3 сценария для Судана после военного переворота

3 сценария для Судана после военного переворота

Армия Судана совершила переворот против гражданских властей. Глава армии генерал Абдель Фаттах аль-Бурхан распустил правительство, приостановил действие важнейших частей конституционной хартии Судана 2019 года и объявил чрезвычайное положение в стране, организовав крупнейший политический кризис за два года переходного периода в Судане. Премьер-министр Абдалла Хамдок и некоторые министры его кабинета были арестованы.

Аль-Бурхан объявил, что армия установит новое правительство, и пообещал провести выборы в июле 2023 года. Далее мы рассмотрим три варианта развития событий в Судане после произошедшего военного переворота.

Протест против переворота

Протест против переворота

30 октября десятки тысяч суданцев вышли на демонстрации по всей стране в хорошо скоординированном протесте против переворота. По протестующим был открыт шквальный огонь, по меньшей мере три человека были убиты и более 100 ранены.

С тех пор протесты продолжаются в ответ на призывы Ассоциации суданских профессионалов (SPA) к гражданскому неповиновению против военного переворота. Это продемонстрировало стойкость и страсть суданского народа к сохранению демократических преобразований, а также его способность к мобилизации по всей стране.

На фоне многочисленных попыток посредничества, предпринимаемых в Хартуме, вырисовываются три возможных сценария того, что будет дальше. То, что произойдет, будет зависеть от готовности всех заинтересованных сторон – армии, Сил за свободу и перемены (FFC), которые стали главной гражданской политической силой после революции 2019 года, и протестующих – нести высокие издержки конфронтации или пойти на уступки.

Первый сценарий

Первый сценарий

Первый сценарий – пойти по пути, проложенному армией, и признать переворот. Это означало бы, что суданскому народу придется смириться с политическим укладом, от которого он страдает уже 30 лет, и принять аргумент о том, что действия армии против гражданского правительства были в интересах страны.

Не пропустите:  Что Россия получила от пятилетней войны в Сирии?

Однако маловероятно, что суданская молодежь, которая продолжает протестовать, возглавлявшая мобилизацию после революции 2019 года, основные гражданские силы, такие как Суданская профессиональная ассоциация (SPA), или сама FFC, захотят отступить от своих требований о возвращении к гражданскому правительству. Это поставило бы их в прямую конфронтацию с армией, поскольку им пришлось бы снова мобилизоваться для борьбы за демократию. Следовательно, им придется заплатить высокую цену, возможно, слишком высокую, поскольку в столкновениях с силами безопасности могут погибнуть многие люди.

Эскалация между военными и гражданскими силами может ввергнуть страну в политический и экономический паралич и свести на нет весь прогресс, достигнутый в нормализации отношений с международным сообществом и международными финансовыми институтами. США уже приостановили экономическую помощь в размере $700 млн после переворота, и на карту могут быть поставлены миллиарды долларов, предназначенные для облегчения долгового бремени. Высокопоставленные военные чиновники также могут подвергнуться санкциям со стороны США и других западных стран.

Второй сценарий

Второй сценарий

Второй сценарий заключается в том, что переворот будет просто отменен и будет восстановлен статус-кво. Это будет означать, что конституционная хартия 2019 года, согласованная военными и FFC, будет восстановлена, а Суверенный совет и правительство будут восстановлены. И протестующие, и военные выступают против этого.

Для суданцев, вышедших на улицы, возвращение к предшествующей перевороту политике означает отказ от устранения напряженности, которая привела к перевороту. Это включало бы передачу председательства в Суверенном совете гражданским лицам и лишение военных всех исполнительных полномочий. Массовые протесты последних двух недель показали, что суданский народ хочет гражданского правительства.

Военные признают, что произошедшее было переворотом и что их лидерам нельзя доверять. Это может привести к тому, что аль-Бурхан и поддержавшие его генералы предстанут перед судом и поставят под угрозу свою власть.

Не пропустите:  Белоруссия ближе к ЕС или к России?

Третий сценарий

Третий сценарий

Третий сценарий заключается в том, чтобы все вовлеченные стороны согласились на мирное политическое урегулирование. Это потребует уступок от всех сторон и предполагает восстановление Конституционной хартии 2019 года с внесением необходимых корректировок в соглашение о разделении власти для обеспечения снижения политической напряженности. Совет суверенитета и гражданское правительство также должны быть восстановлены.

Хотя политическое соглашение может принять различные формы, отражающие посреднические усилия, для обеспечения его устойчивости необходимо предпринять ряд шагов.

Вариант политического соглашения между сторонами

Во-первых, соглашение должно предусматривать передачу управления страной гражданским лицам. Новое правительство должно быть сформировано под руководством премьер-министра Хамдока без вмешательства армии или других партий. Суверенный совет должен быть воссоздан и изменен в своем составе.

Нынешние гражданские и военные его члены, включая аль-Бурхана и генерала Мохамеда Хамдана Дагало, командующего печально известными военизированными Силами быстрой поддержки, должны уйти в отставку, чтобы освободить место для нового, полностью гражданского состава, пользующегося общественным доверием.

Потеря исполнительной власти, очевидно, вызовет беспокойство у армейского руководства, и необходимо будет дать политические гарантии. В частности, чтобы аль-Бурхан и Дагало покинули суданскую политику, им должен быть предоставлен иммунитет от судебного преследования за прошлые преступления. Это может быть единственным способом предотвратить вмешательство военных в политические преобразования.

Помимо военных и гражданских политических сил, представленных FFC, необходимо учитывать требования двух других ключевых игроков: различных вооруженных фракций, подписавших мирные соглашения в Джубе с переходным правительством в 2020 году, и мобилизованных протестующих и гражданских групп.

Некоторые из этих вооруженных фракций, чувствуя отчуждение от направления, в котором шел политический переход Судана, присоединились к военным в создании переворота и участвовали в провоенных протестах, призывающих к роспуску правительства. Новое жизнеспособное соглашение должно уважать положения Джубского мирного договора о разделении власти и стремиться убедить эти группы в их заинтересованности в формировании гражданского правительства, а не военного.

Не пропустите:  Является ли Тайвань настоящей страной?

Требования суданского народа, вышедшего на улицы, и гражданских групп, поддержавших его, также должны быть приняты во внимание. Комитеты сопротивления требуют не что иное, как абсолютный гражданский контроль над переходным периодом, и не видят никакой политической роли для армии, особенно после переворота. Если их опасения не будут приняты во внимание, существует риск, что соглашение не будет хорошо воспринято населением и что эти группы мобилизуются против него.

Этот сценарий может быть труднореализуемым, но он представляется наиболее разумным, способным спасти страну от политической и экономической катастрофы. Исторически одной из самых больших проблем для суданского народа было не преодоление диктатуры или репрессивных режимов, а укрепление демократии после смены политического режима. Было трудно установить демократические традиции и институты, которые защищают достижения свободы и политического плюрализма.

Нынешний кризис – это возможность исправить ситуацию и установить стабильное демократическое управление в Судане.

Дорогие Друзья! Подпишитесь на нашу группу ВКонтакте, там мы публикуем самые интересные и полезные статьи.