Художники-обманщики: подделки Пикассо и Кало едва не стоили коллекционерам миллионов

Художники-обманщики: подделки Пикассо и Кало едва не стоили коллекционерам миллионов

В октябре 2025 года полиция Германии сообщила о поразительном успехе: в Баварии удалось раскрыть международное кольцо поддельных художников, торговавших фальшивыми произведениями под именами Пабло Пикассо, Рембрандта ван Рейна, Фриды Кало и других великих мастеров. Как выяснилось, мошенники пытались продать эти работы за десятки миллионов долларов на европейском арт-рынке.

По данным Баварского управления уголовной полиции (BLKA), бандой руководил 77-летний житель Баварии, имя которого следствие пока не разглашает. Ему помогали десять сообщников, включая 74-летнего «эксперта», специализировавшегося на изготовлении поддельных сертификатов подлинности.

Подделки, от которых замирает дыхание

Художники-обманщики: подделки Пикассо и Кало едва не стоили коллекционерам миллионов

Расследование началось, когда этот пожилой «коллекционер» предложил частным инвесторам две картины, якобы написанные самим Пикассо. Одно из полотен, по словам продавца, изображало Дору Маар — известную музу художника. Совпадение оказалось поразительным: лишь за неделю до этого на аукционе в Нью-Йорке была продана настоящая работа Пикассо «Бюст женщины в цветной шляпе» за 37 миллионов долларов.

В то же время мошенник попытался выставить на продажу копию легендарного полотна Рембрандта ван Рейна «Портрет синдиков цеха сукноделов» (в оригинале — De Staalmeesters), оценивая её в 150 миллионов долларов. Подлинник этой картины хранится в амстердамском музее Рейксмюсеум, и ни о какой продаже речи быть не могло. Эксперты сразу заподозрили неладное.

Подделка, как оказалось, принадлежала 84-летней швейцарской женщине, которая, по предварительным данным, могла быть вовлечена в мошенническую схему. Сейчас она находится под следствием сразу в двух странах — Германии и Швейцарии.

Следствие установило, что фальсификаторы работали по тщательно выстроенной схеме. Основатель сети искал состоятельных коллекционеров и предлагал им «эксклюзивные» произведения искусства, якобы унаследованные из частных собраний. Другие участники группы создавали подделки с высоким уровнем детализации, используя старинные холсты, оригинальные рамы и даже химически состаренные краски.

Особое место в деле занимает 74-летний сообщник, проживающий в земле Рейнланд-Пфальц. Он писал поддельные экспертные заключения, подтверждающие «подлинность» произведений. В его документах встречались подписи реальных специалистов, скопированные с архивных публикаций.

В числе поддельных работ, изъятых полицией, оказались:
– «Мадонна с младенцем» под именем фламандского художника Антониса ван Дейка;
– «Изучение головы» Амедео Модильяни;
– керамические вазы, якобы созданные Пикассо;
– картины, приписанные Жоану Миро, Петру Паулю Рубенсу и Фриде Кало.

Стоимость каждой работы, в зависимости от «авторства», варьировалась от 460 тысяч до 16 миллионов долларов.

Операция на три страны

В начале октября немецкая полиция провела масштабную операцию: обыски одновременно прошли более чем по двенадцати адресам в Германии, Швейцарии и Лихтенштейне. В ходе рейдов были изъяты десятки картин, скульптур и антикварных предметов, предположительно являющихся подделками.

Все изъятые произведения направлены на экспертизу. По словам главы отдела расследований в сфере искусства Патрика Хаггенмюллера, результаты анализов будут готовы в ближайшие недели. «Мы имеем дело не просто с фальшивками, а с тщательно продуманной, международной структурой, где каждый участник выполнял роль — от художника до «научного консультанта»», — отметил он.

Общественная реакция на раскрытие этого дела неоднозначна. С одной стороны, подобные преступления подрывают доверие к мировому арт-рынку, оцениваемому в более чем 65 миллиардов долларов ежегодно. С другой — многие задаются вопросом: где заканчивается талант копииста и начинается уголовное преступление?

Некоторые из изъятых работ настолько мастерски выполнены, что даже опытные эксперты затруднились с определением их происхождения. В кулуарах художественных академий уже заговорили о необходимости пересмотра системы сертификации произведений искусства.

77-летний главарь банды, по данным следствия, когда-то сам учился в художественной школе и мечтал стать известным живописцем, но не смог добиться успеха. Этот факт придает истории почти трагическую окраску — человек, посвятивший жизнь искусству, в итоге превратил его в орудие обмана.

Почему фальсификаторы выбирают именно Пикассо, Рембрандта и Кало?

Эти имена — символы мировой живописи, их работы стоят десятки миллионов. Любая «новооткрытая» картина под их подписью вызывает ажиотаж, а значит — быструю прибыль для мошенников.