Вот он: список фактов из истории египетских еврейских общин.
1. Евреи ушли из Египта после 200 лет рабства
Песах — первый еврейский праздник, посвящен чудесному исходу из Египта. Евреи во главе с Моисеем и Аароном были свидетелями того, как Бог наслал 10 язв на их египетских рабовладельцев, прежде чем они ушли на свободу. Перед тем как разделить море для своего новорожденного народа, Бог сказал: «Ибо вы видели Египет [только] сегодня, [но] уже не увидите его вовек » .
И все же прошло всего несколько сотен лет, прежде чем некоторые израильтяне вернулись в страну, где были гонимы.
2. Евреи, вернувшиеся после убийства Гедальи
После разрушения Первого Храма в Святой Земле осталась небольшая, скромная еврейская община, которую возглавил Гедалья бен Ашикам. После того как Гедалия и многие другие евреи были убиты во время празднования Рош ха-Шана, община раскололась. Некоторые эмигрировали в Египет, где надеялись избежать голода и войны.
Пророк Иеремия предостерегал их от отъезда, но они все равно сделали это. Даже после того, как они обосновались там, Иеремия продолжал обвинять народ в том, что он покинул Святую землю и стал служить идолам в Египте.
3. В период Второго храма существовал так называемый Псевдохрам
В эпоху Второго Храма, когда Александрия в Египте была центром Греческой империи, там существовала значительная еврейская община. Во главе со священником по имени Шонио (Ониас) они даже построили большой храм, который рассматривался ими как аналог Святого Храма в Иерусалиме. Но храм Шонио не был святым.
В Мишне говорится, что священники, служившие в храме Шонио, не имели права служить в Иерусалиме, как и священники, служившие идолам.
4. Евреи в Египте перевели Тору на греческий язык
По приказу царя Птолемея евреи в Египте перевели Тору на греческий язык. Мудрецы говорят, что этот день был так же страшен для народа Израиля, как и день Золотого тельца, потому что Тора не могла быть адекватно переведена.
5. У них была гигантская синагога
Талмуд рассказывает о богатой синагоге в Александрии, где могли поклоняться тысячи людей, распределенных по роду занятий. Синагога была настолько велика, что все не могли слышать кантора. Поэтому был назначен человек, который стоял на биме (помосте) в центре святилища и поднимал платок, когда нужно было сказать «аминь».
6. Иерусалимляне и вавилоняне жили бок о бок
В послехрамовый период возникли два крупных центра еврейского образования: один в Святой Земле, другой в Вавилоне, и в обоих в итоге был создан Талмуд. Оба имели своих представителей в Египте.
Знаменитая каирская синагога Бен Эзра первоначально посещалась евреями, придерживавшимися иерусалимской традиции (ныне уже не существующей). Особенностью иерусалимской традиции является то, что цикл чтения Торы завершается за три года, а не по годовому циклу.
Всемирный рабби Вениамин Тудельский (XII в.) рассказывает, что у иерусалимцев в Каире была традиция собираться на совместную молитву с вавилонскими евреями, которые завершали цикл чтения Торы в этот день.
7. Саадия Гаон боролся там с караимами
Великий рабби Саадия Гаон родился в конце VIII века в области Файюм. Еще в юности он увидел угрозу традиционному иудаизму со стороны караимов, отвергавших учение раввинов в пользу собственного оригинального толкования Торы.
В возрасте 23 лет Саадия начал свою карьеру убежденного защитника еврейской традиции. Вскоре после этого преследования со стороны караимов, включая разграбление ее дома, вынудили ее покинуть Египет и отправиться в Святую Землю, а затем в Вавилон. Он стал известен как один из величайших лидеров и учителей в еврейской истории, переведя всю Тору на арабский язык, а его учение и традиции остаются центральными в иудаизме и сегодня.
8. Маймонид был нагидом
Великий философ, ученый и лидер испанского происхождения Моисей Маймонид жил в Каире, где служил нагидом (главой общины) и личным врачом султана Саладина. Под его влиянием возросло еврейское богослужение, а иудейские принципы преподавались в такой форме, которую могли оценить и принять многие, включая раскаявшихся бывших караимов.
9. Большинство египетских евреев сегодня — сефарды
После того как католические гонения на евреев на Пиренейском полуострове увенчались их изгнанием в 1492 г. (из Португалии в 1496 г.) испанские евреи (сефарды) устремились в относительно терпимые районы мусульманской Аравии и Северной Африки, включая Египет.
10. Аризаль вырос там
Рабби Ицхак Лурия (1534-1572), известный как Аризаль, был одним из самых известных каббалистов. Его отец, Шломо Лурия, умер, когда сыну было восемь лет, и мальчик воспитывался у своего дяди, сефардского рабби Мордехая Франциска из Александрии.
В Египте он учился у рабби Бецалеля Ашкенази, автора книги «Шита Микубецет», и у рабби Давида ибн Зимра испанского происхождения, известного как РаДБаЗ. Однако большую часть уроков он изучал в одиночестве, на берегу реки Нил.
11. Прибытие европейских евреев в начале XX века
По мере того как Европа становилась все более враждебной по отношению к евреям, а Суэцкий канал создал множество новых возможностей для трудоустройства, европейские евреи, в том числе и ашкеназы, пополняли ряды египетских евреев. Временный рост ашкеназской общины произошел во время Первой мировой войны, когда османы изгнали из Святой земли множество евреев без турецкого гражданства.
12. Почти все евреи покинули Египет в конце 40-х и в 50-е годы
По мере активизации сионистской деятельности в Палестине евреям в Египте становилось все труднее и опаснее. Принимались дискриминационные законы, дома и синагоги подвергались нападениям, жизнь становилась невыносимой. Значительная часть общины бежала из страны вскоре после Войны за независимость Израиля, когда Египет сражался против еврейских войск.
В конце 1950-х гг. большинство египетских евреев было депортировано, и некогда многочисленная еврейская община Египта превратилась в тень себя прежней. Сегодня в Египте проживает менее десятка официально признанных евреев. Синагоги разрушены или превращены в музеи, в еврейских школах нет детей, а 2500-летняя еврейская община Египта практически исчезла.
13. Египетские евреи есть во всем мире
Многие евреи Египта эмигрировали в Израиль, а многие другие расселились по Европе, Северной и Южной Америке, обогатив еврейские общины своими собственными уникальными традициями и культурой.
14. Соблюдение Эль-Таухида в первый день месяца Нисан
Евреи египетского происхождения собираются в первый день месяца Нисан, за две недели до праздника Песах, посвященного Исходу из Египта, на Седер Эль Таухид («Единение»). В этот вечер читаются Тора и Псалмы, а также произносится «Эль Таухид» — арабский литературный текст, описывающий величие Бога и его доброту к своему народу.