Давайте разберемся, почему за угги ведется такая ожесточенная борьба.
Туристы, проезжающие мимо знаменитого торгового центра Купс Шот Тауэр в Мельбурне, часто останавливаются у магазина «UGG», чтобы купить пару культовых австралийских сапог. Бренд считается австралийским, но немногие знают, что компания Deckers (Декерс), стоящая за «UGG», на самом деле из США.
Эта компания намерена запретить австралийским производителям продавать угги по всему миру. Против бизнесмена из Сиднея Эдди Ойгура был подан иск на миллион долларов, обвиняющий его в нарушении прав на торговую марку.
«Это возмутительно», — заявил основатель компании «Острэлиэн Лезер», который отправился в США для участия в судебном процессе. «Угги — это просто название обуви, и мы продаем их уже давно, но теперь американский гигант запатентовал это слово и хочет остановить нас».
Традиционные австралийские угги были впервые созданы в Австралии в начале двадцатого века для защиты от холода Нового Южного Уэльса. А когда угги вошла в моду за рубежом, начались судебные тяжбы.
«Декерс» зарегистрировала бренд «UGG» (читается «агз») в 90-х и с тех пор подала несколько исков против конкурирующих производителей, не позволяя им продавать обувь в США. Однако суды в Австралии пришли к противоположному мнению, постановив, что «угги» — это общий термин для обозначения сапог из овчины с пришитым к ним флисом. Теперь название «угги» не имеет правовой защиты в Австралии, и любой желающий может свободно продавать там угги.
Обращение в суд
В компании «Острэлиэн Лезер» работает 50 человек и ежегодно производится около 60000 пар обуви из австралийской овчины. В интервью Эдди Ойгур сказал: «Я не могу экспортировать ни одной пары обуви. Это ужасно! Мои клиенты по всему миру хотят купить угги, сделанные в Австралии, но Декерс не разрешает нам их продавать».
Компания Декерс подала в суд на сиднейскую фабрику, требуя миллионных штрафов и перевода всех средств с банковских счетов на счета Декерс. Декерс утверждает, что угги были созданы австралийцем Брайаном Смитом, который начал производство угг в Санта-Монике, Калифорния, в 1970-х годах.
Эдди Ойгур отправился в Америку, где он намерен бороться не только с иском, но и за то, чтобы иметь возможность продавать свою обувь по всему миру. «Я занимаюсь этим не только для себя. Это необходимо для всей обувной промышленности Австралии».
Австралийский сенатор Ник Ксенофон вынес этот вопрос на обсуждение в парламенте своей страны. В результате Агентство по защите прав потребителей решило не предпринимать никаких действий. Ксенофон выступил в защиту угг и отправился в Соединенные Штаты, чтобы провести акцию протеста в главном офисе компании Декерс.
Торговля «ассоциациями»
Эксперт по брендингу Университета Аделаиды Дин Уилки всю жизнь занимается изучением того, почему потребители предпочитают покупать те или иные продукты. Он сказал, что нет ничего удивительного в том, что компания Декерс сделала то, что сделала.
«Они продают то, что называют «вторичной ассоциацией», в данном случае австралийский образ жизни», — пояснил он. «Они декорируют обувь изображениями Австралии и дают потребителям возможность проникнуться атмосферой страны происхождения. Они создают непринужденную, но позитивную атмосферу, что, в свою очередь, настраивает покупателя на покупку».
Уилки считает, что американские потребители воспринимают Австралию как место отдыха, поэтому покупка угг похожа на покупку сувенира. «Однако вторичная ассоциация может быть скопирована конкурентами и затем потерять свою ценность, поэтому товарный знак — это очень умный ход, потому что он гарантирует, что вы единственная компания на рынке», — утверждает он.
В Австралии этот вопрос не привлек особого внимания, потому что угги редко носят на публике. «Они не слишком модные и часто используются в качестве тапочек. В основном угги продают туристам. В США же угги считаются стильными».
Эдди Ойгур говорит, что спор с Декерс заставил его сократить штат. «Мы всего лишь небольшая компания, которая пытается свести концы с концами, производя обувь, как мы всегда это делали», — говорит он.