Налоги, связанные с покупкой, регистрацией и использованием транспортных средств, всегда были важным источником доходов правительств стран Европы. Эти налоги все чаще используются для влияния на поведение потребителей по энергетическим и экологическим соображениям, особенно при переходе к нулевым выбросам парниковых газов. В этой статье мы исследуем уровень и структуру налогов на покупку автомобилей в Европе в 2024 году, сравнивая ставки НДС и изучая цены на автомобили до и после уплаты налогов.
Ставки НДС по всей Европе
По данным Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA), ставки НДС при покупке автомобилей в странах-членах ЕС в 2022 году варьировались от 17% в Люксембурге до 27% в Венгрии. Однако большинство стран ЕС взимают НДС на новые автомобили в размере 20% или 21%, и только в шести странах ставка НДС превышает 23%.
Значительная разница в ценах на автомобили до и после уплаты налогов связана не только со ставками НДС. Другие налоги, сборы и бонусы играют существенную роль в этой разнице. Вместо того, чтобы сосредотачиваться исключительно на ставках НДС, полезнее учитывать цену до налогообложения и окончательную цену, которая включает все налоги и сборы.
Основываясь на отчете Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) «Тенденции налога на потребление в 2022 году», мы можем изучить цены на типичные автомобили с электрическими, гибридными двигателями и двигателями внутреннего сгорания в четырех категориях.
Категория A: внедорожник/хэтчбек с электродвигателем
- Пример: Volkswagen ID3 Performance
- Мощность: 150 кВт (204 л.с.)
- Емкость аккумулятора: 58 кВтч
- Расход: 17 кВтч/100км
- Вес: 1730 кг
- Выбросы CO2: 0 г/км.
- Дальность действия батареи: более 400 км.
В 2024 году цена автомобиля категории А до уплаты налогов составляла 33 000 долларов (31 339 евро). Однако с учетом налогов цена варьировалась от 26 938 евро во Франции до 59 168 евро в Турции. Интересно, что окончательная цена оказалась ниже цены до налогообложения во Франции (26 938 евро), Люксембурге (27 732 евро) и Германии (31 295 евро), что указывает на уровень бонусов в этих странах.
Например, во Франции люди платили за автомобиль категории А на 4400 евро меньше, чем цена до налогообложения, благодаря «зеленому бонусу». С другой стороны, самая высокая окончательная цена была в Турции, за ней следовали Венгрия (39 801 евро), Польша и Дания (39 174 евро).
Категория B: седан с электродвигателем
- Пример: Tesla Model 3 с двойным двигателем дальнего действия
- Мощность: 370 кВт (496 л.с.)
- Емкость аккумулятора: 82 кВтч
- Расход: 15 кВтч/100км
- Вес: 1830 кг
- Выбросы CO2: 0 г/км.
- Дальность действия батареи: более 400 км.
В автомобилях категории B, которые имеют более высокую мощность и емкость аккумулятора, цена до уплаты налогов составила 52 232 евро (55 000 долларов США). Окончательная цена, включая налоги, варьировалась от 52 009 евро во Франции до 98 163 евро в Турции. Во Франции и Люксембурге окончательная цена была даже ниже, чем цена до уплаты налогов, поскольку правительства обеих стран поощряют использование автомобилей с нулевым уровнем выбросов. Как и в случае с категорией A, Норвегия не взимала никаких налогов с автомобилей категории B, а жители Исландии платили налог менее 1000 евро.
Категория C: седан с гибридными электрическими/топливными двигателями
- Пример: Toyota Corolla Hybrid LE
- Топливный двигатель: объем цилиндров 1,8 л, мощность 121 кВт (162 л.с.), неэтилированный бензин с октановым числом 95-98, расход 4,5 л/100 км (в смешанном цикле)
- Электрический двигатель: мощность 53 кВт (71 л.с.), емкость аккумулятора 1,3 кВтч.
- Вес: 1800 кг
- Выбросы CO2: 115 г/км.
- Дальность действия батареи: менее 10 км
- Выбросы NOx: 3 мг/км.
Для автомобилей категории C, которые являются гибридными, цена до вычета налогов составила 21 842 евро (23 000 долларов США). Окончательная цена, включая все налоги, варьировалась от 21 494 евро в Германии до 46 393 евро в Турции. Хотя самая высокая цена была в Турции, она не была исключением в данном моделировании.
Дания (45 633 евро) и Норвегия (45 062 евро) близко следовали за Турцией с точки зрения высоких налоговых ставок, в результате чего окончательная цена более чем вдвое превышала цену до уплаты налогов. Напротив, жители Франции, Исландии и Люксембурга платили меньше налогов в этой категории по сравнению с другими европейскими странами.
Уровень и структура налогов на покупку автомобилей существенно различаются по странам Европы. Хотя ставки НДС могут различаться в разных странах ЕС, другие налоги, сборы и бонусы оказывают более существенное влияние на колебания цен на автомобили до и после уплаты налогов. При сравнении цен на автомобили на разных континентах важно учитывать цену до налогообложения и окончательную цену, включая все налоги и сборы.
Налоги на транспортные средства с двигателями внутреннего сгорания значительно выросли в ряде европейских стран. Эти налоги, которые могут более чем вдвое увеличить цену автомобиля, различаются в разных странах. Более того, влияние налогообложения автотранспортных средств выходит за рамки покупной цены, поскольку оно включает ежегодные налоги на владение и сборы на горюче-смазочные материалы.
Налоги удваивают цену в семи европейских странах
В семи из 27 европейских стран сумма налога на автомобили с двигателями внутреннего сгорания вдвое превышает первоначальную цену без налога.
Окончательные цены на транспортные средства категории D:
Например, чтобы купить автомобиль категории D по цене 47 483 евро до уплаты налогов, окончательные цены, которые люди должны были заплатить в 2022 году, были следующими:
- Турция: 179 297 евро.
- Дания: 146 716 евро.
- Нидерланды: 122 820 евро.
- Норвегия: 117 759 евро.
- Финляндия: 105 898 евро.
- Исландия: 96 519 евро.
- Франция: 95 599 евро.
Жители стран Северной Европы, за исключением Швеции, платили самые высокие цены за автомобили с двигателями внутреннего сгорания, при этом в Швеции конечная цена была относительно ниже — 59 354 евро.
Налоговые поступления в расчете на автомобиль различались на основных рынках ЕС в 2022 году.
Среднегодовые налоговые поступления на одно транспортное средство:
- Испания: 1148 евро (самая низкая цена)
- Бельгия: 2892 евро (самая высокая цена)
- Франция: 1625 евро.
- Германия: 1764 евро.
- Финляндия: 2723 евро.
Доходы от НДС и налога с продаж
В 2022 году Германия собрала 34,2 миллиарда евро в виде НДС с продаж, обслуживания, ремонта и запчастей, а также налогов с продаж и регистрации. За ней следуют Франция и Италия с чуть более 20 миллиардов евро каждая. Дания, Швеция и Финляндия собрали более 2 миллиардов евро в этой категории, в то время как Греция (1,2 миллиарда евро) и Ирландия (1,5 миллиарда евро) зафиксировали наименьшие налоговые поступления.
Налоговые поступления от автотранспортных средств составили примерно 374,6 млрд евро для тринадцати стран ЕС.
В семнадцати членах ОЭСР выбросы CO2 напрямую повлияли на уровень налогообложения транспортных средств. В число этих стран вошли Австрия, Бельгия, Чехия, Дания, Финляндия, Франция, Греция, Исландия, Ирландия, Италия, Литва, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Словения, Испания и Швеция.
В 2022 году Турция выделилась среди лидеров по налогообложению транспортных средств для всех категорий. В Турции потребители столкнулись с высокими ставками ÖTV от 60% до 220%, за которыми следовал дополнительный НДС в размере 18%. К июлю 2023 года доходы ÖTV составляли 10% от общего объема налоговых поступлений правительства Турции, без учета НДС и других сборов.
Налогообложение электромобилей
Франция и Люксембург предложили самые низкие конечные цены на электромобили за счет бонусов и субсидий. Люди во Франции и Люксембурге платили меньше, чем цена до уплаты налогов.
Германия, Норвегия, Исландия и Швеция также предоставили налоговые льготы и более низкие сборы для покупателей электромобилей по сравнению с другими странами.
Заключение
Налогообложение играет важную роль в ценообразовании на транспортные средства и способствует переходу к более экологичному транспорту. Хорошо продуманные налоги могут эффективно снизить загрязнение окружающей среды и выбросы парниковых газов.
Европейские страны, такие как Франция, Германия, Италия и Швеция, внедрили схемы бонусов и штрафов, основанные на выбросах CO2. Однако в некоторых странах налоги на автомобили с двигателями внутреннего сгорания существенно выросли, причем наиболее заметным исключением является Турция.