Секс и расизм в оскароносных фильмах

10 оскароносных фильмов, которые сложны для восприятия в 2023 году

По мере развития общества сцены из некогда любимых фильмов начинают выглядеть клишированными в зеркале заднего вида истории. Например, когда Сэнди (Оливия Ньютон-Джон) в фильме «Бриолин» (1978) полностью меняет свою внешность и характер, чтобы понравиться своему парню Дэнни (Джон Траволта).

Вот подборка из десятка оскароносных кинофильмов, которые трудно будет пересматривать в 2023 году.

Зеленая книга (2018) — США, Китай

Зеленая книга (2018) - США, Китай

Фильм, получивший премию «Оскар» как лучшая картина, имел огромный успех после выхода в прокат несколько лет назад. Фильм с Махершалой Али и Вигго Мортенсеном в главных ролях получил восторженные отзывы зрителей в сезон наград, но критики критиковали его за близорукое изображение расовых отношений.

Фильм «Зеленая книга», рассказывающий о неожиданной дружбе между всемирно известным чернокожим пианистом (Али) и его телохранителем, итало-американцем Тони Липом (Мортенсен), которые гастролировали по американскому Югу в 1962 году, был раскритикован за историческую неточность и за представление персонажа Али, доктора Дона Ширли, как «волшебного негра», главная цель которого в фильме — заставить белого человека (Мортенсен) чувствовать себя лучше.

Indiewire объясняет: «В американских приятельских комедиях обычно уделяется равное экранное время обоим персонажам, если только один из них не чернокожий и существует почти исключительно для того, чтобы помочь своему белому коллеге на его пути к спасению».

Далласский клуб покупателей (2013) — США

Далласский клуб покупателей (2013) - США

Эта биографическая драма рассказывает историю Рона Вудруфа (Мэттью Макконахи), который распространял несанкционированные лекарства среди больных ВИЧ/СПИДом после того, как в середине 1980-х годов у него была диагностирована эта болезнь. Один из пациентов — трансгендер Район, которого сыграл Джаред Лето, получивший за эту роль премию «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана. Критики задавались вопросом, почему роль была отдана бисексуальному актеру (Лето), а не трансгендеру.

Некоторые также утверждают, что этот персонаж был изображен как средство преодоления Роном гомофобии и трансфобии. «Это функция, а не человек», — писала в то время Пэрис Рис из The Independent.

Энни Холл (1977) — США

Исторически признанная одной из самых популярных романтических комедий XX века, киноверсия фильма «Энни Холл» получила четыре «Оскара» на 50-й церемонии вручения премии и была номинирована в общей сложности на пять. Однако последние несколько лет не были благосклонны к режиссеру Вуди Аллену: недавно возобновились обвинения в сексуальном насилии в адрес его приемной дочери Дилан Фэрроу (Аллен продолжает отрицать все обвинения), в сериале канала HBO «Аллен против Фэрроу», посвященном обвинениям десятилетней давности, и последующему резонансу в СМИ.

Не пропустите:  14 сексуальных статуй со всего мира

В частности, номинированный на «Оскар» фильм «Манхэттен» (1979), в котором рассказывалось об отношениях тогда еще 40-летнего режиссера с 17-летней школьницей (Мэриэл Хемингуэй), повлиял на несколько фильмов Аллена, получивших или не получивших «Оскар». В фильме 1995 года «Великая Афродита», получившем «Оскар» за роль второго плана Миры Сорвино, 60-летний Аллен ненадолго влюбился в персонажа, который был намного моложе Сорвино.

Эта схема постоянно повторяется, даже в «Энни Холл», где пожилой, но глупый и неулыбчивый мужчина спит с красивой, молодой и часто несколько наивной женщиной. Это повторение начинает вызывать дискомфорт, особенно учитывая обвинения Дилан Фэрроу.

Кроме того, в последние годы ряд высокопоставленных голливудских актеров и режиссеров открыто критиковали Аллена, в том числе Кейт Уинслет, Колин Ферт, Тимоти Шаламе, Рэйчел Броснан, Ребекка Холл и Грета Гервиг. Если сложить все это вместе, то трудно смотреть на «Энни Холл» в прежнем свете.

Красота по-американски (1999) — США

Красота по-американски (1999) - США

Для начала, присутствие нелюбимого актера Кевина Спейси (который получил «Оскар» за роль главного героя Лестера Бернэма, переживающего кризис среднего возраста) наверняка помешает вам пересмотреть фильм «Красота по-американски», который в 2000 году получил пять «Оскаров», включая лучшую картину, режиссера (Сэм Мендес), сценарий (Алан Болл) и лучшего актера (Спейси).

В октябре 2017 года актер Энтони Рэпп обвинил Спейси в сексуальных домогательствах к нему в 1986 году, когда Рэппу было всего 14 лет. После заявления Рэппа появилось еще больше людей, утверждающих, что актер «Карточного домика» делал нежелательные предложения и сексуальные домогательства и в отношении них. Спейси отверг эти обвинения.

В прошлом году иск Рэппа против Спейси был отклонен, и суд присяжных Нью-Йорка постановил, что Спейси не совершал сексуальных домогательств к Рэппу.

Изображение в фильме неуместной влюбленности Лестера в лучшую подругу-подростка его дочери (Тора Берч) (в исполнении Мены Сувари) также банально. Конечно, фильм никогда не показывает, что эта влюбленность правильная или нормальная, но есть много сцен, в которых Лестер фантазирует об обнаженной и усыпанной лепестками роз Сувари, что заставило критиков того времени сравнить ее с «Лолитой». Роджер Эберт писал в то время: «Мужчины могут отвергать свои мысли, но они не могут запретить себе их иметь».

Утверждение Эберта: «Мне жаль, но мужчины ничего не могут с этим поделать», больше не актуально.

Молчание ягнят (1990) — США

Еще один фильм, обвиненный в искажении опыта трансгендерных и/или транссексуальных людей, оскароносный фильм ужасов «Молчание ягнят» недавно подвергся критике за изображение злодея Буффало Билла (в исполнении Теда Левина). Буффало Билл — серийный убийца, который облачается в кожу своих жертв-женщин и переодевается в их одежду.

Хотя главная героиня Кларис (Джоди Фостер) обменивается диалогом со своим советником-каннибалом Ганнибалом Лектером (Энтони Хопкинс) о том, что Билл не является трансгендером и что нет никакой связи между трансгендерной идентичностью и насилием (режиссер фильма Джонатан Демме также говорит, что Билл не является трансгендером), зрители часто не замечают этого. Как написала в своем твиттере автор Vox TV Эмили Вандерверп: «Если вы знаете замысел произведения, это не значит, что он менее важен, чем его воздействие. Когда люди смотрят «Буффало Билла», им не говорят «Буффало Билл не трансгендер» — они видят странного серийного убийцу, который танцует в женской одежде».

Не пропустите:  13 лучших книг о путешествиях

Шофер мисс Дэйзи (1989) — США

Шофер мисс Дэйзи (1989) - США

Фильм 1989 года, в котором снялись Джессика Тэнди и Морган Фриман, был адаптирован по пьесе Альфреда Эрлиха, удостоенной Пулитцеровской премии, и подвергся критике за слишком упрощенное изображение расовых отношений в Америке середины XX века. История о школьной учительнице на пенсии из Атланты (Тэнди), которая нанимает чернокожего шофера (Фримен), чтобы тот возил ее по городу, принесла фильму «Шофер мисс Дэйзи» победу в номинации «Лучший фильм» в 1989 году. Несмотря на похвалу Академии, многие, включая Фримана, назвали фильм двухмерным и стереотипным по отношению к чернокожим персонажам. В 2000 году Фримен, который был номинирован на «Оскар» за эту роль, назвал фильм «ошибкой», которая заставила его изобразить себя «благородным, мудрым и порядочным».

Прислуга (2011) — США

Еще один фильм с благородными намерениями, но слишком упрощенным взглядом на расовые отношения. Драма 2011 года «Прислуга», основанная на одноименном романе, подверглась критике за то, что в ней белые персонажи рассказывают истории чернокожих. Эмма Стоун играет начинающую журналистку, которая хочет написать книгу с точки зрения чернокожей горничной в Джексоне, штат Миссисипи, разоблачающую расизм, с которым часто сталкиваются чернокожие горничные, работающие в белых семьях.

После выхода фильма Виола Дэвис, играющая домработницу Абилин Кларк, выразила сожаление по поводу участия в «Прислуге», сказав, что «я предала себя и свой народ» и что фильм был «снят через фильтр и выгребную яму системного расизма».

Форрест Гамп (1994) — США

Критикам было что сказать об этой оскароносной комедии режиссера Роберта Земекиса о молодом человеке с нарушениями обучаемости (Том Хэнкс), который случайно становится свидетелем одних из самых определяющих исторических моментов XX века. «Форрест Гамп» изображает людей с ограниченными возможностями, протестующих, ветеранов Вьетнама и многих других.

Но самой оскорбительной частью фильма является отношение к лучшей подруге Форреста Гампа Дженни (Робин Райт), которая росла в условиях жестокого обращения со стороны отца, выступала в барах обнаженной, встречалась с жестокими придурками и в конце концов заболела СПИДом и рано умерла. По словам британского автора GQ Мэтта Гласби, Дженни — это «квинтэссенция Мадонны», которая «занимается сексом с Форрестом, рожает гениального сына, а затем в конце концов искупает свою вину, встретив смерть, что очень нравится поклонникам фильма».

Столкновение (2004) — США, Германия, Австралия

Криминальная драма Пола Хаггиса была номинирована на шесть наград 78-й церемонии вручения премии «Оскар» и получила три: Лучшая картина, сценарий и монтаж. Однако «Столкновение» также подверглось критике за слишком упрощенное изображение расовых отношений и расовых стереотипов.

Не пропустите:  Зачем нужны чётки православным, католикам и мусульманам?

В 2009 году, выбирая «Худший фильм десятилетия», писательница из Atlantic Таниш Коутс написала: «В «Столкновение», кажется, нет ни одного человека; вместо этого мы видим, как полемика и пропаганда сталкиваются друг с другом и оценивают гениальность друг друга. («Эй, я черный угонщик автомобилей, который бросает вызов стереотипам»). Но вместо того, чтобы быть плохим фильмом, фильм «Столкновение», получивший «Оскар» (!), является воплощением бездумности, атрофии, нигилизма и мультикультурализма».

Унесенные ветром (1939) — США

Унесенные ветром (1939) - США

Фильм «Унесенные ветром» имел огромный успех, когда вышел на экраны. Он стал самым кассовым фильмом всех времен, и этот рекорд продержался более 25 лет. Даже с учетом валютной инфляции он по-прежнему остается самым кассовым фильмом всех времен.

Фильм считается одним из величайших фильмов всех времен, а в 1989 году он стал одним из двадцати пяти первых фильмов, отобранных для сохранения в Национальном реестре фильмов США.

Немногие фильмы подвергались такой переоценке, как «Унесенные ветром». Эта историческая эпопея, получившая 10 из 13 номинаций на премию «Оскар» и сделавшая Хэтти Макдэниел первой чернокожей женщиной, получившей «Оскар», возможно, считалась прогрессивной в то время. Многие, возможно, помнят, что когда в прошлом году был запущен канал HBO Max, он ненадолго снял фильм со своей платформы, сославшись на необходимость «объяснить и осудить» его изображение расовых отношений; для справки, фильм подвергся резкой критике как расистский, когда впервые вышел на экраны в 1930-х годах.

Более того, режиссер Джон Ридли даже написал в газете Los Angeles Times статью, в которой призвал вообще убрать фильм с канала HBO Max. «Это фильм, который прославляет Юг», — написал Ридли, получивший «Оскар» за сценарий к фильму «12 лет рабства». «Это фильм, который игнорирует ужасы рабства и делает паузы, чтобы увековечить самые болезненные стереотипы о цветных людях».

Одна из самых печально известных и широко критикуемых сцен в романе «Унесенные ветром» изображает то, что сейчас юридически определяется как «изнасилование в браке». Сцена начинается со Скарлетт и Ретта внизу лестницы, где он начинает целовать ее и отказывается сказать «нет» сопротивляющейся Скарлетт, а Ретт игнорирует ее сопротивление, ругая ее и уводя наверх в их спальню, не оставляя у зрителей сомнений в том, что она «получит свое возмездие». В следующей сцене, утром, Скарлетт сияет от едва сдерживаемого сексуального удовлетворения; Ретт извиняется за свое поведение и обвиняет алкоголь;

Эту сцену обвиняют в том, что она делает романтику и изнасилование неотличимыми друг от друга, и усиливает идею принуждения. Идея о том, что женщины втайне наслаждаются этим и что это приемлемый способ обращения мужчин со своими женами.