9 фактов, которые вы, вероятно, не знали о Дюнкерке

9 фактов, которые вы, вероятно, не знали о Дюнкерке

В 1940 году, когда британские войска отступали по всей Франции под огнем немецкой армии, началась массовая эвакуация солдат. В период с 26 мая по 4 июня 1940 года, во время грандиозной операции “Динамо”, у берегов Дюнкерка (Франция) было спасено 338 000 солдат.

Что случилось?

10 мая 1940 года Гитлер начал свое долгожданное наступление на Западную Европу. Нидерланды капитулировали всего лишь после пяти дней боев, а бельгийцы – 28 мая.

В результате успеха немецкого блицкрига британские экспедиционные силы (BEF) и французские войска рисковали быть отрезанными и уничтоженными.

Чтобы спасти BEF, под руководством адмирала Бертрама Рамсея организуется отход по морю. За девять дней, с 26 мая по 4 июня 1940 года, 338 000 королевских и французских морских пехотинцев, а также гражданских лиц были успешно эвакуированы в рамках операции “Динамо”.

Успешная эвакуация не только укрепила обороноспособность Великобритании в условиях угрозы немецкого вторжения, но и усилила позиции Черчилля по отношению к тем, кто, подобно министру иностранных дел лорду Галифаксу, предпочитал обсуждать условия мира. Спустя семьдесят лет Дюнкерк по-прежнему ассоциируется с нежеланием сдаваться во время кризисных ситуаций.

Вы знали что…?

1. В 1940 году в Британии была единственной страной, механизировавшей свою армия на 100%

В 1940 году в Британии была единственной страной, механизировавшей свою армия на 100%

Великобритания в первые годы войны часто воспринималась как страна, полная дирижаблей, устаревшего архаичного снаряжения и тактики.

Фактически оснащение британской армии в 1940 году было на уровне немцев. Легкий пулемет Bren не имел такой скорости стрельбы, как немецкий MG-34, но был более надежным, чем его немецкий аналог.

Между тем, новая британская форма была самой современной в мире в то время и не напоминала ничего из того, что носили до этого солдаты.

Британские экспедиционные силы (BEF) также были полностью механизированы, чего, конечно, нельзя было сказать о немецкой армии. Фактически из 135 немецких дивизий, использовавшихся в западном наступлении, только 16 были механизированы, остальные 119 использовали лошадей и ноги своих солдат.

Британские танки по большей части превосходили немецкие, и хотя они не вкладывали в радиосвязь столько средств, сколько немцы, у BEF все же было гораздо больше радиостанций, чем у французов.

Причиной поражения во Франции в 1940 году стал не провал техники, тактики или боевой подготовки, а небольшой размер BEF: всего 10 дивизий. Когда бельгийские и французские силы на своих флангах потерпели поражение, у британцев не было другого выбора, кроме как отступить.

Довоенное перевооружение было в основном сосредоточено на военно-морских и военно-воздушных силах. Франция была союзником с огромной армией.

Идея состояла в том, что Британия займет лидирующее положение на море, Франция – на суше, а в развитие авиации будут вкладываться обе.

Это тоже интересно:  Что означают названия этих 10 африканских столиц?

2. В штабе французской армии не было телефонов

В штабе французской армии не было телефонов

До своего увольнения 19 мая (после катастрофического провала  Мёз-Аргонского наступления) генерал Морис Гамелен был главнокомандующим всеми французскими и британскими войсками во Франции. Он также был главным архитектором планов по отражению немецкой атаки.

Гамелен твердо верил, что любая будущая война будет очень похожа на предыдущую войну 1914-1918 годов: война была длинной, растянутой и в значительной степени статичной.

Он был наполовину прав. Вторая мировая война длилась дольше, чем Первая мировая.

Хотя во многих отношениях это была “война истощения”, она не была статичной. Немецкий подход всегда заключался в том, чтобы попытаться выиграть сражения быстро и с большой маневренностью.

Это была стратегия, навязанная вопиющей нехваткой ресурсов. В этом отношении мало что изменилось со времен Фридриха Великого.

Однако во время Второй мировой войны Германия успешно использовала радиооборудование.

Французы же в значительной степени отказались от радиотехники в пользу стационарных линий и традиционных ретрансляторов. В своей штаб-квартире в парижском пригороде Гамелен настаивал на том, чтобы там не было телефонов – такова была его паранойя, связанная с безопасностью.

Это означало, что он не имел постоянной связи со своими командирами, когда необходимо было быстро принимать решения.

В то время как немецкая артиллерия и люфтваффе неоднократно уничтожали телефонные линии, французы все больше зависели от самолетов-разведчиков. Часто они терялись, полеты занимали слишком много времени или вовсе не возвращались.

Французская армия не могла вовремя реагировать на быстро меняющуюся ситуацию.

3. Худший день для люфтваффе

Худший день для люфтваффе

Первый день кампании был самым тяжелым для военно-воздушных сил Германии за последние три года. 353 немецких самолета разбились или были сбиты.

Если рассматривать это в перспективе, то в худший день для люфтваффе в битве за Британию они потеряли 67 самолетов. Большинство из них были транспортами, доставлявшими воздушно-десантные войска.

Фактически, люфтваффе все еще не возместили свои потери, когда они вторглись в Советский Союз в июне следующего года.

4. Восточный волнорез был обнаружен чисто случайно

Восточный волнорез был обнаружен чисто случайно

Старшим морским офицером, ответственным за осуществление руководства прибрежной частью эвакуации Дюнкерка, был капитан Билл Теннант. Теннант прибыл во второй половине дня 27 мая, и ему сказали, что, если повезет, они смогут эвакуировать 45 000 солдат.

Портовые сооружения были разрушены, а причалы порта пришли в негодность, поэтому Теннант попросил предоставить все доступные суда, независимо от их размера, чтобы они могли отправиться в Дюнкерк и помочь эвакуировать людей.

Доставка людей на лодках и кораблях прямо с пляжей была невероятно медленным и утомительным процессом. Ситуация казалась безрадостной. Однако позже вечером Теннант заметил, что люфтваффе не обратили внимания на два длинных волнореза, протянувшихся на 1500 метров в море.

Это тоже интересно:  Самые пугающие британские легенды

Восточный волнорез, построенный из решетчатых бетонных свай и увенчанный узкой деревянной дорожкой, на первый взгляд казался не достаточно прочным, чтобы принять пришвартованный корабль, но Теннант посчитал, что ему нечего терять. Пароход “Queen of the Channel” был призван опробовать его на практике, и после мягкого удара кормовой частью о бетонные сваи, ему удалось проплыть рядом с ним.

Волнорез выдержал нагрузку без видимых трудностей.

Из 338 226 человек, взятых на борт у Дюнкерка, 239 555 были взяты с Восточного волнореза.

5. Битва за Британию началась при Дюнкерке

Битва за Британию началась при Дюнкерке

Битва за Британию официально началась 10 июля 1940 года.

Однако истребительное командование королевских ВВС было создано для защиты Британии и впервые вступило в бой в Дюнкерке и Па-де-Кале 20 мая 1940 года. Люфтваффе отводилась ведущая роль в предотвращении эвакуации.

Но немецкие военно-воздушные силы не справились со своей задачей. Мало кто на видел их, когда небо было заполнено низкими облаками.

Густой черный дым от горящих нефтехранилищ распространялся по всему району. Однако люфтваффе  сумели сбить в ходе операции 326 самолетов, потеряв при этом 121.

6. Военное мышление не сыграло никакой роли в решении Гитлера приостановить окружение британских войск при Дюнкерке

Военное мышление не сыграло никакой роли в решении Гитлера приостановить окружение британских войск при Дюнкерке

24 мая Гитлер отдал известный приказ остановить свои танковые дивизии [Panzer Division], не позволив им полностью окружить отступающие британские экспедиционные силы. После этого приказа мотивы Гитлера стали предметом домыслов.

Даже предполагалось, что он хочет дать англичанам шанс на бегство.

Правда более проста и подчеркивает абсолютную неумелость Гитлера как военачальника. В конце концов, он никогда не посещал штабную школу и не был квалифицирован для принятия военных решений на высоком уровне практически в любой области.

Первоначальный приказ об остановке был отдан генералом фон Клейстом 23 мая. Он не понимал новой тактики передвижных танков и боялся, что его дивизии будут слишком далеко впереди пехоты.

Этот приказ, который должен был быть выполнен в течение 24 часов, был подкреплен фельдмаршалом фон Рундштедтом. Когда начальник штаба немецкой армии генерал Гальдер узнал об этом приказе, он немедленно отменил его и перевел все танковые дивизии для быстрого наступления на Дюнкерк с севера.

Фон Рундштедт пожаловался Гитлеру на то, что Гальдер его опозорил, отменив приказ.

Гитлер, которому раньше ничего не говорили, взорвался от злости. Он ненавидел прусскую военную элиту.

Он немедленно отменил все решения Галдера. Военная логика не играла никакой роли в решении Гитлера; скорее, она была мотивирована решимостью показать, кто несет ответственность, и передать свои полномочия подчиненным.

Приказ на остановку был снят только поздно 26 мая, и танки снова начали двигаться только на следующее утро, когда уже началась эвакуация.

Это тоже интересно:  11 самых таинственных станций лондонского метро

7. Капитан сборной Англии по крикету был среди спасенных в Дюнкерке

Капитан сборной Англии по крикету был среди спасенных в Дюнкерке

Среди тех, кто был спасен в Дюнкерке, был бывший игрок в крикет сборной Англии Дуглас Джардин, который возглавлял национальную команду еще в 1932–33 годах. Джардин ушел из крикета в 1934 году, и хотя он был квалифицированным юристом, он зарабатывал на жизнь как журналист и писатель.

В августе 1939 года он вступил в армию и был назначен в Королевский полк Беркшира, когда несколько недель спустя началась война. Затем он был отправлен во Францию с BEF.

Джардин хорошо служил, но был ранен в битве при Дюнкерке. По иронии судьбы, корабль, который привез его домой, был эсминцем под названием “Верити”. Лучшим другом Джардина в годы его игры в крикет был Хедли Верити (тоже крикетист), который даже назвал своего сына в честь друга Дугласа.

Верити повезло меньше: он был смертельно ранен на Сицилии в июле 1943 года.

8. Последним британским военнослужащим, покинувшим Дюнкерк, был генерал-майор

Последним британским военнослужащим, покинувшим Дюнкерк, был генерал-майор

Последним британцем, покинувшим Дюнкерк, был не рядовой солдат, а генерал-майор Гарольд Александер. Александр начал исполнять обязанности командующего BEF 31 мая.

Он был ответственен за контроль над заключительными этапами эвакуации.

Последние британские войска начали посадку около 9 часов вечера в воскресенье, 2 июня. К этому времени периметр уже рухнул. Хотя французские войска все еще героически обороняли город, немецкая артиллерия обрушилась на порт дождем.

В 11:30 вечера Александр в сопровождении капитана Билла Теннанта сел на моторную лодку и начал свой последний обход гавани, затем двинулся вдоль берега к дюнам Брей, громко крича оставшимся солдатам. Ответа не было, виднелись только силуэты брошенных машин.

Удовлетворенные тем, что выполнили свою задачу, они просигналили: “BEF эвакуирован. Возвращаемся”. А потом они тоже отплыли в Англию.

9. Британская техника, брошенная в Дюнкерке, позже оказалась в России

Британская техника, брошенная в Дюнкерке, позже оказалась в России

Хотя на берегах Дюнкерка не осталось ни одного британского солдата, во Франции осталось около 70000 солдат, убитых, раненых, захваченных в плен. Англичане также оставили после себя 76 000 тонн боеприпасов, 400 000 тонн продовольствия и 2500 орудий.

Кроме того, было брошено внушительное количество транспорта – 64 000 единиц. Хотя у многих из машин, оставшихся в Дюнкерке, радиаторы и топливные баки были забиты песком, большинство из них были отремонтированы и повторно использованы.

Этот транспорт продолжил безупречно служить Вермахту, и потом отправился в Советский Союз годом позже в рамках германского вторжения – операции “Барбаросса”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *