В настоящее время Финляндия расследует повреждение электрического кабеля Estlink 2, который соединяет Финляндию и Эстонию, из-за многокилометрового следа от якоря, обнаруженного на дне Балтийского моря. Расследование, проведенное под руководством Сами Пайлы из Национального бюро расследований Финляндии, показало, что след простирается на “десятки километров”. Однако точное место, где был брошен якорь, остается неизвестным. Расследование установило, что следы повреждений заканчиваются там, где судно подняло якорную цепь, и значительно расширяются на восток.
Ранее нефтяной танкер Eagle S, плавающий под флагом островов Кука, был задержан финскими властями из-за подозрений, связанных с повреждением кабеля. В сообщениях СМИ указывалось, что в ходе расследования было замечено, что на танкере отсутствовал левый бортовой якорь, изображенный на более ранних фото, что вызвало дополнительные подозрения. Судно было доставлено в Порккалу после его задержания 25 декабря, в тот же день, когда появились сообщения о неисправности кабеля.
Поврежденный силовой кабель Estlink 2 находится на ремонте, который, как ожидается, продлится семь месяцев и обойдется в десятки миллионов евро. Eagle S связан с российским теневым флотом. Сообщается, что судно направлялось из России в Египет, когда возникли помехи в работе кабеля. За это время судно заметно снизило скорость.
В свете этих инцидентов Европейский союз рассматривает возможность введения дополнительных санкций против теневого флота России после аналогичных сбоев в работе подводной инфраструктуры в регионе.
Судоходная компания Caravella, зарегистрированная в ОАЭ и владеющая судном Eagle S, инициировала судебный иск, чтобы оспорить задержание танкера в финском суде. Их адвокат Герман Юнгберг утверждает, что ему еще не был представлен официальный ордер на задержание. Он сообщал о трудностях в общении со своими клиентами из-за ограничений, введенных властями.
Законный представитель подтвердил, что экипаж в основном состоит из граждан Индии и Грузии, и ему удалось установить ограниченную связь с капитаном через спутник, в то время как мобильные устройства экипажа были конфискованы. Юнгберг выразил обеспокоенность по поводу того, что экипаж не может эффективно общаться и получать юридическое представительство, подчеркнув срочность их ситуации, особенно в связи с сокращением запасов продовольствия на борту.
Финская полиция продолжает расследование инцидента, пытаясь найти якорь, который, возможно, зацепил силовой кабель. Несмотря на активные поисковые работы, пока удалось обнаружить только следы. Полиция подозревает, что танкер, возможно, также зацепился за дополнительные кабели связи. Тем не менее, финские власти еще не подтвердили точную причину нарушения в ходе своего расследования и возбудили уголовное дело за вандализм, связанный с подводной инфраструктурой.
25 декабря, когда стало известно о разрыве кабеля Estlink 2, судно Eagle изменило курс в направлении территориальных вод Финляндии. Власти рассматривают его в качестве основного подозреваемого на время расследования, несмотря на потенциальные проблемы, связанные с международным морским правом, связанным со свободой судоходства в международных водах. Ситуация продолжает развиваться по мере того, как следователи собирают воедино события, связанные с повреждением критически важной энергетической инфраструктуры.