На протяжении своей тридцатилетней карьеры Уилл Смит остается одним из самых успешных актеров своего поколения и не боится продолжать свое стремление доминировать как в блокбастерах, так и в менее масштабных проектах. В начале своей кинокарьеры Смит сыграл роли второго плана в фильмах «День в Городе Ангелов» (1992), «Сделано в Америке» (1993) и одну из главных ролей в драме «Шесть степеней отчуждения» (1993), которая получила признание критиков, но принесла очень мало кассовых сборов.
Тогда актер пересмотрел свои карьерные цели, осознав важность кассовых сборов для достижения успеха, и посмотрел, что нужно сделать, чтобы фильмы стали блокбастерами. Это сработало.
В течение следующего десятилетия подавляющее большинство его фильмов соответствовали этим требованиям — высокобюджетные, концептуальные проекты, которые обычно выходили летом и могли принести большие деньги: Люди в черном и Плохие парни, День независимости, Я — легенда, Враг государства, и даже такие малобюджетные фильмы, как Хэнкок, который был снят за $150 млн и собрал более $600 млн по всему миру.
Я никогда не считал себя особенно талантливым», — сказал 39-летний актер в интервью в 2007 году. «Я считал себя чуть выше среднего в плане таланта. И что у меня получалось лучше всего, так это трудовая этика. Знаете, когда другие люди спят, я работаю. Когда другие люди едят, я работаю».
И вся эта тяжелая работа окупилась. Смит быстро стал одним из самых высокооплачиваемых актеров в Голливуде и международной суперзвездой, известной своими относительно безопасными, кинематографическими работами для широкой публики. Казалось, он перешагнул через расовые преграды и оказался в редкой для чернокожего актера компании.
Но жизнь — это череда взлетов и падений, поэтому, возможно, это был лишь вопрос времени, когда Смиту пришлось бы столкнуться с реальностью, что он простой смертный, а не бог кассовых сборов. Этот момент наступил в 2013 году, после критического и коммерческого провала фильма «После нашей эры» (2013) режиссера М. Найта Шьямалана. Фильм, в котором снялись Смит и его сын Джейден, был плохо принят критиками и по сей день остается самым низко оцененным.
В том же году, возможно, из-за этого, он сказал в интервью, что намерен отойти от громких блокбастеров в своей карьере и заняться более рискованными проектами. «Есть что-то в кино, что меня возбуждает», — сказал он через год после съемок фильма «Джанго освобожденный» (2012). «Я люблю, когда людей захватывает история, и я могу создать эмоциональный финал. Это было абсолютной необходимостью, чтобы фильм стал блокбастером, но я думаю, что начинаю отходить от этого и находить больше опасности в своих художественных решениях».
С тех пор Уилл Смит прошел путь от «Принца из Беверли-Хиллз» до главных ролей в нескольких фильмах, получивших признание критиков, включая недавний «Гемини» (2019) и совершенно ненужный «Плохие парни навсегда» (2020).
Это не значит, что карьера Смита не была чем-то особенным, особенно в фильме «Король Ричард», получившем премию «Оскар» в 2022 году, за который он получил премию SAG Award за выдающуюся главную роль. В знак признания его отмеченной критиками роли в фильме «Король Ричард» ниже представлен список 14 лучших ролей Уилла Смита.
14. Я, робот (2004) — США, Германия
Хотя фильм «Я, робот» был основан на рассказах Айзека Азимова, в нем нет ничего похожего на оригинал. Однако декорации делают фильм чистым (даже стерильным), что соответствует холодному, далекому, футуристическому миру, созданному режиссером Алексом Пройасом. В фильме также есть несколько эпизодов с участием акробатических роботов, чтобы развлечь фанатов.
В нехарактерно безрадостной роли Смит играет детектива, расследующего смерть основателя компании, распространяющей роботов с человеческим сознанием. В конечном счете, это легкий, веселый фильм, и Смит в главной роли делает достаточно, чтобы удержать его на плаву.
13. Фокус (2014) — США, Аргентина
Фильм «Фокус» стал глотком свежего воздуха, в котором Уилл Смит так нуждался в то время, и он справился с этой задачей со своей фирменной харизмой. Смит уверен в себе, обаятелен, остроумен и чувствителен в роли опытного мошенника, который влюбляется в начинающую аферистку Марго Робби.
Он — наставник, она — ученица. Это быстро развивающийся, хорошо поставленный фильм, которое приносит удовлетворение благодаря непринужденной игре Смита и Робби, которые, кажется, прекрасно проводят время.
12. Правила съема: Метод Хитча (2005) — США
Нью-йоркский «доктор свиданий» и наглый подхалим Алекс Хитченс (Уилл Смит) учит застенчивого Альберта (Кевин Джеймс), как завоевать любовь прекрасной богатой наследницы Аллегры Коул (Эмбер Валлетта), одновременно пытаясь завоевать расположение обозревателя газеты Сары Мелас (Ева Мендес), которая сопротивляется его чарам. Сможет ли эксперт по романтике справиться с тончайшими хитросплетениями любви?
После череды мегабюджетных приключенческих хитов Смит попробовал свои силы в романтическом фильме. Аутентичность Нью-Йорка и многочисленных мест съемок добавила фильму очарования.
Большое внимание было уделено межрасовому составу фильма. В интервью британской газете Birmingham Post во время продвижения фильма за рубежом Смит сказал, что студия (Sony) была обеспокоена тем, что фильм с чернокожим составом будет иметь ограниченный мировой охват, и что черно-белая пара может оскорбить американскую аудиторию.
Компромисс заключался в том, чтобы в главных ролях фигурировали чернокожий мужчина (Смит) и испаноязычная женщина (Мендес). И это сработало, несмотря на то, что причины такого решения были отвратительными. Фильм собрал более $360 млн по всему миру и до сих пор занимает третье место среди самых кассовых романтических комедий всех времен.
11. Али (2001) — США
Уилл Смит играет Мухаммеда Али с 1964 года (когда Кассиус Клей выиграл чемпионат мира в тяжелом весе) по 1974 год (когда Али вернулся, чтобы сразиться с Джорджем Форманом в джунглях Заира).
Это фильм о самом известном боксере в истории, но не столько о боксе, сколько о политике того времени и о том, как Али перемещался по очень коварным социально-политическим волнам. Невозможно полностью передать увлекательную жизнь и личность Мухаммеда Али с помощью кинематографа, но уверенная режиссура Майкла Манна и игра основного актерского состава (особенно Смита, и Джейми Фокса в роли тренера Дрю «Бундини» Брауна) сделали фильм более чем достойным.
Картина «Али» получила номинацию на премию «Оскар» за лучшую мужскую роль для Уилла Смита (его вторая номинация) и номинацию за лучшую мужскую роль второго плана для Джона Войта за исполнение роли Говарда Коселла.
10. День в Городе Ангелов (1992) — США
Этот фильм часто упускают из виду при обсуждении драматических поворотов в карьере Уилла Смита. За год до своей самой известной роли в «Шести степенях отчуждения» (1993), Смит дебютировал в кино в малоизвестном независимом фильме «День в Городе Ангелов» (1992), режиссера Марка Рокко.
Смит снялся вместе с другими молодыми актерами, такими как Шон Астин, Лара Флинн Бойл, Дермот Малруни и Алисса Милано, в истории о группе сбежавших подростков, которые создают свою собственную семью на улицах Лос-Анджелеса, где наркотики, секс и насилие занимают большую часть их дня. У Смита, окруженного прекрасным актерским составом, есть свои моменты, чтобы блеснуть, играя прикованного к инвалидной коляске бездомного Мэнни.
Фильм стал хорошей демонстрацией таланта молодой звезды, попав на международные кинофестивали и получив признание еще до своего выхода. Удивительно, что фильм до сих пор не получил более широкого распространения, особенно после того, как звезда Смита взошла с годами, учитывая, что это был его дебют в полнометражном кино.
9. В погоне за счастьем (2006) — США
Талантливого, но не очень успешного продавца Криса Гарднера (Смит) и его пятилетнего сына (Джейден Смит) выселяют из их квартиры в Сан-Франциско. Когда Гарднер получает стажировку в престижной брокерской фирме, он и его сын преодолевают множество препятствий в погоне за мечтой о лучшей жизни для них обоих.
Автобиографическая драма режиссера Габриэле Муччино была вдохновлена реальной жизнью предпринимателя Криса Гарднера, который почти год вел жизнь бездомного. Фильм был хорошо принят критиками, принес Смиту вторую из трех номинаций на премию «Оскар» и остается одним из его самых пересматриваемых фильмов.
8. Плохие парни (1995) — США
Полицейские из Майами Майк Лоури (Уилл Смит) и Маркус Бернетт (Мартин Лоуренс) — два крутых копа, которые отправляются в Солнечный штат в поисках украденных наркотиков, что приводит их на след жестокого французского наркобарона Фуше (Чекки Карио). Он оставляет за собой множество трупов и только одного выжившего свидетеля, Джули Мотт (Теа Леони), которая быстро сближается с героями этой комедии.
Химия между Смитом и Лоуренс — сильная сторона фильма, в котором нет недостатка в комедийных шуточках, метких односложных фразах, кровавых перестрелках и захватывающих дух автомобильных погонях, и все это в бешеном темпе.
Фильм «Плохие парни» стал первым большим кинохитом режиссера Майкла Бэя и прорывной ролью актрисы Теи Леони. Это было также возвращение суперпродюсеров Джерри Брукхаймера и Дона Симпсона к производству высокобюджетных фильмов с рейтингом R, которые они успешно снимали в 1980-х годах.
7. День независимости (1996) — США
Однажды июльским днем системы связи по всему миру впадают в ступор из-за странного атмосферного явления. Сначала его принимают за метеорит, но позже выясняется, что это гигантские космические корабли, управляемые таинственными пришельцами, которые планируют атаковать весь земной шар и уничтожить большинство крупных городов мира.
Американцев, защищающих Землю в последней попытке спасти человеческую расу, возглавляют Билл Пуллман в роли президента-идеалиста, Джефф Голдблюм в роли техника с беспрецедентным талантом и Уилл Смит в роли вздорного пилота, которому удается оставаться серьезным, когда это необходимо.
Режиссер Роланд Эммерих снял почти все крупные фильмы о пришельцах, начиная с оригинальной «Войны миров» (1953) и заканчивая серией «Чужой». Сюжет и развитие персонажей очень тонкие, а пробелы в логике и рассуждениях порой гигантские, но как ловкий, стремительный, полный зрелищ фильм «День независимости» отлично сработал и стал международным блокбастером, который и по сей день остается фаворитом.
6. Враг государства (1998) — США
Жизнь адвоката Роберта Клейтона Дина оказывается под угрозой, когда он становится объектом слежки АНБ после того, как в его руки случайно попадает запись убийства конгрессмена. Лишенный своей личности, он вынужден бороться с агентами АНБ, которые замышляют скрыть убийство.
Это захватывающий боевик о межрасовой дружбе, в котором новичок Дин (Уилл Смит) объединяется с бывшим агентом разведки Брилом (Джин Хэкмен), который не дает Дину попасть в беду. В фильме нет недостатка в погонях, взрывах и высокотехнологичной графике.
Картина 1998 года, возможно, опередила свое время, когда речь зашла о вопросах национальной безопасности и конфиденциальности. В 2013 году разоблачитель Эдвард Сноуден обнародовал сверхсекретную информацию АНБ, которая раскрыла многочисленные программы слежки, многие из которых проводились АНБ в сотрудничестве с телекоммуникационными компаниями и иностранными правительствами, что вызвало дебаты о национальной безопасности и неприкосновенности частной жизни.
5. Я — легенда (2007) — США
Действие фильма происходит в Нью-Йорке после того, как вирус уничтожил большую часть человечества. Гениальный ученый Роберт Невилл — один из последних живых жителей Нью-Йорка. Обладая иммунитетом к вирусу, Невилл работает над лекарством и защищается по ночам от хищных кровососов.
Фильм режиссера Фрэнсиса Лоуренса удался во многом благодаря игре Смита (одной из лучших в его карьере), который появляется почти в каждой сцене, часто в одиночку.
Фильм, получивший в основном положительные отзывы. Захватывающий и напряженный, он стал четвертым самым кассовым фильмом в карьере Уилла Смита.
4. Шесть степеней отчуждения (1993) — США
Когда либеральные, богатые манхэттенские арт-дилеры Флан и Овиса Киттредж (Дональд Сазерленд и Стоккард Ченнинг) берут в дом умного и обаятельного молодого человека по имени Пол (Уилл Смит), их мир переворачивается с ног на голову. В результате получилась сложная и продуманная мистическая драма о предрассудках и их последствиях.
Сюжет был вдохновлен реальной историей Дэвида Хэмптона, мошенника, который в 1980-х годах убедил нескольких людей, что он сын актера Сидни Пуатье.
Фильм, снятый режиссером Фредом Скеписи, был адаптирован по пьесе Джона Гуаре, номинированной на Пулитцеровскую премию. Отличная режиссура и прекрасная актерская игра, особенно молодого Смита в начале его карьеры, в значительной степени способствовали успеху фильма.
Смита критиковали за то, что он отказался поцеловать Энтони Майкла Холла (своего любовника в фильме) перед камерой так, что в кадре были видны только их затылки. Позже Смит сказал, что сожалеет о том, что не поцеловал его, сказав: «Это было очень незрело с моей стороны. Я прикинул: «Что подумают об этом мои друзья в Филадельфии? Я не был достаточно эмоционально устойчив, чтобы справиться с этим аспектом фильма в художественном плане».
Если отбросить этот недостаток, фильм является достойной адаптацией пьесы Гуаре, а Уилл Смит играет в ней совершенно по-новому.
3. Король Ричард (2021) — США
Феноменальные теннисистки Венус и Серена Уильямс прошли путь от подростковых суперзвезд до икон спорта, выиграв за свою карьеру впечатляющие 30 титулов Большого шлема. Сестры неоднократно указывали на своего папу как на движущую силу их успеха. Фильм, рассказывающий его историю как отца, вооруженного решимостью, смелым видением и 78-страничным планом будущего своих дочерей, был, пожалуй, неизбежен.
Появление Уилла Смита в главной роли сначала вызвало споры как среди критиков, так и среди поклонников, которые назвали его кастинг неудачным, поскольку у Смита гораздо более светлый цвет кожи, чем у Ричарда Уильямса. Однако критический и коммерческий успех фильма, похоже, на время заглушил эти споры.
Ричард Уильямс — великий персонаж, который все еще жив, что может заставить даже самых великих актеров немного понервничать. Но Смит отлично справился с этой увлекательной и вдохновляющей историей о чернокожем отцовстве и настойчивости.
2. Люди в чёрном (1997) — США
В этой визуально тонкой и черно-юмористической экранизации научно-фантастического комикса Барри Зонненфельда Смит играет Джеймса Эдвардса, разговорчивого офицера полиции Нью-Йорка, которого нанимает «К» (Томми Ли Джонс), ветеран секретного правительственного агентства, отслеживающего пришельцев на Земле. Агенты, прозванные «Людьми в черном» из-за своей униформы, состоящей из черного костюма, ботинок, галстука и солнцезащитных очков, получают задание вернуть драгоценности, украденные межгалактическим террористом (в исполнении Винсента Д’Онофрио).
Поиски грозят ввергнуть человечество в межзвездную войну, если «К» и его остроумный напарник, получивший новое имя «Джей», не сумеют остановить злодея.
Фильм заслуживает похвалы за блестящий юмор, фантастический, но проницательный сюжет, динамичное действие, спецэффекты, харизматичных исполнительниц главных женских ролей и уморительную музыку Дэнни Эльфмана.
1. «Принц из Беверли-Хиллз» (1990-1996) — США
Это сериал, а не фильм, но он необходим. Именно здесь все началось для Уилла Смита.
После успешной карьеры рэпера он оттачивал свой актерский талант в сериале «Принц из Беверли-Хиллз». И какой же это был подарок — развивать эти навыки в качестве звезды хитового телесериала, который шел шесть сезонов в окружении ветеранов сцены и экрана, включая покойных Джеймса Эйвери и Джанет Хьюберт-Уиттен. Несмотря на слухи о конфликтах на съемочной площадке, это, должно быть, было хорошим образованием для молодого Смита.
В 1990 году канал NBC нанял рэпера Фреш Принца (благодаря таким хитам, как «Parents Just Don’t Understand», который он написал в соавторстве с DJ Jazzy Jeff) и построил вокруг него ситком. Сериал пользовался огромным успехом на протяжении всего своего существования, и не будет преувеличением сказать, что если бы не сериал и его победы, то того Уилла Смита, которого мы знаем сегодня, скорее всего, не было бы.