По мере развития общества сцены из некогда любимых фильмов начинают выглядеть клишированными в зеркале заднего вида истории. Например, когда Сэнди (Оливия Ньютон-Джон) в фильме “Бриолин” (1978) полностью меняет свою внешность и характер, чтобы понравиться своему парню Дэнни (Джон Траволта).
Вот подборка из десятка оскароносных кинофильмов, которые трудно будет пересматривать в 2023 году.
Зеленая книга (2018) – США, Китай
Фильм, получивший премию “Оскар” как лучшая картина, имел огромный успех после выхода в прокат несколько лет назад. Фильм с Махершалой Али и Вигго Мортенсеном в главных ролях получил восторженные отзывы зрителей в сезон наград, но критики критиковали его за близорукое изображение расовых отношений.
Фильм “Зеленая книга”, рассказывающий о неожиданной дружбе между всемирно известным чернокожим пианистом (Али) и его телохранителем, итало-американцем Тони Липом (Мортенсен), которые гастролировали по американскому Югу в 1962 году, был раскритикован за историческую неточность и за представление персонажа Али, доктора Дона Ширли, как “волшебного негра”, главная цель которого в фильме – заставить белого человека (Мортенсен) чувствовать себя лучше.
Indiewire объясняет: “В американских приятельских комедиях обычно уделяется равное экранное время обоим персонажам, если только один из них не чернокожий и существует почти исключительно для того, чтобы помочь своему белому коллеге на его пути к спасению”.
Далласский клуб покупателей (2013) – США
Эта биографическая драма рассказывает историю Рона Вудруфа (Мэттью Макконахи), который распространял несанкционированные лекарства среди больных ВИЧ/СПИДом после того, как в середине 1980-х годов у него была диагностирована эта болезнь. Один из пациентов – трансгендер Район, которого сыграл Джаред Лето, получивший за эту роль премию “Оскар” за лучшую мужскую роль второго плана. Критики задавались вопросом, почему роль была отдана бисексуальному актеру (Лето), а не трансгендеру.
Некоторые также утверждают, что этот персонаж был изображен как средство преодоления Роном гомофобии и трансфобии. “Это функция, а не человек”, – писала в то время Пэрис Рис из The Independent.
Энни Холл (1977) – США
Исторически признанная одной из самых популярных романтических комедий XX века, киноверсия фильма “Энни Холл” получила четыре “Оскара” на 50-й церемонии вручения премии и была номинирована в общей сложности на пять. Однако последние несколько лет не были благосклонны к режиссеру Вуди Аллену: недавно возобновились обвинения в сексуальном насилии в адрес его приемной дочери Дилан Фэрроу (Аллен продолжает отрицать все обвинения), в сериале канала HBO “Аллен против Фэрроу”, посвященном обвинениям десятилетней давности, и последующему резонансу в СМИ.
В частности, номинированный на “Оскар” фильм “Манхэттен” (1979), в котором рассказывалось об отношениях тогда еще 40-летнего режиссера с 17-летней школьницей (Мэриэл Хемингуэй), повлиял на несколько фильмов Аллена, получивших или не получивших “Оскар”. В фильме 1995 года “Великая Афродита”, получившем “Оскар” за роль второго плана Миры Сорвино, 60-летний Аллен ненадолго влюбился в персонажа, который был намного моложе Сорвино.
Эта схема постоянно повторяется, даже в “Энни Холл”, где пожилой, но глупый и неулыбчивый мужчина спит с красивой, молодой и часто несколько наивной женщиной. Это повторение начинает вызывать дискомфорт, особенно учитывая обвинения Дилан Фэрроу.
Кроме того, в последние годы ряд высокопоставленных голливудских актеров и режиссеров открыто критиковали Аллена, в том числе Кейт Уинслет, Колин Ферт, Тимоти Шаламе, Рэйчел Броснан, Ребекка Холл и Грета Гервиг. Если сложить все это вместе, то трудно смотреть на “Энни Холл” в прежнем свете.
Красота по-американски (1999) – США
Для начала, присутствие нелюбимого актера Кевина Спейси (который получил “Оскар” за роль главного героя Лестера Бернэма, переживающего кризис среднего возраста) наверняка помешает вам пересмотреть фильм “Красота по-американски”, который в 2000 году получил пять “Оскаров”, включая лучшую картину, режиссера (Сэм Мендес), сценарий (Алан Болл) и лучшего актера (Спейси).
В октябре 2017 года актер Энтони Рэпп обвинил Спейси в сексуальных домогательствах к нему в 1986 году, когда Рэппу было всего 14 лет. После заявления Рэппа появилось еще больше людей, утверждающих, что актер “Карточного домика” делал нежелательные предложения и сексуальные домогательства и в отношении них. Спейси отверг эти обвинения.
В прошлом году иск Рэппа против Спейси был отклонен, и суд присяжных Нью-Йорка постановил, что Спейси не совершал сексуальных домогательств к Рэппу.
Изображение в фильме неуместной влюбленности Лестера в лучшую подругу-подростка его дочери (Тора Берч) (в исполнении Мены Сувари) также банально. Конечно, фильм никогда не показывает, что эта влюбленность правильная или нормальная, но есть много сцен, в которых Лестер фантазирует об обнаженной и усыпанной лепестками роз Сувари, что заставило критиков того времени сравнить ее с “Лолитой”. Роджер Эберт писал в то время: “Мужчины могут отвергать свои мысли, но они не могут запретить себе их иметь”.
Утверждение Эберта: “Мне жаль, но мужчины ничего не могут с этим поделать”, больше не актуально.
Молчание ягнят (1990) – США
Еще один фильм, обвиненный в искажении опыта трансгендерных и/или транссексуальных людей, оскароносный фильм ужасов “Молчание ягнят” недавно подвергся критике за изображение злодея Буффало Билла (в исполнении Теда Левина). Буффало Билл – серийный убийца, который облачается в кожу своих жертв-женщин и переодевается в их одежду.
Хотя главная героиня Кларис (Джоди Фостер) обменивается диалогом со своим советником-каннибалом Ганнибалом Лектером (Энтони Хопкинс) о том, что Билл не является трансгендером и что нет никакой связи между трансгендерной идентичностью и насилием (режиссер фильма Джонатан Демме также говорит, что Билл не является трансгендером), зрители часто не замечают этого. Как написала в своем твиттере автор Vox TV Эмили Вандерверп: “Если вы знаете замысел произведения, это не значит, что он менее важен, чем его воздействие. Когда люди смотрят “Буффало Билла”, им не говорят “Буффало Билл не трансгендер” – они видят странного серийного убийцу, который танцует в женской одежде”.
Шофер мисс Дэйзи (1989) – США
Фильм 1989 года, в котором снялись Джессика Тэнди и Морган Фриман, был адаптирован по пьесе Альфреда Эрлиха, удостоенной Пулитцеровской премии, и подвергся критике за слишком упрощенное изображение расовых отношений в Америке середины XX века. История о школьной учительнице на пенсии из Атланты (Тэнди), которая нанимает чернокожего шофера (Фримен), чтобы тот возил ее по городу, принесла фильму “Шофер мисс Дэйзи” победу в номинации “Лучший фильм” в 1989 году. Несмотря на похвалу Академии, многие, включая Фримана, назвали фильм двухмерным и стереотипным по отношению к чернокожим персонажам. В 2000 году Фримен, который был номинирован на “Оскар” за эту роль, назвал фильм “ошибкой”, которая заставила его изобразить себя “благородным, мудрым и порядочным”.
Прислуга (2011) – США
Еще один фильм с благородными намерениями, но слишком упрощенным взглядом на расовые отношения. Драма 2011 года “Прислуга”, основанная на одноименном романе, подверглась критике за то, что в ней белые персонажи рассказывают истории чернокожих. Эмма Стоун играет начинающую журналистку, которая хочет написать книгу с точки зрения чернокожей горничной в Джексоне, штат Миссисипи, разоблачающую расизм, с которым часто сталкиваются чернокожие горничные, работающие в белых семьях.
После выхода фильма Виола Дэвис, играющая домработницу Абилин Кларк, выразила сожаление по поводу участия в “Прислуге”, сказав, что “я предала себя и свой народ” и что фильм был “снят через фильтр и выгребную яму системного расизма”.
Форрест Гамп (1994) – США
Критикам было что сказать об этой оскароносной комедии режиссера Роберта Земекиса о молодом человеке с нарушениями обучаемости (Том Хэнкс), который случайно становится свидетелем одних из самых определяющих исторических моментов XX века. “Форрест Гамп” изображает людей с ограниченными возможностями, протестующих, ветеранов Вьетнама и многих других.
Но самой оскорбительной частью фильма является отношение к лучшей подруге Форреста Гампа Дженни (Робин Райт), которая росла в условиях жестокого обращения со стороны отца, выступала в барах обнаженной, встречалась с жестокими придурками и в конце концов заболела СПИДом и рано умерла. По словам британского автора GQ Мэтта Гласби, Дженни – это “квинтэссенция Мадонны”, которая “занимается сексом с Форрестом, рожает гениального сына, а затем в конце концов искупает свою вину, встретив смерть, что очень нравится поклонникам фильма”.
Столкновение (2004) – США, Германия, Австралия
Криминальная драма Пола Хаггиса была номинирована на шесть наград 78-й церемонии вручения премии “Оскар” и получила три: Лучшая картина, сценарий и монтаж. Однако “Столкновение” также подверглось критике за слишком упрощенное изображение расовых отношений и расовых стереотипов.
В 2009 году, выбирая “Худший фильм десятилетия”, писательница из Atlantic Таниш Коутс написала: “В “Столкновение”, кажется, нет ни одного человека; вместо этого мы видим, как полемика и пропаганда сталкиваются друг с другом и оценивают гениальность друг друга. (“Эй, я черный угонщик автомобилей, который бросает вызов стереотипам”). Но вместо того, чтобы быть плохим фильмом, фильм “Столкновение”, получивший “Оскар” (!), является воплощением бездумности, атрофии, нигилизма и мультикультурализма”.
Унесенные ветром (1939) – США
Фильм “Унесенные ветром” имел огромный успех, когда вышел на экраны. Он стал самым кассовым фильмом всех времен, и этот рекорд продержался более 25 лет. Даже с учетом валютной инфляции он по-прежнему остается самым кассовым фильмом всех времен.
Фильм считается одним из величайших фильмов всех времен, а в 1989 году он стал одним из двадцати пяти первых фильмов, отобранных для сохранения в Национальном реестре фильмов США.
Немногие фильмы подвергались такой переоценке, как “Унесенные ветром”. Эта историческая эпопея, получившая 10 из 13 номинаций на премию “Оскар” и сделавшая Хэтти Макдэниел первой чернокожей женщиной, получившей “Оскар”, возможно, считалась прогрессивной в то время. Многие, возможно, помнят, что когда в прошлом году был запущен канал HBO Max, он ненадолго снял фильм со своей платформы, сославшись на необходимость “объяснить и осудить” его изображение расовых отношений; для справки, фильм подвергся резкой критике как расистский, когда впервые вышел на экраны в 1930-х годах.
Более того, режиссер Джон Ридли даже написал в газете Los Angeles Times статью, в которой призвал вообще убрать фильм с канала HBO Max. “Это фильм, который прославляет Юг”, – написал Ридли, получивший “Оскар” за сценарий к фильму “12 лет рабства”. “Это фильм, который игнорирует ужасы рабства и делает паузы, чтобы увековечить самые болезненные стереотипы о цветных людях”.
Одна из самых печально известных и широко критикуемых сцен в романе “Унесенные ветром” изображает то, что сейчас юридически определяется как “изнасилование в браке”. Сцена начинается со Скарлетт и Ретта внизу лестницы, где он начинает целовать ее и отказывается сказать “нет” сопротивляющейся Скарлетт, а Ретт игнорирует ее сопротивление, ругая ее и уводя наверх в их спальню, не оставляя у зрителей сомнений в том, что она “получит свое возмездие”. В следующей сцене, утром, Скарлетт сияет от едва сдерживаемого сексуального удовлетворения; Ретт извиняется за свое поведение и обвиняет алкоголь;
Эту сцену обвиняют в том, что она делает романтику и изнасилование неотличимыми друг от друга, и усиливает идею принуждения. Идея о том, что женщины втайне наслаждаются этим и что это приемлемый способ обращения мужчин со своими женами.