Может быть, слоны совершенно и не похожи на людей, но их поведение часто пугающе напоминает наше. Известно, что слоны оплакивают своих умерших родственников и испытывают психологические травмы и посттравматические стрессовые расстройства под влиянием событий, которые могут вызвать то же самое у людей.
Эти существа — крупнейшие сухопутные животные в мире, были предметом исследований доктора Кейтлин О’Коннелл. Известный специалист по поведению животных была соавтором удостоенного награды документального фильма «Король слонов» и изучала слонов в дикой природе на протяжении последних тридцати лет.
В настоящее время О’Коннелл преподает в лаборатории Итон Пибоди при Гарвардской медицинской школе, а также ведет занятия по писательству в Стэнфордском университете и колонку в газете «Нью-Йорк Таймс».
10 уроков, которым животные могут научить нас о взаимоотношении, общности и о самих себе
Она выпустила замечательную новую книгу под названием «Дикие ритуалы: 10 уроков, которым животные могут научить нас о взаимоотношении, общности и о самих себе». Книга О’Коннелл раскрывает ритуалы, используемые самыми разными живыми существами, от млекопитающих до птиц, и смело утверждает, что мы можем применять все, что знаем о взаимодействии животных, в нашей повседневной жизни.
Почти год весь мир страдает от ужасной пандемии, и постоянная угроза, связанная с изменением климата, подвергает опасности многих животных, которых так любит О’Коннелл и другие подобные ей (в том числе и все мы). Возможно, сейчас самое время научиться у природы тому, как мы можем защитить наше будущее.
Ваша книга посвящена ритуалам различных животных, таких как киты, обезьяны, слоны, носороги, фламинго и зебры, и это лишь некоторые из них. Что вдохновило вас разобраться в ритуалах животных и применить их к человеческому поведению?
Они действительно такие же, как наши. Мне пришло в голову, что многие люди на самом деле не связывают наши ритуалы с остальным животным царством, и я подумала, что было бы очень интересно посмотреть, насколько эти ритуалы важны для других животных, напомнить нам, насколько они на самом деле важны для нас, и насколько мы связаны с другими живыми существами.
Это интервью происходит на фоне попытки переворота, которая произошла в США. Как вы считаете, относятся ли какие-нибудь наблюдения из вашей книги к важным сюжетам не только в новостях, но и в истории человечества?
Групповые ритуалы
Подобное поведение имеет место на протяжении всей истории человечества, и это является для нас предупреждающим знаком. В моей книге есть глава под названием «Групповые ритуалы», специалисты по антропологии полагают, что групповые ритуалы, возникшие у древних людей, были необходимы, чтобы быть успешными в охоте.
Люди должны были создавать коалиции, развивать доверие и строить более глубокие связи друг с другом. И это относится и к многим животным, которые образуют союзы для скоординированной охоты, так же, как и к людям.
Но со временем эти ритуалы становятся настолько мощными, что мы должны использовать их с осторожностью. Существует много исследований, которые показывают, что люди, которые являются частью группы, распознают условные символы, такие как использовались во время попытки переворота, [например] красные кепки и другие вещи, я не буду утруждать себя упоминанием их однажды, но они знакомят вас со своей группой и заставляют вас чувствовать, что вы идентичны и связаны с ней.
И вы воспринимаете людей, не входящих в эту группу, как врагов. Такие ритуалы существовали на протяжении всей истории человечества, но мы несем ответственность за обуздание недостатков этих групповых ритуалов.
Групповые ритуалы должны укрепляют связи внутри наших семей и внутри наших групп, какими бы они ни были, религиозными или социальными.
Говоря о пандемии и о противостояния людей за маски и против масок. Поскольку все мы носим маски во время пандемии и вынуждены дистанцироваться от окружающих, нам не хватает возможности обняться, пожать друг другу руки и улыбнуться.
Пандемия — это напоминание о том, как важно находиться в социальном и физическом контакте друг с другом, совершать тактильные ритуалы и видеть друг друга, смотреть друг другу в глаза, улыбаться. Сейчас мы не можем улыбаться друг другу, потому что все мы носим маски, а ведь от этой улыбки в мозгу высвобождается окситоцин, и вы чувствуете себя намного лучше.
Самоизоляция психологически и физиологически вредной
Улыбка приносит позитив группе. Так что мы фактически причиняем себе вред от изоляции во время пандемии, потому что мы социальные животные по своей природе, и поэтому самоизоляция является действительно психологически и даже физиологически вредной.
Другой момент связан с изменением климата. Шокирующие заголовки говорят о том, что «птицы падали с неба, потому что их пути миграции были изменены из-за ущерба, нанесенного пожаром».
В моей книге много примеров того, как изменение климата влияет на наши ритуалы и культурные нормы.
Давайте поговорим о человеческих отношениях. Например, в своей книге вы рассказываете о том, как животные могут быть очень заботливы и нежны друг с другом.
Слоны-самцы, особенно взрослые, очень ласковы по отношению друг к другу в сплоченных группах. Они либо прижимаются к голове или плечам, либо касаются туловища, либо натирают уши друг другу.
Когда ты долго смотришь на слонов-самцов, кажется, что ты сидишь в баре с кучкой приятелей, где они похлопывают друг друга по спине и делают всякие причудливые рукопожатия.
Другой пример — когда две взрослые слонихи, мать и бабушка, помогают друг другу, вытаскивая слоненка из грязи и согласовывая свое поведение. Они просто приходят и показывают всем, как это делается.
Другой пример, который мне нравится, это то, что по мере того, как слоны стареют, они естественным образом умирают после потери последнего зуба. У них во рту шесть наборов зубов, и когда последний выпадает, они не могут жевать пищу.
В некоторых ситуациях молодые слоны следуют за пожилыми и жуют для них еду.
Это яркий пример того, как животные поддерживают такие же связи в обществе, как и мы. Это напоминание о том, как сильно мы должны заботиться друг о друге и как другие животные важны для нас.