Запретный город, расположенный в Пекине, был царской резиденцией императора Китая в период правления династии Мин в XV веке до прихода к власти династии Цин в 1912 году. Величественная цитадель площадью 72 гектара стала свидетелем удивительной эволюции и окончательного упадка одной из самых могущественных династий в истории. Ее строительство началось в начале XV века, и в настоящее время она насчитывает 980 сооружений и 9000 комнат.
Запретный город, занимавший центральное место в древнем городе Пекине, обнесенном стеной, стал частью обширного Императорского города. Отличаясь крепостными стенами и окутанный ореолом таинственности, он оставался неприступным чудом для непосвященных обывателей и одновременно служил эпицентром политической и церемониальной деятельности китайского правительства на протяжении бесчисленных веков.
Рассказываем десять интересных фактов о Запретном городе в Пекине.
1. Запретный город: Монументальное императорское великолепие
Превосходя по величине Лувр в Париже и Кремль в Москве более чем в три раза, Запретный город является самым большим императорским дворцом на Земле. В начале XV века новоиспеченный император Чэн-цзу принял судьбоносное решение перенести столицу и военные силы из южной провинции Нанкин в прославленный город Пекин. Движимый твердым желанием укрепить свою власть и защитить ее от монголов, неутомимый император Чэн-цзу приступил к строительству Запретного города.
Эта колоссальная работа, в которой, по некоторым данным, приняли участие более миллиона рабочих, продолжалась с 1406 по 1420 год, в период расцвета династии Мин (1368-1644 гг.).
Запретный город состоит из трех частей: фортификационных сооружений, внешнего и внутреннего дворов. Главные ворота — Меридианные ворота, возвышающиеся на 125-метровой высоте и представляющие собой величественный ансамбль из пяти зданий, где император издавал императорские указы. Внешний двор служил местом проведения пышных государственных церемоний и официальных мероприятий, а Внутренний двор представлял собой роскошное святилище, где императоры выполняли свои административные обязанности и проживали.
2. Потрясающий вечнозеленый пейзаж в Императорском саду
Славная репутация Запретного города неразрывно связана с его изысканными садами, тщательно продуманными для того, чтобы обеспечить отдых и спокойствие императору и его уважаемым спутникам. Императорский сад, получивший непревзойденное признание, до сих пор бережно хранится, уютно расположившись за Дворцом земного спокойствия во Внутреннем дворе. Построенный в XV веке по приказу императора Юнлэ, он был задуман как тихая гавань, способствующая интимной связи с природой.
В результате последующих расширений этот зеленый оазис занял значительную площадь в 1,2 га, что составляет 1,5% от всей территории дворца. В этом огромном заповеднике посетителей привлекает великолепное даосское святилище, названное Залом императорского мира, а также величественный Холм изящества, украшенный извилистыми каменными лестницами и причудливо высеченными каменными скульптурами драконов. Кроме того, в Императорском саду собрана потрясающая коллекция из более чем 160 древних деревьев, включая царственные кипарисы и проверенную временем китайскую глицинию, каждое из которых является свидетелем минувших веков.
3. Несмотря на пышность внутреннего двора, во внешнем дворе не было деревьев
Внешний двор Запретного города, где не было пышной зелени, служил главным политическим центром императорского Китая. Здесь проводились торжественные государственные церемонии и важнейшие функции императора, а главенствующую роль играли три грандиозных зала: Зал Высшей Гармонии, Зал Центральной Гармонии и Зал Сохранения Гармонии. Зал Высшей гармонии, не имеющий себе равных по великолепию, предназначался исключительно для коронаций, инвеститур и королевских свадеб.
Зал Центральной гармонии служил для успокоения императора во время подготовки к этим знаменательным событиям, а Зал Сохранения гармонии — для проведения императорских экзаменов. Удивительно, но во Внешнем дворе, где было огромное пространство и множество посетителей, не было ни одного посаженного дерева. Хотя официального объяснения этому не последовало, эксперты предложили две вероятные причины.
Во-первых, во Внешнем дворе проводились торжественные государственные церемонии, демонстрировавшие верховную власть императора, поэтому присутствие деревьев было нежелательно, так как они могли затмить величие императора и императорского двора. Во-вторых, считалось, что отсутствие деревьев было сделано специально для того, чтобы помешать потенциальным убийцам, затруднив им возможность скрыться на территории.
4. Великолепные крыши олицетворяли великолепие империи
На этих крышах можно было увидеть характерные для императорских зданий узоры и украшения, такие как статуэтки животных и двойные карнизы. Однако они не были рассчитаны на то, что на них будут сидеть птицы. Мастера придумали, как сохранить их чистоту и великолепие.
Крутой наклон крыш, превышающий размах птичьих когтей, эффективно препятствовал их приземлению. Кроме того, глазурованная черепица создавала скользкую поверхность, на которую невозможно было сесть. Несмотря на преобладание китайских мотивов, архитектурный стиль дворцовых комплексов выходил за пределы культурных границ.
5. Арабское влияние в Запретном городе
Известный как Зал Юдэ, или Зал для взращивания добродетелей, был задуман персидским архитектором и отличался арочным куполом и стенами, украшенными белой глазурованной плиткой. В эпоху правления династии Мин зал Юдэ изначально служил баней, а позднее в нем обрабатывали паром бумагу для каллиграфии императоров династии Цин.
Еще одно примечательное сооружение, расположенное во дворце Яньси, отличалось от традиционной китайской архитектуры. Из пепла пожара, охватившего дворец Яньси, появился «Линчжао Сюань», или «Бассейн духов», который служил защитой от пожара. Спроектированный по европейским архитектурным принципам, он имел стальной и каменный фундамент и бассейн в основании.
К сожалению, из-за финансовых трудностей и бурной политики угасающей династии Цин проект был отложен на неопределенный срок.
4. Его коллекция ценных экспонатов едва избежала уничтожения во время Второй мировой войны
Во время Второй мировой войны коллекция драгоценных артефактов Запретного города едва избежала уничтожения в условиях хаоса, вызванного распадом империи Цин в 1912 году. Хотя Запретный город утратил статус политического центра китайского государства, во Внутреннем дворе по-прежнему находился Пу И, последний император.
После изгнания Пу И в 1924 году был создан Дворцовый музей, в котором были выставлены на всеобщее обозрение различные ценные артефакты. Однако надвигающаяся угроза японского вторжения в 1930-х годах вынудила китайцев перевезти бесценную коллекцию в безопасные места — Гуанси, Шэньси и Сычуань. К счастью, после окончания войны эти сокровища были найдены и возвращены на свое законное место в Дворцовом музее. Сегодня в этом престижном учреждении хранится около 1,8 млн. артефактов, представляющих огромную историческую ценность, среди которых великолепные картины, скульптуры, печати и другие выдающиеся образцы.
7. Запретный город выдержал бурю «культурной революции» и вышел из нее невредимым
После перехода к коммунистическому правлению в 1949 году в Китае были проведены масштабные реформы, в том числе тщательно продуманный «Большой скачок», направленный на модернизацию сельского хозяйства. В 1960-х годах Коммунистическая партия Китая начала «культурную революцию», ревностно очищая общество от пережитков капитализма и укоренившихся традиционных ценностей. Примечательно, что Дворцовый музей, являющийся символом глубокой древности и воплощающий в себе суть «четырех стариков» — древних идей, культурных традиций, укоренившихся обычаев и устоявшихся привычек, — невольно стал объектом этого яростного крестового похода.
Опираясь на поддержку председателя Мао Цзэдуна, красногвардейцы ворвались в Запретный город, решительно стремясь уничтожить это олицетворение многовекового величия. К счастью, премьер Госсовета КНР Чжоу Эньлай направил на защиту дворца батальон солдат и предотвратил его плачевное разрушение. С 1966 по 1971 год все входы во дворец были тщательно запечатаны, что предотвратило дальнейшее разрушение.
8. В Запретном городе обитает множество кошек
Интригующие истории из императорских гаремов издавна рассказывают нам о драматических поединках наложниц, претендующих на внимание императора. Исторические свидетельства рассказывают о глубокой привязанности наложниц во времена династий Мин и Цин, которые бережно относились к кошачьим спутницам как к уважаемым домашним животным. Поэтому считается, что некоторые из нынешних кошачьих обитателей Запретного города являются прямыми потомками царственных питомцев.
Тем не менее, значительная часть этих кошек — бродячие животные, случайно забредшие во дворец или брошенные у его величественных ворот. Кошачье сообщество Запретного города не только восхищает и завораживает посетителей, но и играет важнейшую роль в борьбе с грызунами, защищая древние постройки от мышиного нашествия. В свою очередь, руководство музея заботится об их нуждах, обеспечивая их питанием, прививками и теплом в зимние месяцы.
9. Термин «Холодный дворец» не относится к какому-либо конкретному дворцу Запретного города
Под ним подразумеваются заброшенные резиденции, в которых содержались отвергнутые наложницы, изгнанные своими сверстницами из императорского гарема. Важно отметить, что в самом Запретном городе не было дворца, обозначенного как Холодный дворец. Скорее, это название применялось к жилищам наложниц, потерявших расположение императора. Более того, известная китайская поговорка «да ру ленг гун» (изгнание в Холодный дворец), означающая потерю благосклонности, берет свое начало именно в этом историческом контексте.
Хотя в Запретном городе нет специального дворца, называемого Холодным, с этим понятием часто ассоциируется Дворец Великого Блеска, расположенный в северо-восточной части Внутреннего двора. В настоящее время здесь хранятся королевские золотые и серебряные артефакты, а во времена династии Мин Дворец Великого Блеска служил жилищем для супруги Гун, наложницы императора Ваньли, пережившей тридцать лет жалкого заточения. Несмотря на рождение будущего императора Тайчана, супруга Гун принесла позор императору Ваньли, который отказался признать их отношения из-за ее низкого статуса бывшей дворцовой прислуги.
Она была лишена привилегий, положенных царской супруге, и постоянно оставалась без внимания и заботы императора. Говорят, что ее страдания были настолько глубоки, что, находясь в неволе, она плакала до потери зрения.
10. Говорят, что Запретный город населен привидениями
Ходят слухи, что в Запретном городе обитают сверхъестественные существа. От казней и конфликтов до политических интриг и изгнания брошенных наложниц в отдаленные дворцы — Запретный город пережил немало бед и трагедий на протяжении двух династий. Поэтому неудивительно, что дворец стал питательной средой для многочисленных слухов и легенд, особенно тех, которые были связаны со сверхъестественным. Со временем рассказы о плачущем призраке, облаченном в призрачное белое платье, бродящем по дворцу в ночное время, привлекли внимание местных жителей, туристов и любителей паранормальных явлений.
Существуют также рассказы о призраках внутри дворца, которые считаются духами тех, кто погиб или был казнен императором.
Одно из мест, связанных с этими рассказами, — узкий проход, известный под названием Дун Тонг Цзы Цзя Дао, расположенный во Внутреннем дворе. Согласно легенде, по этому проходу под покровом темноты из дворца тайно выносили безжизненные тела. На протяжении всей истории неоднократно сообщалось о встречах с призраками на этой дорожке.
Упорные рассказы о сверхъестественном, а также закрытие дворца с 17:00 продолжают подпитывать народное воображение, наделяя Запретный город атмосферой таинственности и призрачной привлекательности.