Как пионер норвежского экспрессионизма, художник Эдвард Мунк известен своими глубокими исследованиями человеческой психики. Его самое узнаваемая картина «Крик» остается одной из главных в истории искусства.
С момента своего создания в 1893 году эта картина остается культовым изображением человеческих страданий, но часто люди мало знают о ее создателе.
Так кто же такой Эдвард Мунк и что заставило его создать такое мощное произведение искусства? Пионер своего времени, этот потрясающий художник часто был неправильно понят критиками, которые были шокированы его мрачными образами жизни и смерти.
Но, как это часто бывает Мунк победил, и к концу своей жизни он стал знаменитым художником.
Крик продолжает выделяться в истории искусства, и вклад Мунка в искусство XX века очень ценится. Но многие люди не понимают этого норвежского художника и причин, которые привели его к созданию прорывных произведений искусства.
От сложной семейной истории до его собственной истории психических заболеваний, каждое событие в жизни Мунка привело его к созданию одной из самых известных картин в истории.
Узнайте больше о жизни Эдварда Мунка через эти удивительные факты о норвежском художнике.
ЕГО ДЕТСТВО БЫЛО ОКУТАНО БОЛЕЗНЬЮ И СМЕРТЬЮ
Болезнь глубоко повлияла на детство Мунка и будет преследовать его всю жизнь. Он однажды написал: «болезнь, безумие и смерть были черными ангелами, которые охраняли мою колыбель и сопровождали меня всю мою жизнь».
Мало того, что мать и сестра Мунка умерли от туберкулеза — его мать, когда ему было 5 лет, и его сестра, когда ему было 14, — он также был хронически болен. Он не ходил в школу и сидел дома большую часть зимы, тогда живопись стала эмоциональным выходом. Кроме того, у его сестры в раннем возрасте обнаружили психическое заболевание, а брат умер вскоре после свадьбы.
Эта среда сформировала темную чувствительность Мунка, когда он стал взрослым.
БОГЕМНАЯ КУЛЬТУРА ОКАЗАЛА НА НЕГО СИЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ
Хотя Мунк пошел в техническую школу, чтобы стать инженером, он бросил ее через год, чтобы стать художником. В 1881 году он поступил в Королевскую школу искусств и дизайна в Христиании (ныне Осло), но его искусство формировалось под влиянием местной богемной культурой.
Очарованный писателями и художниками, которые верили в свободную любовь и выступали против стандартов буржуазного общества, Мунк был придерживался своего собственного стиля, который выходил за рамки академических стандартов.
ЕГО СЕМЬЯ НЕ ПОДДЕРЖИВАЛА ЕГО ТЯГУ К ИСКУССТВУ
Отец Мунка, Кристиан Мунк был врачом и сыном священника. Довольно благочестивый по натуре, Кристиан был крайне разочарован решением сына оставить колледж, поскольку считал рисование «нечестивой» профессией.
Возможно, его отец даже отобрал некоторые из ранних «обнаженных картин» Мунка.
Хотя семья Мунка была недовольна его профессиональными решениями и не соглашалась с богемными кругами, с которыми он работал, он рассчитывал на их поддержку. Однако отношения Мунка с отцом оставались напряженными и еще более осложнялись темой его картин.
Например, его работа 1886 года «Больной ребенок», основанная на смерти его сестры, была встречена негативно не только критиками, но и его семьей.
Позже, когда умер его отец, Мунк взял на себя финансовое бремя содержания семьи, что было очень важно для него.
МУНК МНОГО ПУТЕШЕСТВОВАЛ ПО ЕВРОПЕ
Искусство Мунка расцвело после того, как он начал путешествовать, сначала в Париж во время Всемирной выставки 1889 года. Именно там он познакомился с работами трех художников, оказавших большое влияние на его использование цвета Полем Гогеном, Винсентом Ван Гогом и Анри де Тулуз-Лотреком.
Он также начал экспериментировать с гравюрой, увидев работы Гогена и немецкого художника Макса Клингера. Мунк стал пионером норвежской гравюры.
Позже он переехал в Берлин. Живя в Берлине, он задумал и набросал большую часть своих идей для «Фриза жизни».
За время пребывания в Берлине его стиль тоже созрел. Именно в Берлине Эдвард Мунк создал несколько вариантов «Крика».
ОН ЧАСТО ПИСАЛ НЕСКОЛЬКО ВАРИАНТОВ ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ КАРТИНЫ
Мунк не испытывает никаких угрызений совести по поводу написания той же самой картины. На самом деле для своей серии «Фриз жизни» он часто делал новые копии картин, которые продавались.
«Крик» — это часть этой серии, в которой поднимаются универсальные темы жизни, любви и смерти. Картина существует во множестве вариантов, включая две пастели, две картины и многочисленные литографии.
«КРИК» БЫЛ ВДОХНОВЛЕН ГАЛЛЮЦИНАЦИЕЙ
Кричащая в отчаянии и агонии фигура в «Крике» задела публику за живое с тех пор, как он был впервые создан в 1893 году. Изображая тревожный аспект человеческого состояния, Мунк использует свою собственную боль для установления связи с другими людьми.
В своем дневнике Мунк писал о своем вдохновении на создание знаменитой картины. «Однажды вечером я шел по тропинке, с одной стороны которой был город, а внизу — фьорд. Я чувствовал себя усталым и больным. Я остановился и посмотрел на фьорд — солнце садилось, и облака становились кроваво-красными. Я почувствовал крик, проходящий сквозь природу; мне показалось, что я услышал этот крик. Я нарисовал эту картину, нарисовал облака как настоящую кровь. Это и стало «Криком».
ОН ПРОВЕЛ 8 МЕСЯЦЕВ В ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ
Учитывая бурную жизнь и проблемы Мунка, неудивительно, что он страдал от проблем с психическим здоровьем. В 1908 году все встало на свои места.
После страданий от галлюцинаций у него случился нервный срыв, и он обратился в клинику. Он провел 8 месяцев, проходя курс лечения, прежде чем был освобожден и вернулся домой.
После выписки он возобновил работу. Яркие и оптимистичные, его поздние картины были более хорошо восприняты публикой, и музеи начали покупать их.
Это был величайший период финансового успеха Мунка, когда он, наконец, смог обеспечить свою семью.
НАЦИСТЫ КОНФИСКОВАЛИ БОЛЬШУЮ ЧАСТЬ ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА
Картины Мунка были помечены нацистами как «дегенеративное искусство», и были конфисковали все 82 его произведения из немецких музеев. Семьдесят одна картина была в конечном итоге возвращена в Норвегию коллекционерами, а одиннадцать так и не были найдены.
Как ни странно, похороны Мунка организовала нацистская партия — на момент его смерти в 1940 году Норвегия находилась под властью нацистов. Это был странный поворот, который заставил общественность поверить в то, что художник симпатизировал нацистам, что, несомненно неправда.