Рассказываем, в связи с чем наблюдается такой повышенный уровень загрязненности в пакистанских городах.
Загрязнение воздуха — серьезная проблема в Пакистане, а такие города, как Лахор и Карачи, являются одними из самых загрязненных в мире. По данным IQAir, международного экологического аналитического центра, Лахор является самым загрязненным городом мира с индексом качества воздуха (AQI) в понедельник утром 372, намного опережая Загреб в Хорватии, где AQI составляет 174. Список обновляется каждые несколько минут.
Чем выше AQI, тем более загрязнен воздух и тем опаснее он для здоровья человека. Качество воздуха считается безопасным, если индекс AQI ниже 50.
Если показатель AQI находится в диапазоне от 100 до 150, дети и люди с заболеваниями сердца и легких подвергаются риску. Показатель AQI 150 и выше считается нездоровым для всех, а значение выше 300 — опасным.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), каждый год загрязнение воздуха уносит жизни миллионов людей. По данным ВОЗ, больше всего страдают жители стран с низким и средним уровнем дохода, поскольку они подвержены относительно высокому уровню загрязнения.
Экология больших городов Пакистана
В ЮНИСЕФ рассказали об опасности для здоровья 12 млн детей
Согласно отчету ЮНИСЕФ, здоровье около 12 млн детей в Южной Азии находится под угрозой, поскольку уровень загрязнения воздуха для них в шесть раз превышает допустимую норму. В Пакистане каждый десятый ребенок в возрасте до пяти лет умирает в результате загрязнения воздуха.
По данным Всемирного альянса по вопросам здоровья и загрязнения окружающей среды, примерно 128000 пакистанцев ежегодно умирают от болезней, связанных с загрязнением воздуха. Концентрация твердых частиц очень высока.
По словам Мухаммада Ирфана Хана, профессора экологии Международного исламского университета Исламабада, проблема в основном связана с накоплением в городах страны частиц размером менее 2,5 микрометров. Они достаточно малы, чтобы преодолеть легочный барьер и попасть в кровеносную систему, повышая риск сердечных и легочных заболеваний и нарушая развитие и рост мозга.
«Текущая концентрация PM2.5 в 5,9 раз превышает годовое предельное значение ВОЗ для качества воздуха», — сказал он, добавив, что «PM2.5 создается автомобилями и промышленностью, а также другими сезонными факторами, такими как сжигание стерни в зимние месяцы».
По словам Моме Салим, экологического активиста из Исламабада, движение транспорта и широкое использование некачественного бензина являются двумя крупнейшими источниками загрязнения воздуха. Согласно исследованию Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН за 2019 год, многие автомобили в Пакистане продолжают использовать высокотоксичный сернистый бензин, что усугубляет проблему загрязнения воздуха.
По словам Салим, только на транспорт приходится 25% выбросов углекислого газа в Пакистане, при этом свою роль играют также деградация земель, плохое городское планирование и застроенные районы. «Наши зеленые насаждения также сокращаются, потому что мы пытаемся освободить место для легковых и грузовых автомобилей», — объяснила она.
Переход на Евро-5
Правительство Пакистана обязало перейти на стандарт выбросов Евро-5 для всех новых автомобилей с января 2021 года, чтобы снизить уровень загрязнения воздуха и улучшить качество жизни. Тем не менее, по словам Али Таукира Шайха, эксперта по экологическим вопросам и политике, процент автомобилей Евро 5 в стране все еще довольно низок, отмечая, что менее 5% автомобилей в Пакистане соответствуют требованиям. Кроме того, высокие тарифы на автомобили Евро-5 отталкивают потребителей от их покупки и использования.
Промышленная политика и практика Пакистана еще больше усугубляет ситуацию, говорит Шайх, приводя в пример сжигание шин для питания производственных установок и кирпичных печей, а фермеры сжигают свои поля для подготовки к новым посадкам. Хотя правительство поощряет компании устанавливать инновационное оборудование для снижения загрязнения воздуха, прогресс идет постепенно, считает эксперт.
Какие шаги предпринимает правительство для решения этой проблемы?
Администрация премьер-министра Имрана Хана утверждает, что она уделяет большое внимание снижению загрязнения воздуха, ссылаясь на ряд законов, принятых во время его пребывания в должности, от запрета на импорт низкокачественного бензина до требования к компаниям и нефтеперерабатывающим заводам установить оборудование для снижения выбросов.
Мы разработали идею » городских лесов», которые создаются в разных городах, а также пресекаем деятельность предприятий, использующих старые технологии», — сказал Мухаммад Башир Хан, депутат от правящей партии, добавив, что схема «миллиард деревьев», введение Евро-5, гибридных автомобилей и постепенный отказ от угольного электричества — это некоторые из мер, принятых правительством для борьбы с этой проблемой.
Мухаммад Ирфан Хан придерживается того же мнения
«Правительство снижает уровень загрязнения воздуха на нескольких уровнях, поощряя более чистые технологии, финансируя исследования и разработки через Комиссию по высшему образованию и обеспечивая соблюдение правил». Однако некоторые граждане продолжают жаловаться на то, что власти не воспринимают ситуацию всерьез.
«У правительства никогда не было четкой и последовательной программы по улучшению качества воздуха», — заявил экологический активист Тарик Банури. «Вместо этого используются специальные лозунги/отдельные программы, а также случайные проверки, такие как проверка кирпичных печей. Учитывая слабость режима, никаких реформ в период их пребывания у власти не предвидится», — подчеркнул он.
Загрязнение воздуха в Пакистане
Загрязнение воздуха является серьезной экологической проблемой в крупных городах Пакистана. Согласно оценке Всемирного банка, «загрязнение воздуха в городе Карачи является одним из худших в мире, нанося ущерб здоровью людей и экономике». Неэффективное потребление энергии, рост числа автомобилей, ежедневно передвигающихся по городу, неконтролируемый рост промышленных выбросов, сжигание отходов и пластмасс — все это вносит значительный вклад в загрязнение воздуха в городах. Согласно недавнему исследованию, проведенному Департаментом охраны окружающей среды провинции Синд, средний уровень загрязнения в крупных городах примерно в четыре раза превышает стандарты Всемирной организации здравоохранения.
Эти выбросы имеют негативные последствия, включая «респираторные инфекции, снижение зрения, гибель растений и воздействие на процесс их развития».
Промышленная деятельность является одним из основных источников загрязнения воздуха. Неадекватное управление выбросами в атмосферу и отсутствие нормативного контроля над промышленной деятельностью привели к ухудшению качества атмосферного воздуха в крупных городах. Кроме того, распространенная в городах практика сжигания значительного количества твердых отходов, в основном пластика и резины, на углах улиц выделяет токсичные испарения, которые особенно вредны для жителей региона.
Абид Омар, молодой предприниматель из Карачи, в 2018 году основал проект Pakistan Air Quality Initiative для мониторинга качества воздуха в основных городах Пакистана. Цель проекта — расширить доступность данных о качестве воздуха в Пакистане и повысить осведомленность населения о последствиях загрязнения воздуха для здоровья. Государственный департамент США создал три высококачественные станции мониторинга качества воздуха в Пакистане.
Исследования, в частности, показали пагубное влияние загрязнения воздуха на самочувствие пострадавших людей. По данным исследования, регулярные изменения содержания твердых частиц представляют собой значительную опасность для пакистанцев, которые часто подвергаются нездоровому уровню загрязнения воздуха.
Взвешенные твердые частицы, которые связаны с респираторными заболеваниями, были обнаружены в очень высоких концентрациях в крупных городах Пакистана. Усовершенствование дизайна дорог и повышение экологичности транспорта, более активное использование правительством Пакистана правил борьбы с загрязнением воздуха, а также переход на экологически чистые виды топлива, такие как компримированный природный газ (КПГ), — вот некоторые из методов, которые могут быть использованы для успешного решения проблемы загрязнения воздуха в городах Пакистана.