Борются ли африканские страны с коррупцией?

Борются ли африканские страны с коррупцией?

Когда в 2003 году Ассамблея Африканского союза приняла Конвенцию Африканского союза о предупреждении коррупции и борьбе с ней (AUCPCC), это стало важным шагом на пути к решению серьезной проблемы коррупции на континенте. Конвенция была призвана разработать общую “дорожную карту” для государств-членов по осуществлению мер в области управления и борьбы с коррупцией, направленных на искоренение коррупции в правительстве и бизнесе.

Сегодня 44 из 55 государств-членов ратифицировали Конвенцию, однако имеется мало информации о том, как она осуществляется на практике. В новом докладе организации “Транспэренси интернэшнл” рассматриваются следующие три важные проблемы: отмывание денег, незаконное обогащение и финансирование политических партий, а также роль гражданского общества и средств массовой информации в борьбе с коррупцией.

Отмывание денег

Отмывание денег подпитывает мерзкие преступления, которые наносят ущерб жизни миллионов африканцев по всему континенту. Когда преступники зарабатывают деньги на продаже оружия, браконьерстве или коррупции, им нужно, чтобы деньги казались чистыми, прежде чем они смогут их использовать.

Африканские страны обязаны признать отмывание денег незаконным. Большинство сделало это, однако Конвенция не предоставляет властям инструменты, необходимые им для проведения расследований и судебного преследования лиц, занимающихся отмыванием денег.

Еще одной проблемой является отсутствие данных об эффективности имеющихся инструментов. Факты говорят о том, что большинство государств могли бы сделать больше.

Для эффективного отслеживания и преследования отмывания денег правительствам африканских стран необходимо выделять больше ресурсов на обучение таких специалистов, как финансовые аналитики и налоговые инспекторы, а также на улучшение сотрудничества между экспертами и прокурорами. Также важно обеспечить полную независимость властей и судов, чтобы лица, отмывающие деньги, не избежали судебного преследования и осуждения.

Суды Мозамбика пресекли коррупцию на высоком уровне в 2020 году, и бывший министр транспорта предстал перед судом по делу об отмывании денег в связи с покупкой двух самолетов Embraer национальной авиакомпанией. Embraer признала, что давала взятки властям Мозамбика, чтобы обеспечить сделку.

Не пропустите:  Каковы цели России в Белоруссии и Нагорном Карабахе?

Суд также предъявил обвинение посреднику, который отмывал деньги через подставную компанию.

В целях прозрачности и мониторинга данные о таких случаях с указанием затрат и результатов должны публиковаться ежегодно.

Незаконное обогащение

Незаконное обогащение

Когда государственные чиновники кладут государственные средства, они препятствуют развитию местных сообществ и страны в целом. Незаконное обогащение является преступлением согласно AUCPCC, хотя немногие государства-члены делают достаточно, чтобы обеспечить соблюдение закона.

Этих преступников, как известно, трудно преследовать в судебном порядке, особенно потому, что многие подозреваемые являются хорошо известными фигурами со связями, которые часто пользуются политической неприкосновенностью.

Часто это происходит из-за влияния на судей: в Нигерии действующий судья федерального высшего суда получил $260 000, переведенных на его личный банковский счет в течение двухлетнего периода, и не смог указать законное происхождение депозита. Однако апелляционный суд отклонил все обвинения по процессуальным основаниям.

Отсутствие необходимых знаний и инструментов в сочетании с отсутствием независимости судов являются ключевыми проблемами в борьбе с коррупцией на всем континенте. В результате в большинстве стран к судебному преследованию привлечено лишь небольшое количество должностных лиц, а в некоторых странах вообще никто.

Правительствам африканских стран нужны более надежные системы, которые затрудняют получение государственными служащими доходов от коррупции. Обвиняемые обязаны объяснить и доказать законное происхождение своих активов и, если это не удастся, их нужно судить и конфисковать наворованное.

Это требует от властей быть полностью независимыми в своих расследованиях и судебном преследовании и обладать для этого специальными навыками.

Как и в случае с отмыванием денег, надежных данных об эффективности правоприменения мало, и поэтому их трудно контролировать. Случаи и результаты должны публиковаться ежегодно.

Не пропустите:  20 стран, делающие запросы на удаление контента из Google

В новом отчете “Транспэренси интернэшнл” дается оценка реализации AUCPCC в 10 странах, и он направлен на поддержку политиков и членов гражданского общества в этих странах в выявлении основных проблем, которые необходимо решить для улучшения правовой базы и правоприменения в четырех ключевых областях Конвенции.

Финансирование политических партий

Трудно привлечь к ответственности политиков и их партии, когда деньги из непрозрачных и нерегулируемых источников могут проникать в политику. Отсутствие прозрачности в финансировании политических партий также позволяет скрытым игрокам финансировать и покупать политиков в собственных интересах, поскольку государство попадает в коррумпированные руки.

По сравнению с некоторыми другими антикоррупционными соглашениями, AUCPCC уникален тем, что налагает четкое обязательство на государства-участники принимать законы и эффективно обеспечивать соблюдение требований прозрачности для финансирования политических партий. Однако в большинстве стран прямо не запрещается использование незаконных средств для финансирования политической деятельности.

Даже там, где существует строгое законодательство, оно редко применяется, а в таких случаях санкции либо слишком мягкие, либо слишком суровые: некоторые излишне мягкие приговоры могут не удержать преступников, в то время как в других случаях политические партии распадаются, что наносит ущерб демократии.

В течение последнего десятилетия Тунис политически боролся с денежным дисбалансом. Во время выборов 2011 года власти активно выполняли свои надзорные функции, налагая санкции на нарушения, связанные с финансированием политических партий, и даже отменяли некоторые результаты выборов.

После смягчения правил в 2014 году поступали сообщения о несанкционированном перерасходе средств, и немногие политические партии представили свою финансовую отчетность правильно и вовремя: только 5 из 221 партии регулярно представляли свои финансовые отчеты в период с 2014 по 2019 год. Однако только предупреждения не приводят к повсеместным изменениям поведения.

Африканские правительства должны предпринять шаги, чтобы запретить грязными деньгами финансирование своих политических партий и закрыть лазейки, которые могут скрыть источник или получателя средств, например пожертвования или спонсорство третьих лиц. Ограничение того, сколько “донор” может отдать в течение определенного периода времени, может помочь предотвратить преступление.

Не пропустите:  Смогут ли страны Индо-Тихоокеанского региона противостоять Китаю

Партии должны быть обязаны публиковать всю финансовую отчетность ежегодно с дополнительной отчетностью в связи с крупными выборами. Кроме того, необходимо пересмотреть санкции, чтобы убедиться, что они соразмерны и, следовательно, более эффективны.

Гражданское общество и СМИ

Гражданское общество и СМИ

Гражданское общество и СМИ играют ключевую роль в расследовании злоупотреблений властью и коррупции и их освещении. В Южной Африке живое и разнообразное гражданское общество и СМИ, и их влияние можно увидеть, в частности, через специальные группы журналистских расследований.

Например, в 2017 году южноафриканские журналисты разоблачили коррупцию, связанную с кампанией, проводимой семьей Гупта и британской фирмой по связям с общественностью, которая разжигала расовую напряженность.

Однако гражданское общество и СМИ могут привлекать к ответственности правительства и выборных должностных лиц только в том случае, если граждане пользуются свободой выражения мнений и доступом к информации.

Все государства-члены должны пересмотреть свои правовые основы свободы выражения мнений, ассоциации и информации, чтобы гарантировать, что их средства массовой информации и гражданское общество могут работать без вмешательства и запугивания. Обвинения в преследовании, насилии или арестах журналистов и активистов, если они имеют место, должны быть тщательно расследованы.

Следует избегать вмешательства государства в освещение событий в СМИ, а запросы об отказе в предоставлении информации следует обжаловать или пересмотреть.