, впервые с афроамериканским бойцом
10. Христос Озарк, Арканзас
Автор: Эммет Салливэн, инициатор — Джеральд Л. К. Смит
Открыта: 1966
Высота: ~20 м
11. Богоматерь Скалистых гор, Монтана
Открыта: 1985, завершена волонтёрами
Высота: ~27 м
12. Золотой Бурильщик, Талса
Открыт: перманентно с 1966
Высота: ~23 м
13. Пол Баньян и Синий Бык, Миннесота
Открыт: 1937 в Бемиджи
Особенность: «вторые по популярности фотографии после Рашмора»
14. Мемориал ветеранов Второй мировой, Вашингтон
Комплекс: включает центральную фигуру «Свобода побеждает»
15. Мемориал Неистового Коня, Южная Дакота
Начало: 1948, продолжается до сих пор
Высота (планируемая): ~172 м
16. Портландия, Портленд
Автор: Рэймонд Каски
Открыта: 1985, ~10,4 м, вторая по величине медная статуя США
17. Статуя Альберта Пайка, Вашингтон
Автор: Джиатано Трентанове
Установлена: 1901, бронза ~8,5 m на гранитном пьедестале
Снята: 19 июня 2020 протестующими во время BLM; сожжена и демонтирована
Национальная служба парков США объявила о планах реставрации и повторной установки статуи к октябрю 2025, согласно указам Дональда Трампа.
Противоречия: депутат Элеанор Холмс Нортон назвала решение «необъяснимым и морально неприемлемым», а статую предложено передать в музей, а не возвращать в публичный парк
Статуи, установленные на улицах и в парках Соединённых Штатов, — это не просто архитектурные и художественные объекты. Это вехи культурной памяти, отражения идеалов определённой эпохи, свидетельства исторических процессов, иногда — спорных и болезненных. Они не просто украшают городское пространство — они формируют взгляды, вызывают эмоции, служат местами памяти и точками конфликта.
В нашем рейтинге оказались как признанные шедевры и национальные символы — например, Статуя Свободы в Нью-Йорке или Мемориал Линкольна в Вашингтоне, — так и менее известные, но не менее значимые статуи: религиозные, региональные, современные и даже недостроенные, как мемориал Неистового Коня. При этом особое внимание мы уделили монументу Альберта Пайка — фигуре, вызывающей острые споры. Его статуя стала предметом общественного гнева в 2020 году и символом возвращения к дискуссиям о том, кого и за что следует почитать в публичном пространстве. В 2025 году её решено восстановить, несмотря на протесты и многолетние призывы к окончательному демонтажу. Это решение, возможно, больше говорит не столько о самом Пайке, сколько о политической борьбе за интерпретацию истории.
Страны, которые стремятся к исторической зрелости, не боятся трудных вопросов: можно ли отделить художественную ценность от биографии героя? Должны ли памятники отражать только «положительное» прошлое, или они могут служить напоминанием о сложных, трагичных периодах? Должны ли старые монументы исчезать — или мы должны учиться жить с ними, переосмысливая их значение в современном контексте?
Очевидно одно: в ближайшие годы Соединённые Штаты продолжат пересматривать своё отношение к памятникам, монументам и статуям. Некоторые будут демонтированы, другие — возвращены, третьи — созданы заново. Но каждая из них — это не просто бронза и камень.