Почему святая Тереза была величайшей грешницей

Почему святая Тереза была величайшей грешницей

Анализ того, почему святая Тереза была самой великой грешницей из всех.

Тереза была отмечена Папой Пием X

Тереза была отмечена Папой Пием X

Известно, что во время частной аудиенции в период своего понтификата Папа Пий X присвоил св. Терезе титул «величайшей святой нашего времени». Своей неизменной доброжелательностью святая Тереза продолжает влиять на мир. В то же время Пий XI, преемник на папском престоле, назвал ее вклад в Царство Божие «бурей славы».

Несмотря на все эти похвалы, мы бы хотели отметить одно обстоятельство: Тереза, как это ни парадоксально, была самой большой грешницей своего времени. Позвольте, однако, уточнить, что она не совершала самых тяжких грехов. Однако Тереза так горячо раскаивалась и так горячо принимала свои неудачи, что даже ее грехи пошли ей на пользу, несмотря на все попытки ада изолировать и уничтожить ее.

Ее возлюбленный Отец воспользовался этой возможностью, чтобы приблизить ее к Себе и даровать ей жизнь в изобилии, ибо Он изобилует прощением и милосердием.

Возможно, некоторым читателям такой подход к характеру Терезы покажется нетрадиционным. Ее безмятежное, неземное присутствие в духовном мире может навести некоторых на мысль о том, что она — почти безгрешная монахиня, которую не трогают страдания нас, простых грешников, вечно погрязших в своих греховных проступках. Такое мнение было бы ошибочным, ведь Тереза черпала вдохновение у святой Марии Магдалины и стала сестрой самых страшных грешников, соединившись с ними узами покаяния.

Тереза питала глубокую любовь к покаянию святых и страстно желала передать это желание другим. За несколько месяцев до смерти, находясь на больничной койке, Тереза ласково укоряла свою сестру, мать Агнес, за то, что та не воспользовалась ее ошибками и проступками.

Насколько больше каждый из нас должен стремиться к получению милостей, дарованных нам в моменты после совершения греха? Как часто мы склонны пренебрегать или злоупотреблять этими бесценными возможностями для личностного роста?

Послание св. Терезы призывает нас рассматривать наши грехи в том же свете, что и навоз, как мощное удобрение, обогащающее почву наших сердец, питающее семена Евангелия и позволяющее им процветать сверх меры. Вступая в школу ее мысли, давайте постараемся стать величайшими грешниками нашего времени.

Тереза написала завещание о своем святом покаянии

Тереза написала завещание о своем святом покаянии

Перед лицом испытаний святая Тереза была непоколебима в своем святом покаянии. В нежном возрасте двенадцати лет, готовясь к первому причастию, она записала в тетради свое решение, ставшее решающим в ее жизни: «Я не буду унывать». Всю свою жизнь она выполняла это короткое, но очень важное обещание.

Ее не удручали собственные слабости, и в своей автобиографии она писала: «Я не возмущаюсь, видя себя слабым человеком, напротив, я радуюсь своим слабостям и каждый день предвкушаю открытие в себе новых слабостей». Более того, Терезу не пугали ее собственные проступки. Она сказала: «Даже если бы на моей совести были все грехи, которые я могла бы совершить, я бы все равно пошла; мое сердце разорвалось бы от раскаяния, и я бы упала в объятия Иисуса».

Тереза, обладавшая тонким темпераментом и святыми устремлениями, несомненно, переживала моменты душевного смятения, когда грешила и терпела неудачи, но она не поддавалась чувству отчаяния. Она выразила это в молитве, которую сочинила для другой сестры: «Увы! Часто по вечерам я впадаю в меланхолию, ибо мне кажется, что я могла бы быть более подходящей для Твоей милости. И все же, Боже мой, не унывая при виде своей уязвимости, я обращаюсь к Тебе с доверием».

«Боже мой, я знаю, что заслужила это чувство скорби, но все же хочу принести его Тебе как испытание, которое Ты послал мне из любви. Я сожалею о своих грехах, но я благодарна за то, что у меня есть эта агония, чтобы принести ее Тебе в жертву».

В другой молитве Тереза говорит о духовном конфликте, возникающем при унынии: «Каждое утро я принимаю решение практиковать смирение, а вечером понимаю, что совершила много горделивых проступков. Тогда у меня возникает искушение унывать, но я понимаю, что уныние — это тоже проявление гордыни». Благодаря знанию Духа Тереза правильно распознала уныние как искушение гордыни, замаскированное под ложное смирение.

Кроме того, Тереза не поддавалась унынию из-за проступков других людей. Она страстно ходатайствовала за самых страшных грешников и ласково называла их своими братьями. Одним из них был отец Гиацинт Лойсон в прошлом уважаемый проповедник собора Нотр-Дам в Париже и глава французских кармелитов.

Не пропустите:  Граждане США, родившиеся в королевских семьях

Затем он покинул католическую церковь, женился на американке-протестантке и основал собственную церковь. Тереза называла его «наш брат, сын Пресвятой Девы», а в письме к другому священнику и доверенному лицу бесстрашно писала: «Вы, должно быть, мало знаете обо мне, если боитесь, что подробный рассказ о ваших недостатках уменьшит привязанность, которую я питаю к вашей душе!»

«В начале жизни Тереза испытала душевные и духовные муки скрупулезности, терзаясь ужасными страхами, что ее грехи позорят Бога и делают ее недостойной Его любви. Затем, благодаря все более глубокому пониманию догматов католической веры, постоянной молитве и духовному руководству, она начала ценить милосердие и справедливость Бога. Осознав, что Он любит ее (и каждого из нас), несмотря на то, что она несовершенна, Тереза придумала свой собственный «маленький способ» проявления благодарности и любви к Богу и ближнему через обычные мелочи, которые могут иметь большое значение, если совершаются в духе благотворительной любви. Святая Тереза может оказать неоценимую помощь в борьбе со скрупулезностью и как защитник, и как источник глубокой духовной мудрости, включая ее взгляды на добрую волю».

Из книги Кевина Воста «Скрупулезность: исцели свой разум, освободи свою душу и позволь Богу работать»

Непоколебимая приверженность любви Отца

Непоколебимая приверженность любви Отца

Святая Тереза, не падая духом, укрепляла себя твердой уверенностью в щедрой, милосердной любви Отца, и эта уверенность одушевляла все ее существо. В письме к сестре Марии она так описывает свое мировоззрение: «Именно уверенность и ничто другое, кроме уверенности, должно вести нас к Любви». Траектория всего сущего направлена к Богу Любви, и «ничто, кроме уверенности», не определяет наш путь».

Хотя Тереза руководствовалась этой непоколебимой уверенностью на протяжении всей своей жизни, она обращала на нее особое внимание в контексте собственных грехов и бесконечного милосердия Отца. В конце своей автобиографии она убедительно обосновывает свой оптимизм, приводя в пример мытаря, смиренно исповедовавшего свои проступки в храме, а также кающуюся женщину, которая раскаялась и воскликнула: «Да, я чувствую это; даже если бы на моей совести были все грехи, которые я могла бы совершить, я пошла бы, сердце мое разбито горем, и бросилась бы в объятия Иисуса, ибо я знаю, как Он любит блудного ребенка, который возвращается к Нему».

Хотя Тереза испытывает глубокую печаль и отчаяние, вызванные ее грехами, она непоколебима в своей уверенности в безграничной любви Иисуса ко всем вернувшимся блудным детям.

Беседуя с Паулиной на больничной койке, Тереза подтвердила причину своей уверенности. Она верила, что, как бы тяжко она ни грешила, ей никогда не превзойти милосердие Отца. В лучшем случае ее обширный список грехов был лишь каплей воды по сравнению с «огненной печью» милосердной любви Отца.

Однако доверять Богу после рецидива греха действительно трудно, и Тереза ясно дает понять, что мы не должны отстраняться от Бога. Напротив, мы должны бежать к Нему.

Тереза противопоставляет тех, кто в ужасе убегает, тем, кто бежит к Богу и снова и снова открывает Ему свое сердце. Ее притча о птичке мощно передает эту мысль: «Птичка поворачивается к своему любимому Солнцу, подставляя свои влажные крылышки его благотворным лучам». Она плачет, как ласточка, и в своей сладкой песне рассказывает обо всех своих неверностях, думая в смелости своего полного доверия, что она найдет еще большую полноту любви от Того, Кто пришел призвать не праведников, а грешников.

Для большинства из нас выбор между тем, чтобы сразу пойти на исповедь, или тем, чтобы отложить это решение, может быть пугающим. Когда Добрый Пастырь увидит нас, борющихся в терниях наших грехов, поверим ли мы, что Он подойдет к нам с нежным милосердием и с радостью понесет нас на Своих плечах?

Или же мы поступим как бесы и воскликнем: «Что Тебе до нас, Иисус из Назарета? Ты пришел погубить нас?» (Мк. 1:24). В этот момент представляется Тереза, стоящая, как святая Жанна д’Арк, призывающая мужество в свои войска, которые до этого терпели поражение. В этот момент в звучат слова из Послания к Евреям: «Мы не из тех, которые отступают и погибают, но из тех, которые имеют веру и приобретут жизнь» (10:39).

Так давайте же с уверенностью идти к исповеди и победе!

Сокровенный характер примирения

Сокровенный характер примирения

Сыновняя уверенность Терезы в милосердной любви Отца выявила ее потребность в прощении, что привело ее к еще большей близости с Отцом. Перед своей первой исповедью Тереза размышляла о том, стоит ли ей выражать свою глубокую любовь к Богу через священника. При всей своей наивности этот вопрос открывает глубокую истину.

Не пропустите:  12 самых кровопролитных войн в истории

Прощение приводит в движение момент великой близости. На исповеди мы можем по-настоящему ощутить глубокую милосердную, личную и животворящую любовь Иисуса Христа.

Хотя мы слышим много проповедей о Божьей любви, иногда она не проникает в наши сердца. Но когда мы подходим к исповеди с раскаянным сердцем, вверяя себя милосердной любви Отца, простое слово любви становится драгоценным откровением и прелюдией к небесному миру. Именно поэтому в исповедальне обычно всегда присутствует носовой платок.

Тереза передала это интимное примирение в своей притче о двух озорных сыновьях. Один из сыновей убегал от отца, а другой бежал ему навстречу. Последний умолял отца «наказать его поцелуем», и Тереза твердо верила, что отец ответит ему такой интимной любовью, хотя и знала, что раскаяние сына еще не закончено и что он, скорее всего, еще натворит бед.

Однако, спрашивается, как может поцелуй быть достойным наказанием в свете ужаса нашего греха? Следует помнить, что Божественное правосудие устроено иначе, чем человеческая система наказаний. Божественная справедливость направлена на восстановление правильных отношений, нарушенных грехом.

В своих грехах мы забываем, кто мы есть и кто есть Бог. В греховном состоянии мы можем воспринимать Бога как господина, которому можно бросить вызов или обойти. Однако в акте примирения Бог проявляет себя как наш любящий Отец.

В своей справедливости он ведет нас к тому, чтобы мы стали его детьми. Тереза в своем духовном просветлении поняла, как важно бежать к Богу, исполняясь Духом, и взывать: «Прости, Отче».

Упование Иисуса на преображение грешников

Следуя примеру Терезы, мы можем опираться в этом смелом доверии на многочисленные евангельские отрывки, в которых Иисус преображает грешников сострадательной любовью. Замечателен пример того, как Иисус восстанавливает Петра после его повторного отречения.

Сначала воскресший Господь готовит завтрак и приглашает Петра принять его. Затем, наполнив его желудок, Иисус сосредоточился на сути Петра. Он не ругал и не упрекал его. Он не стал требовать от Петра заверений в том, что он перестанет заблуждаться.

Вместо этого Иисус трижды спросил его: «Любишь ли ты Меня?».

Что может быть лучше для нас, чтобы принять любовь Иисуса и выразить Ему свою, чем броситься на исповедь, как только Он позовет нас? Ведь «Отче, прости меня» сродни «Иисус, я люблю Тебя». И, может быть, близость, которая следует за примирением, превзойдет близость, которая предшествует греху.

Приношение святой Терезы

«Боже мой, я предлагаю Тебе все свои действия в этот день для намерений и славы Священного Сердца Иисуса. Я стремлюсь освятить каждое свое сердцебиение, каждую свою мысль, самые простые поступки, связывая их с Его бесконечными заслугами. Более того, я решаю загладить свои проступки, бросив их в горнило Его милосердной любви. Боже мой, я прошу Тебя даровать мне и близким моему сердцу людям благодать в совершенстве исполнить Твою благословенную волю. Более того, я прошу Тебя даровать мне и тем, кто дорог Твоему сердцу, благодать в совершенстве исполнять Твою благословенную волю, а также способность горячо принимать мимолетные радости и печали этой земной жизни ради Тебя, чтобы в конце концов мы навсегда соединились на небесах. Аминь».

Важнейшим аспектом развития близости с Богом является принятие Его бесконечного милосердия и прощения, как это было задумано Иисусом. Тереза, прекрасно осознавая свою роль Невесты Жениха, наглядно продемонстрировала это, спросив Иисуса: «Неужели Любовь, которую Ты отверг, останется сокрытой в Твоем сердце?» Она поняла, что, хотя ее Супруг обладает избытком любви, лишь немногие души открыты для ее принятия.

В своем грандиозном акте посвящения себя милосердной любви она поняла, что милосердие Иисуса не знает границ. Тереза принесла себя в жертву Его милосердию, умоляя Его захлестнуть ее волнами безграничной нежности, которая теснилась в Нем. По сути, она просила не просто о милосердии, удовлетворяющем ее нужды, но о милосердии, соответствующем щедрости Иисуса, — о милосердии в масштабах Бога.

По меткому выражению Терезы, «именно уверенность и ничто иное, как уверенность, должны вести нас к Любви».

Милосердие Иисуса не знает границ, ибо Он желает осыпать нас милостями в соответствии со Своей безмерной любовью и присущей Ему природой милосердия. Он радуется милосердию, приглашая нас вкусить Его Божественную благодать, вторую и даже третью порцию!

Другой способ постичь это Божественное милосердие — понять, что наши беззакония увеличиваются из-за наших слабых намерений, стоящих за ними. Мы тянемся к кислому плоду, который не приносит нам удовлетворения. При этом мы игнорируем полезные плоды, которые Б-г желает нам дать.

Не пропустите:  20 самых странных историй из Библии

«Блудный сын упорно просил половину отцовского наследства, а отец хотел завещать сыновьям все свое богатство и хозяйство, потому что сказал старшему брату: «Сын, ты всегда со мной, и все, что у меня есть, твое» (Лк. 15:31).

Слишком мало просим и слишком мало ожидаем

Слишком мало просим и слишком мало ожидаем

Если наши грехи ожидают от Бога слишком малого, то и наше покаяние может ожидать слишком малого. Давайте покаемся не только в том, что мы слишком мало просим у Бога, но и в том, что ожидаем от Него слишком мало милости. Его сердце обширно и пронизано любовью.

Пример Терезы учит нас тому, насколько плодотворно покаяние. Она не просто терпела страдания как наказание, а принесла их Богу в жертву.

Как уже упоминалось, Тереза наставила свою сестру, мать Агнессу, именно в этом вопросе. Ухаживая за умирающей сестрой, Агнесса выразила свое недовольство по поводу какой-то ошибки. Тереза воспользовалась этой возможностью, чтобы научить сестру по-другому относиться к ошибкам: «Я поспешила сказать Богу: Господи, я знаю, что заслужила это чувство печали, но позволь мне принести его Тебе в жертву, как испытание, которое Ты послал мне из любви. Я сожалею о своем грехе, но я счастлива, что могу принести Тебе эти страдания».

Католические родители часто учат своих детей «жертвовать», когда они страдают, обычно в ответ на жизненные трудности или покаяние в христианской жизни. Но Тереза применяла это понятие к своим страданиям, вызванным ее собственными грехами, как к испытанию, посланному Богом. Она делала это с радостным сердцем, уповая на то, что Отец простит ее неверность и освятит ее жертву, чтобы она принесла плоды.

«Я приношу себя в жертву Твоей милосердной любви и прошу Тебя, чтобы Ты непрестанно поглощал меня, позволяя волнам бесконечной нежности, сокрытой в Тебе, переливаться в мою душу».

Святой Павел, обращаясь к римлянам, оправдывает эту дерзновенную надежду словами: «Мы знаем, что любящим Бога все содействует ко благу» (8:28). Иногда считается, что только божественные инструменты служат целям Бога. Однако Павел и Тереза признавали, что Иисус Христос — Господь, властвующий над всем творением — даже там, где мы сомневаемся в Его присутствии или силе. В конце концов, «где умножился грех, там более умножилась благодать».

Молитва покаяния царя Давида в Псалме 51 является прекрасной демонстрацией этого приношения. Он молится: «Жертва моя, Боже, — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного, Боже, Ты не уничижишь» (ст. 19). Жертвенность не ограничивается моментами, когда наше сердце цело и чисто. Напротив, Господь особенно ценит жертву сокрушенного и смиренного сердца. Он ищет нашего доверия даже тогда, когда мы недавно предали Его доверие к нам.

Малый путь Терезы

Малый путь Терезы

Тереза показала пример своего знаменитого «Малого пути» к святости через постоянное умножение таких мелких происшествий. Считая себя маленькой душой, она думала прожить свою жизнь, приглашая только к маленьким актам доброты. Но когда эти поступки совершались с горячей любовью, в полном подчинении воле Божией, результаты оказывались великодушными.

«»Я тоже ищу лифт, который доставит меня к Иисусу, поскольку мой рост недостаточен для того, чтобы подняться по трудной лестнице совершенства». Обращаясь к своей настоятельнице, она добавляла: «Моя возлюбленная Мать, как Вы видите, я маленькая и непритязательная душа и могу предложить Богу только самые скромные знаки преданности. Поэтому я умоляю Иисуса охватить меня пламенем Своей привязанности, слить меня с Ним настолько тесно, чтобы Он мог жить и действовать через меня».

В рассказе Рассела Шоу «Святая Тереза из Лизье, история души, которая жила маленьким путем» Тереза выступает как сестра и наставница для всех нас, особенно в нашей малости и даже в наших болезнях. Она служит защитой от коварных и смертельных искушений отчаяния и уныния.

Как часто искуситель предлагает нам отказаться от надежды, как будто мы уже вошли во врата преисподней. Однако Тереза провозглашает веру в Иисуса Христа, которая неизменно преодолевает эти злые врата.

Тереза, несомненно, дорожила своей малостью, но только как способом пригласить Господа сделать ее грозным воином. Теперь, на небесах, она вместе со всеми святыми готова защищать нас, особенно в те моменты, когда мы спотыкаемся и заблуждаемся, чтобы мы могли постичь превосходящую разумение любовь Христа и исполниться всей полнотой Божией.