Краткое содержание
- Как более двух миллионов человек вышли из Египта и четыре десятилетия бродили по засушливой Синайской пустыне? Как такая огромная группа людей смогла продержаться на бесплодной земле в течение длительного времени? Число 40 имеет большое значение в Библии.
- Разгадайте тайну самого древнего Евангелия: Ученые предполагают, что Евангелие от Марка, написанное около 70 года н. э., является самым ранним из четырех. Но его концовка оставляет в недоумении…
- В библейском рассказе об Ионе Бог повелевает ему отправиться в Ниневию и проповедовать покаяние за грех. Но вместо этого Иона садится на корабль в Фарсис, спасаясь от своего божественного долга. Он еще не знает, что на этом пути его ждет сильный шторм и гигантская рыба.
В Библии есть много странных историй — от говорящего осла до человека, которого съела гигантская рыба. В своей новой книге «Самая странная книга» Кристин Свенсон, доцент кафедры религиоведения в Университете Содружества Виргинии, исследует эти и другие истории. Вот 20 самых странных библейских сюжетов, которые Свенсон описывает в своей книге.
Некоторые из них, например, о том, как Иона был съеден гигантской рыбой, связаны с важными археологическими памятниками, такими как Ниневия — древний ассирийский город на территории современного северного Ирака. Другие объясняют, как возникли фразы, широко используемые в наше время, такие как «козел отпущения».
Гибриды человека и Бога
В Книге Бытия сказано: «Сыны Божии увидели, что дочери человеческие красивы, и женились на тех, которых выбирали», Бытие 6:2. Их дети были гибридами Бога и человека, которых Библия называет «нефилимами».
Бог был недоволен этим скрещиванием и «пожалел, что создал людей на земле, и сильно возмутилось сердце Его» (Бытие 6:6). Поэтому Он послал потоп, который уничтожил множество людей и нефилимов, но не раньше, чем повелел Ною построить ковчег, который спас бы избранных. Библейская история говорит нам, что отношения между богами и людьми были одним из главных факторов в решении Бога устроить потоп.
Конец?
Многие ученые считают, что Евангелие от Марка — самое древнее из Евангелий, написанное около 70 года н.э., примерно через 40 лет после распятия Иисуса. Это также Евангелие с самым резким и необычным концом: оно заканчивается тем, что Мария Магдалина и две другие женщины приносят благовония к гробнице Иисуса, чтобы помазать его тело. Они находят гробницу открытой, а внутри — юношу в белом одеянии.
Юноша говорит им, чтобы они не волновались. «Вы ищете Иисуса из Назарета, который был распят. Он воскрес! Его здесь нет», — сказал юноша и приказал трем женщинам пойти и передать весть о воскресении ученикам Иисуса. «В страхе и недоумении женщины вышли и побежали от гроба. Они никому ничего не сказали, потому что боялись» (Марк 16:6-8). Это последняя строка Евангелия.
Почему Евангелие Марка заканчивается так внезапно, долгое время оставалось загадкой. Поздние христианские авторы добавили к Евангелию более длинную концовку, в которой Иисус обращается к своим ученикам и Марии Магдалине, а затем его ученики идут проповедовать.
Семейные ценности
«Многие шли с Иисусом, и, обратившись к ним, он сказал: «Если кто приходит ко мне и не возненавидит отца своего, и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестер, и даже самой жизни своей, тот не может быть моим учеником», Лука 14:25-26.
Почему Иисус сказал это, остается под вопросом. Одна из возможных версий заключается в том, что со временем был утерян дополнительный контекст, либо информация была неверно истолкована или неправильно интерпретирована.
Говорил ли так Бог — это вопрос веры. Но нельзя отрицать, что тексты дошли до нас через человеческие руки.
История о большой рыбе
В книге пророка Ионы рассказывается о том, как Бог велел ему пойти в город Ниневию «призвать к покаянию за грехи и злодеяния, потому что беззакония его жителей предстали предо Мною» (Иона 1:2). Ионе не понравилась эта идея, поэтому он попытался сбежать от Бога, сесть на корабль и поплыть в город под названием Фарсис.
Иона не доплыл до Фарсиса, потому что корабль был потревожен штормом. Пытаясь успокоить бурю, моряки выбросили Иону за борт. Бог «позволил огромной рыбе пожрать Иону, и Иона был во чреве рыбы три дня и три ночи» (Иона 1:17). Хотя люди иногда думают, что кит проглотил Иону, в Библии используется слово «рыба».
Другие таинственные воскрешения
Евангелие от Матфея говорит нам, что Иисус был не единственным, кто вернулся к жизни: «Тела многих умерших святых были воскрешены. Они вышли из гробов после воскресения Иисуса, вошли в святой город и явились многим людям», Матфей 27:52.
Евангелия больше ничего не говорят об этих воскресших людях. Какими они были после воскресения? Как долго они жили после этого? Вернулись ли они к своей прежней жизни?
Как они общались с членами своих семей? Библия дает мало информации на эти вопросы.
Козел отпущения
В какой-то момент Бога начинает раздражать Аарон, брат Моисея, который часто стоит за занавесом возле Ковчега Завета. Бог рассматривает место за занавесом как личную территорию, от которой люди должны держаться как можно дальше. Бог также недоволен всем народом Израиля за их «нечистоту и непослушание».
В качестве искупления Бог повелевает Аарону принести жертвы, в том числе двух козлов: одного принести в жертву, а другого «представить живым пред Господом для искупления», «отправив его в пустыню как козла отпущения», Левит 16:10.
Свенсон пишет, что библейский козел отпущения символизировал невинного человека, который, тем не менее, взял на себя грехи людей. В этом смысле козел отпущения был предзнаменованием Иисуса за много веков до того, как Иисус появился на свет. Этот термин и сегодня используется для обозначения невинного человека, который берет на себя вину за грехи других.
Чрезвычайно долгая жизнь
«Когда Адам жил 130 лет, родился сын его по подобию его, по образу его; и нарек он ему имя Сиф. После рождения Сифа Адам прожил 800 лет и имел еще сыновей и дочерей. Всего Адам прожил 930 лет, после чего умер. Когда Сиф прожил 105 лет, он стал отцом Еноса. После того как Сиф стал отцом Еноса, он прожил 807 лет и имел еще сыновей и дочерей. В общей сложности Сиф прожил 912 лет, после чего умер. Когда Енос прожил 90 лет, он стал отцом Кенана. После того как он стал отцом Кенана, Енос прожил 815 лет и имел еще сыновей и дочерей. В общей сложности Енос прожил 905 лет, после чего умер».
Свенсон пишет в своей книге, что ученые долго спорили, почему в Книге Бытия говорится о сверхживучести людей. Возможное объяснение заключается в том, что сокращение жизни, о котором говорит Библия, является наказанием за грехи человечества.
Нил превратился в кровь
После того, как фараон Египта отказывается предоставить израильтянам свободу, Бог повелевает Моисею и Аарону использовать свои посохи, чтобы превратить воду реки Нил в кровь. «Моисей и Аарон сделали, как повелел Бог. Перед фараоном и перед рабами его он поднял посох свой и ударил по воде Нила, и вся вода в Ниле превратилась в кровь. И рыба в Ниле умерла, и зловоние исходило от Нила, так что египтяне не могли пить воды нильской. И была кровь по всей земле Египетской», Исход 7:20-21.
Фараон просто проигнорировал случившееся: «Фараон отвернулся и пошел в дом свой, и даже не обратил внимания на это. И все Египтяне копали землю вдоль Нила, чтобы пить воду, потому что не могли пить воды из Нила», Исход 7:23-24.
Подобное событие упоминается в египетских записях. Папирус Ипувера, написанный от имени человека по имени «Ипувер», говорит о Египте, страдающем от хаоса и войны, и заявляет, что «река стала кровавой». Этому тексту более 3000 лет, хотя его точная дата является предметом споров среди ученых.
Другое, более приземленное, объяснение того, почему Нил может выглядеть красным, заключается в том, что цветение красных водорослей может вызвать окрашивание воды в красный цвет.
Ад — это куча мусора
Иисус предупреждает людей об опасности попасть в ад, если они согрешат. Например, Он говорит: «Если правый глаз твой соблазняет тебя, выколи его и брось от себя. Лучше тебе лишиться одной части тела твоего, нежели все тело твое бросить в геенну», Матфей 5:29.
В своей книге Свенсон отметила, что слово «ад» является переводом греческого слова «Геенна», которое на самом деле означает место в древнем Иерусалиме, где сжигали мусор, а поскольку город и окружающие поселения производили много мусора, Геенна постоянно горела», — пишет Свенсон. «Когда Иисус предупреждал, что человек может оказаться в Геенне, он, вероятно, не имел в виду в буквальном смысле горящую Геенну за пределами Иерусалима».
Горящий куст
Другой, более величественный огонь вспыхивает в книге Исход, когда Бог предстает перед Моисеем в виде горящего куста. Моисей пас стадо животных, когда увидел, что «куст горит, но не сгорает». Моисей пошел посмотреть, и «Бог воззвал к нему из куста: «Моисей! Моисей! И сказал Моисей: вот Я», Исход 3:4.
«Не подходи ближе, — сказал Господь. Снимай свои сандалии, ибо место, где ты стоишь, есть земля святая». Затем Он сказал: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова». В то же время Моисей закрыл свое лицо, потому что боялся смотреть на Бога». Исход 3:5-6.
Затем Бог рассказывает Моисею, как Он планирует вывести израильтян из Египта.
Использование куста, который горит, но не сгорает, является лишь одним из примеров того, как Бог «преодолевает естественные процессы». — пишет Свенсон. «То есть, Бог во всей своей божественности делает необычные вещи, потому что Бог может».
Бог пытался убить Моисея
Книга Исход также содержит загадочный поворот событий: в какой-то момент Бог инструктирует Моисея о том, что он должен сделать, чтобы помочь израильтянам освободиться от египетского фараона. Бог дал Моисею особые способности, например, умение превращать свой посох в змею. Однако, когда Моисей отправился в Египет, у Бога появляется другая идея.
«На одной из остановок по пути Бог встретил Моисея и собирался убить его. Но Сепфора (жена Моисея) взяла кремневый нож, обрезала крайнюю плоть своего сына и прикоснулась ею ног Моисея». Ты жених мой», — сказала она. И отпустил его Господь», Исход 4:24-26.
Ученые задаются вопросом, почему Бог изначально планировал убить Моисея. Возможно, некоторые отрывки из этой библейской истории, которые могли бы пролить свет на этот вопрос, были утеряны.
У Моисея были рога?
В книге Исход у Моисея буквально появляются рога. Моисей заключил завет с Богом от имени израильтян на горе Синай. В завете Бог обещает, что израильтяне получат контроль над обширными землями в Леванте, но взамен они должны поклоняться Богу и следовать его правилам, особенно десяти заповедям. Моисей вырезал завет на двух камнях.
После возвращения с горы Синай его лицо изменилось, и он надел вуаль.
«В большинстве современных переводов говорится, что он «светился» или что-то в этом роде», — пишет Свенсон. — «Но это лишь предположение, потому что еврейское слово «каран» больше нигде в Библии не встречается. Одна из возможностей заключается в том, что слово «каран» на самом деле означает рога, потому что оно похоже на распространенное еврейское существительное «керен», которое означает рог.
Другими словами, у Моисея выросли рога после заключения завета с Богом. «Многие средневековые произведения искусства, как ранние, так и поздние, изображают Моисея с рогами», — пишет Свенсон.
Говорящая ослица
В Книге Чисел пророк по имени Валаам идет по дороге, и его ослица останавливается три раза. Каждый раз Валаам бьет ослицу, пытаясь заставить ее двигаться. Очевидно, Бог дал ослице способность говорить, и она произносит: «Что я сделала тебе, что ты бьешь меня уже третий раз?». — обращается она к Валааму, Числа 22:28.
Валаам, который, кажется, не удивлен тем, что его ослица говорит с ним, отвечает: «Ты сделала из меня дурака! Если бы только у меня в руке был меч, я бы убил тебя прямо сейчас». Ослица отвечает: «Разве я не твоя ослица, на которой ты всегда ездил и до сих пор ездишь? Разве я когда-либо выставляла тебя дураком?». Числа 22:30.
Затем появляется «ангел Господень» и говорит Валааму, что ослица спасла Валааму жизнь. «Ослица, увидев меня, трижды отвернулась от меня. Если бы она не отвернулась, я, конечно, убил бы тебя, но я пощадил тебя», — говорит ангел Господень. Затем Валаам просит прощения за свое поведение.
Свенсон отмечает, что Валаам, должно быть, недоумевал, почему Бог угрожает его жизни, тем более что у Валаама не было намерения причинить вред израильтянам. Перед инцидентом с ослицей вождь моавитян по имени Валак попросил Валаама проклясть израильтян. Несмотря на огромное количество золота, которое моавитяне предложили Валааму за эту работу, Валаам послушался Бога и пощадил израильтян.
Причудливое видение
В одном совершенно причудливом видении пророк Иезекииль говорит, что Бог явился ему на «лазурном престоле» в виде «фигуры, подобной человеку, огненной, и внизу она была как огонь, и яркий свет окружал ее», Иезекииль 1:26-27.
Иезекииль также упоминает, что в видении он видел четырех «животных» рядом с Богом. «Они были подобны людям, но у каждого было четыре лица и четыре крыла», а рядом с каждым из этих существ на земле лежало колесо, Иезекииль 1:6.
По словам Свенсон, эта история произошла после разрушения Первого храма вавилонянами в 586 году до н.э. Поэтому это драматическое появление могло быть способом сказать, что Бог жив, несмотря на разрушение храма.
Семь бесов
Согласно книгам Марка и Луки, Иисус изгнал семь бесов из Марии Магдалины. «В Евангелиях от Марка и Луки мы читаем, что Иисус изгнал из нее семь бесов», — пишет Свенсон. «Что это были за бесы и какова природа ее одержимости, Библия не говорит.
Были ли это семь смертных грехов?
«Семь грехов, смертных или иных, хотя можно представить себе восхищение художников, которые их изображали», — добавляет она. «В Библии не сказано, какой эффект бесы оказали на нее, физический или эмоциональный, хотя современные читатели предполагают, что они могли проявиться в том, что мы сегодня диагностируем как различные болезни, психические или иные. Неизвестно, страдала ли Мария Магдалина какими-либо заболеваниями и какими они могли быть».
В Библии мало информации о ее здоровье, и нет никаких исторических записей, раскрывающих это.»
Свирепые херувимы
Сегодня херувимов часто изображают в виде ангельских младенцев с крыльями, но в библейских историях херувимы иногда бывают грозными охранниками Эдемского сада и Ковчега Завета.
«Вопреки распространенному мнению и многим открыткам, библейские херувимы являются жестокими созданиями — существами-гибридами, не встречающимися в природе, но, вероятно, вдохновленными древней ближневосточной иконографией.» — пишет Свенсон. «Они должны быть страшными, чтобы охранять святыни».
Современная коммерческая выгода, похоже, сыграла свою роль в превращении херувимов из библейских хранителей в безобидных ангельских младенцев. В 1946 году универмаг в Индианаполисе включил изображения херувимов, нарисованных в виде младенцев, в свой праздничный каталог, и с тех пор популярность этого образа растет, отмечает Свенсон.
Жестокое сердце фараона
Бог не чужд злу, и нигде это не проявляется так явно, как в книге Исход, когда Бог предлагает ожесточить сердце безжалостного фараона.
В книге Исход Бог говорит Моисею, что Он поможет израильтянам выйти из Египта и ожесточит сердце египетского фараона, чтобы он не отпустил израильтян. Бог обращается к Моисею: «Когда возвратишься в Египет, смотри, чтобы ты совершил пред фараоном все чудеса, которые Я дал тебе власть делать. Но Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа», Исход 4:21. Это звучит противоречиво, потому что, ожесточив сердце фараона, будет труднее убедить его отпустить израильтян.
В результате фараон очень неохотно отпускает израильтян, и Бог должен нанести египетскому народу 10 бедствий — саранчу, тьму, град и другие бедствия — прежде чем израильтяне смогут уйти. Согласно легенде, Бог даже убивает всех первенцев в Египте.
Другие боги
Хотя иудаизм и христианство являются монотеистическими религиями, Библия иногда подразумевает существование других богов. Одним из примеров из Ветхого Завета является Псалом 82, в котором говорится: «Бог ведет великое собрание; он судит богов… Боги ничего не знают, ничего не понимают. Они ходят во тьме; все основания земли потрясены».
В этом отрывке говорится, что Всевышний имеет власть над другими божественными существами и может понизить их в должности. «Они простые смертные. Я сказал: Вы — «боги»; вы все сыновья, но вы умрете как простые смертные; вы падете, как и все другие правители».
Подобные истории могут дать подсказку о том, как развивалась религия в Израиле. По одной из версий ученых, в начале истории Израиля поклонялись нескольким богам, но со временем израильтяне приняли единого бога.
Сложный подбор партнера
Хотя нет никаких археологических свидетельств существования «звездной пары» Эдемского сада, в Ветхом Завете очень подробно описано, как Бог создал спутницу Адама. Но вы, возможно, не подозреваете, что создать пару было не так просто, как кажется. Оказывается, Богу было нелегко найти хорошую пару для созданного Им Адама.
Господь Бог сказал: «Не хорошо быть человеку одному. Я сотворю ему помощников. Тогда Господь Бог создал всех зверей земных и всех птиц небесных. Он привел их к человеку, чтобы узнать, как он назовет их; и как человек назвал все живое, так и они будут названы. И дал человек имена всему скоту, и птицам небесным, и всем зверям. Но Адам не нашел себе подходящей пары». (Бытие 2:18-20).
В конце концов, Бог решил использовать часть ребра Адама для создания Евы, которая стала женой Адама. На иврите слово «Адам» может быть применено к мужчине или человеку в общем смысле «и не относится конкретно к мужчине или женщине». Другие ученые отмечают то же самое и предполагают, что библейские авторы допускали, что Адам был андрогином.
2,5 млн человек уходят в одно и то же время
В книге Исход Моисей выводит израильтян из Египта в Синайскую пустыню, где они блуждали 40 лет.
«Как могли около двух с половиной миллионов человек со всеми своими животными коллективно покинуть Египет и сорок лет скитаться по Синайской пустыне?» — пишет Свенсон в своей книге. «Нам говорят, что они черпали воду из камня и пища появлялась чудесным образом, но ведь речь идет о целой группе людей с зависимыми животными в бесплодном пространстве в течение очень долгого времени».
Число 40 упоминается в Библии несколько раз: Иисус блуждал в пустыне 40 дней и 40 ночей. Символическое значение этого числа вызывает споры среди ученых.