21 июня 2025 года в бразильском городе Прайя-Гранде произошла одна из самых трагичных катастроф в истории воздушных шаров: загоревшийся резервный горелочный факел в корзине стал причиной падения аэростата с 21 пассажиром на борту. Пилот попытался спасти людей, опуская шар и приказывая прыгать, но не все успели — восьмеро погибли, включая троих, найденных в объятиях друг друга. Некоторые очевидцы сняли падение с нескольких ракурсов, и эти кадры стали вирусными в Бразилии. Пилот выжил и объяснил, что причиной стал самопроизвольный запуск запасной горелки. Инцидент вызвал временную приостановку всех полетов компании-оператора и стал вторым за неделю падением шара в стране.
Утро 21 июня 2025 года стало трагическим для туристов, отправившихся на воздушной экскурсии над Прайя-Гранде — курортным муниципалитетом на юге Бразилии, в штате Санта-Катарина. Воздушный шар с 21 человеком на борту внезапно загорелся в небе, вызвав панику, гибель восьми человек и многочисленные вопросы: как такое могло произойти? Почему воздушный шар, считавшийся одним из самых безопасных видов туристических развлечений, превратился в огненный капкан?
Хронология катастрофы: 45 минут, которые обернулись трагедией
По данным полиции, вылет шара был запланирован на раннее утро 21 июня. Прогноз погоды был благоприятным, а экскурсия должна была продлиться около 45 минут. Баллон должен был подняться на высоту до 1000 метров. Каждый пассажир заплатил 550 реалов (примерно $100) за возможность полюбоваться с высоты величественными каньонами Апарадос-да-Серра — визитной карточкой региона.
Однако через считаные минуты после взлёта полёт обернулся кошмаром. Как сообщил пилот, один из немногих выживших, внутри корзины шара начался пожар, источник которого, по предварительной информации, — резервный горелочный механизм. Он располагался в непосредственной близости от пассажиров.
По словам Тиаго Луиса Лемоса, главы полиции Прайя-Гранде, «пилот заметил огонь и начал немедленное снижение. Когда шар оказался достаточно близко к земле, он дал команду пассажирам прыгать. Некоторым это удалось, другие остались в корзине и погибли в огне».
Фатальный резерв: что не так с запасной горелкой?
Причиной возгорания стала запасная горелка, установленная на случай выхода из строя основной системы. Как сообщил пилот, она «внезапно дала пламя» — то ли из-за технической неисправности, то ли в результате нештатной активации.
Эксперты подчёркивают: наличие резервной горелки в корзине — стандартное требование в коммерческих полётах. Однако высокие температуры, утечка топлива или человеческий фактор могут превратить её в источник чрезвычайной опасности.
Инженер-аэростатчик Эмилио Рибейру, проанализировав данные с места происшествия, заявил: «Если резерва вспыхнула в замкнутом пространстве корзины, где находятся баллоны с пропаном и пассажиры — это фатальный сценарий. У пилота буквально секунды на реакцию».
Кроме того, на видео, снятом очевидцами, видно, что корзина оторвалась от купола шара незадолго до падения. Это говорит о разрушении несущих элементов — вероятно, вследствие теплового воздействия.
Жертвы и выжившие
Согласно официальной информации, на борту находились 21 человек: пилот и 20 пассажиров. Погибли восемь человек. Большинство из них — туристы из разных регионов Бразилии, среди них как взрослые, так и молодёжь. Некоторые, как сообщил глава полиции штата Улиссес Габриэль, погибли, обнявшись друг с другом, не успев выбраться из горящей корзины.
Пилот — один из выживших — получил ожоги и травмы при падении. 13 человек были доставлены в больницы ближайших городов с различными степенями тяжести — от лёгких переломов до сильных ожогов.
По состоянию на вечер 21 июня, трое оставались в реанимации. Имена жертв официально не обнародованы, так как ведётся процедура опознания и уведомления родственников.
Кадры ужаса: как очевидцы увидели трагедию
Событие было снято на видео с нескольких ракурсов. На кадрах, опубликованных G1 и другими СМИ, видно, как шар окутан дымом, а корзина охвачена пламенем. В какой-то момент можно заметить, как двое людей выпадают из горящего шара — возможно, по команде пилота или пытаясь спастись самостоятельно.
По словам местной жительницы Карлы Рамос, наблюдавшей за полётом: «Мы увидели, как шар начал терять высоту и вдруг пошёл дым. Через минуту он уже горел, а люди кричали. Было страшно смотреть — люди прыгали с высоты, пламя охватывало всё».
Что известно о компании-операторе?
Шар принадлежал компании Sobrevoar, которая предоставляла воздушные экскурсии в регионе на протяжении последних восьми лет. В заявлении, опубликованном вскоре после трагедии, компания заявила, что всегда соблюдала все нормативные требования, а пилот имел «многолетний опыт» и действовал в рамках инструкций.
«Несмотря на все меры предосторожности и опыт нашего пилота, мы испытываем боль и скорбь. Мы приостанавливаем все полёты на неопределённый срок», — сказано в заявлении компании.
По данным Национального агентства гражданской авиации Бразилии (ANAC), у Sobrevoar не было зарегистрированных инцидентов до этого случая. Однако теперь начато официальное расследование.
Другие подобные происшествия
Стоит отметить, что за неделю до этой трагедии в Сан-Паулу упал другой воздушный шар, унеся жизнь 27-летней женщины и травмировав 11 человек. Хотя причины того инцидента были иными (резкое снижение на фоне погодных условий), два ЧП за неделю ставят под сомнение безопасность данного вида туризма в Бразилии.
На фоне этих событий ANAC инициировала срочную проверку всех компаний, предоставляющих услуги воздушного туризма. Представитель агентства сообщил:
«Мы проведём аудит лицензий, технических осмотров, журнала обслуживания и квалификации пилотов. Наша цель — исключить повторение подобных трагедий».
Реакция властей и общества
Губернатор Санта-Катарины Жоржиньо Меллу лично прибыл в Прайя-Гранде и выразил соболезнования семьям погибших. Он пообещал всестороннюю поддержку пострадавшим и заявил: «Произошла трагедия. Сейчас главное — спасать, помогать, лечить. Потом будем выяснять причины. Но всё, что зависит от государства, будет сделано».
Президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва также выступил с заявлением: «Хочу выразить солидарность семьям жертв катастрофы. Федерация готова поддержать пострадавших, спасателей и местные власти».
Множество бразильцев в соцсетях выразили скорбь, а также обеспокоенность уровнем контроля и регулирования индустрии воздушных прогулок.
Почему это произошло: версии и расследование
На сегодняшний день следствие рассматривает три основные версии:
- Самопроизвольное возгорание резервной горелки из-за заводского брака или усталости металла.
- Человеческая ошибка — неправильная проверка оборудования перед взлётом.
- Утечка газа, которая привела к воспламенению от искры или открытого огня.
Кроме того, изучаются видеозаписи, маршрут полёта, метеоусловия, а также документация о техническом обслуживании шара и лицензии пилота. Представитель гражданской авиации заявил, что предварительный отчёт может быть готов в течение 30 дней, однако итоговое заключение займёт до шести месяцев.
Воздушные шары: сколько на самом деле рисков?
Несмотря на то, что воздушные шары считаются относительно безопасными (по статистике FAA в США — менее 1 несчастного случая на 100 000 полётов), в Бразилии нет открытых баз данных об аварийности данного сектора.
Отсутствие прозрачности, слабый контроль, а также дефицит квалифицированных техников и регламентов делают полёты более рискованными, чем кажутся на первый взгляд.
Бразильская Ассоциация Аэростатов (ABV) уже предложила создать национальный реестр проверок, обязательный техосмотр каждые 6 месяцев и онлайн-доступ к сертификатам безопасности всех компаний.
Согласно внутреннему отчёту ABV за 2024 год, в 40% зарегистрированных инцидентов с аэростатами причиной были технические неисправности, в том числе нештатное поведение горелок, трещины в шлангах подачи топлива и устаревшие вентили. Этот отчёт не публиковался публично, но копии были направлены в ANAC.
Однако меры так и не были приняты — до катастрофы в Прайя-Гранде.
Расследование трагедии в Прайя-Гранде лишь началось, и делать окончательные выводы преждевременно. Однако данная катастрофа уже выявила уязвимости в регулировании воздушного туризма в Бразилии. От прозрачности лицензирования до технического контроля — каждый аспект теперь требует внимательной ревизии. Надеяться на лучшее — это не стратегия. Необходима реформа, а не только сострадание.