Недавние сообщения пролили свет на трагическую реальность, с которой сталкиваются солдаты, участвующие в конфликте. История Элирана Мизрахи, резервиста Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ), который предпочел покончить с собой, а не возвращаться на боевые действия в Газу, иллюстрирует ужасные последствия войны для психического здоровья. После службы у Элирана диагностировали посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), и, несмотря на то, что он проходил психиатрическое лечение, у него возникли проблемы с психическим здоровьем. Трогательные слова его сестры: «Я больше не могла этого выносить», — подчеркивают невыносимую тяжесть внутренней борьбы, с которой сталкиваются многие солдаты. С момента начала войны в Газе 7 октября 2023 года по меньшей мере десять солдат покончили с собой, что вызывает серьезные вопросы о моральных последствиях таких действий в контексте военных действий.
Самоубийство на войне — это грех?
Психологические последствия
Психологическое воздействие военных действий является хорошо задокументированным явлением, особенно когда солдаты сталкиваются с травмирующими событиями, которые могут привести к длительным нарушениям психического здоровья. ПТСР — серьезная проблема, с которой сталкиваются ветераны по всему миру, проявляющаяся не только в воспоминаниях и ночных кошмарах, но и в социальной замкнутости, тревоге и депрессии. Такие солдаты, как Элиран, часто считают практически невозможным вернуться к «нормальной» гражданской жизни после того, как испытали на себе сильное давление конфликта. Резкий рост числа самоубийств среди солдат проливает свет на острую необходимость поддержки в области психического здоровья и повышения осведомленности в военной среде, где стигматизация часто мешает обсуждению проблем психического здоровья.
Морально-этические аспекты самоубийства
Вопрос о том, можно ли квалифицировать самоубийство на войне как грех, порождает глубокую этическую дилемму. Католическая церковь, в частности, придерживается последовательной позиции против самоубийств, уча, что они по своей сути неправильны, независимо от обстоятельств. Согласно Папе Римскому Иоанну Павлу II, хотя поступок может сопровождаться благими намерениями, они не оправдывают безнравственные поступки. В случае Элирана Мизрахи его трагический выбор не только отражает личную борьбу, но и поднимает вопросы об ответственности общества перед теми, кто служит.
Религиозный взгляд на самоубийство
С религиозной точки зрения акт самоубийства обсуждался веками. Традиционные толкования предполагают, что жизнь — это священный дар, а лишение себя жизни является нарушением божественных заповедей. Церковь учит, что каждая человеческая жизнь имеет неотъемлемую ценность, а преднамеренное лишение жизни, даже в экстремальных обстоятельствах, рассматривается как моральное расстройство.
Напротив, акты самопожертвования в бою, такие как прыжок на гранату, чтобы спасти сослуживцев, часто рассматриваются как акты храбрости и героизма. В таких случаях основное намерение солдата состоит не в том, чтобы покончить с собой, а в том, чтобы защитить других, что вызывает дискуссию об этических последствиях намерения покончить с собой во имя общего блага. Акт самоубийства в военное время, особенно в связи с чувством безнадежности или отчаяния, значительно отличается от альтруистического самопожертвования, что усложняет моральный дискурс.
Влияние военной культуры на психическое здоровье
Военная культура может сильно влиять на восприятие проблем психического здоровья, часто приводя к тому, что пострадавшие чувствуют себя изолированными и подвергаются стигматизации. Нежелание обсуждать психологические проблемы может усугубить чувство безнадежности, заставляя таких людей, как Элиран, думать, что самоубийство — это их единственное спасение. Эта культура еще больше усложняет моральную оценку самоубийства, поскольку социальные нормы могут распространять убеждение, что обращение за помощью является признаком слабости, а не силы.
На протяжении всей истории часто наблюдалась взаимосвязь между военными действиями и самоубийствами. Во время Второй мировой войны солдаты из разных стран сталкивались с огромным давлением, что привело к росту числа самоубийств среди комбатантов. Интересно, что во время войны в Японии был особый культурный отклик: пилоты-камикадзе совершали самоубийственные полеты, веря, что их смерть была достойной жертвой для их страны, что подчеркивает, как культурные традиции могут формировать моральные взгляды во время войны.
В этих сложных условиях крайне важно пропагандировать механизмы преодоления последствий и важность ресурсов для охраны психического здоровья солдат. Учебные программы, направленные на повышение эмоциональной устойчивости и стратегии борьбы с ПТСР, могут оказаться полезными для смягчения психологических последствий войны. Системы поддержки, как со стороны военных организаций, так и со стороны более широкого сообщества, могут помочь тем, кто борется с проблемами психического здоровья, найти путь к выздоровлению, а не впадать в отчаяние.
Вызывающий тревогу уровень самоубийств среди солдат, особенно после конфликта в Газе, указывает на настоятельную обязанность общества решать проблемы психического здоровья с сочувствием и пониманием. Необходимо развивать общественный диалог по этим вопросам, создавая среду, в которой люди чувствуют себя в безопасности и могут делиться своими переживаниями, не опасаясь осуждения.
Поскольку мы признаем сложности, связанные с рассказами о самоубийствах на войне, крайне важно сохранять чуткость к пострадавшим.