Самые красивые библиотеки мира: монастыри Виблинген и Шуссенрид

Самые красивые библиотеки мира: монастыри Виблинген и Шуссенрид

При упоминании немецкой архитектуры и дизайна сегодня приходят на ум образы минималистичных и функциональных зданий, если не сказать стерильных интерьеров. Однако каким-то образом люди, которых мы ассоциируем с трудолюбием и трезвыми взглядами, также создали самые яркие образцы одного из самых вычурных архитектурных стилей — рококо, расцвет которого в Европе пришелся на середину XVIII века.

В странах Центральной Европы находится много дворцов со сложным извилистым орнаментом. Некоторые из самых выдающихся сооружений в стиле рококо были построены монахами в их сельских аббатствах для размещения литературных сокровищ. Наши сегодняшние герои — это монастыри Виблинген и Бад-Шуссенрид в юго-западной Германии.

Виблинген является одним из самых детализированных пространств в мире, выполненных в стиле trompe l’oeil

Виблинген является одним из самых детализированных пространств в мире, выполненных в стиле trompe l'oeil

Судя по фотографиям, можно поклясться, что перед нами одна из самых роскошных комнат в мире. Геометрический мраморный пол, сверкающие фарфоровые и золотые статуи, окруженными изящными колоннами из голубого и розового мрамора. Добавьте сюда два этажа книг, двери с замысловатой инкрустацией, волнистую балюстраду из голубого мрамора, галерею, опоясывающую окна второго этажа, и причудливую фреску на потолке, с аллегориями и историческими отсылками.

Библиотека находится в большом розовом аббатстве, расположенном в нескольких милях к югу от города Ульм. В 1093 году там был основан монастырь для монахов-бенедиктинцев Кирхбергскими графьями . В течение следующих нескольких столетий монастырь прославился своим скрипторием — комнатой, где монахи вручную создавали потрясающие иллюстрированные литературные произведения. К XVIII веку монастырь — да и весь германоязычный мир — стал невероятно богат благодаря десятилетиям мира, которые последовали за столетиями войны. С появлением нового стиля (рококо), немецкие князья, епископы, курфюрсты, купцы и, да, монахи — все они начали соревноваться друг с другом за архитектурное превосходство.

Не пропустите:  10 самых опасных городов во вселенной DC

Как отмечает Жак Боссер в своей книге «Самые красивые библиотеки мира», план двухэтажной библиотеки в северном крыле аббатства представляет собой простую прямоугольную коробку размером 22,5 на 11 метров. Обустройство библиотеки началось в 1740 году под руководством аббата Майнрада Хамбергера, который хотел создать пространство, которое, по его словам, «пробудит новое желание и любовь к духовным и учебным занятиям среди монахов». Это означало, что пространство должно было не только вместить литературные произведения, которые могли бы помочь расширить познания монахов, но также должно было быть пространством, которое визуально вдохновляло обитателей монастыря.

Удивительное свидетельство иконографии

Удивительное свидетельство иконографии

Аббат обратился к Францу Мартину Куэну, которому на тот момент было всего 25 лет, чтобы он завершил впечатляющие фрески, которые, как однажды отметила New York Times, превратили Виблинген в «удивительное свидетельство иконографии… здесь все легенды и аллегории, были запечатлены в красках, мраморе, золоте или гипсе». Молодой художник завершил фреску на потолке всего за шесть месяцев в 1744 году. Затем он уехал в Италию, где учился у Тьеполо и Пьяцетты, а в 1750 году вернулся в Виблинген, чтобы закончить картины под балконом, в том числе tone-on-tone (стиль живописи, в котором используются различные оттенки одного и того же цвета) портреты исторических деятелей.

Не пропустите:  8 самых жестоких оригинальных концовок сказок

Стоя в одном конце роскошного зала, вы увидите напротив себя на галерее второго этажа статую в нише, за которой скрывается лестница, ведущая на этаж с библиотекой. Там доминируют мраморные колонны, изготовленные безымянным мастером. Над входными дверями с инкрустацией написано на латыни : «В ком сокрыты все сокровища познания и мудрости».

Этот этаж также окружен восемью статуями, которые выглядят так, как будто они сделаны из блестящего фарфора, но на самом деле являются раскрашенным деревом. Вырезанные Домиником Герменегильдом Гербергером, они олицетворяют Юриспруденцию, Естественные науки, Математику, Историю, Послушание, Отречение от мира, Веру и Молитву.

Теперь о книгах. Из великолепной коллекции, насчитывавшей когда-то более 15 000 экземпляров, осталось только 96 оригиналов. Большинство из них были украдены французами во время Наполеоновских войн, а остальные — королем Вюртемберга. Что касается библиотеки и монастыря, то их отняли у церкви в 1803 году, когда регион подвергся секуляризации при Наполеоне (Германия до Наполеона состояла из сотен маленьких государств и княжеств, многие из которых контролировались церковью). Сегодня монастырь является частью Ульмского университета.

Всего в 30 минутах езды к югу от Виблингена была построена еще одна монастырская библиотека

Всего в 30 минутах езды к югу от Виблингена была построена еще одна монастырская библиотека

Аббатство Бад-Шуссенрид берет свое начало в 1183 году. Как и в Виблингене, люди, управлявшие им, решили, что оно нуждается в перестройке в 1753 году.

Однако Шуссенрид так и не достиг славы Виблингена. Вы редко увидите его в гигантских журналах, которые рассказывают о самых красивых библиотеках.

Не пропустите:  Зачем нужны чётки православным, католикам и мусульманам?

Но он в некотором смысле интереснее.

Возьмем, к примеру, статуи. Это статуи детей из «неправильных » религий: маленького лютеранина, последователя Цвингли, мусульманина (с тюрбаном и ятаганом) и еврея в остроконечной шляпе.

В отличие от Виблингена, книжные шкафы Шуссенрида покрыты тканью, чтобы защитить книги от солнца и гниения. Ряды книг нарисованы на ткани, и их корешки все белые, чтобы сохранить однородность пространства. В двухэтажном зале хранится вдвое больше книг, чем в Виблингене (30 000 книг).

Роспись потолка здесь была выполнена Францем Георгом Германом, и она получилась более торжественной, чем в Виблингене. Потолок и балюстрада галереи украшены десятками чудесных путти (художественный образ маленького мальчика, встречающийся в искусстве Ренессанса, барокко и рококо), все из которых чудесным образом пережили века и являются оригинальными.

Шуссенрид также был жертвой (в зависимости от вашей точки зрения) секуляризации, и монастырь была отдан графине Шуссенрид и Вайсенау. Но она лишилась книжной коллекции из-за короля Вюртемберга. Графиня подала в суд и сумела вернуть некоторые из книг, но затем была вынуждена продать их, чтобы оплатить ремонт гигантского монастыря, которым она теперь владела.

По иронии судьбы библиотека со статуей лютеран как «неправильной» религии позже стала частью психиатрической больницы и использовалась лютеранами для проведения богослужений.

Сегодня обе библиотеки можно посетить.