В октябре 2025 года полиция Германии сообщила о поразительном успехе: в Баварии удалось раскрыть международное кольцо поддельных художников, торговавших фальшивыми произведениями под именами Пабло Пикассо, Рембрандта ван Рейна, Фриды Кало и других великих мастеров. Как выяснилось, мошенники пытались продать эти работы за десятки миллионов долларов на европейском арт-рынке.
По данным Баварского управления уголовной полиции (BLKA), бандой руководил 77-летний житель Баварии, имя которого следствие пока не разглашает. Ему помогали десять сообщников, включая 74-летнего «эксперта», специализировавшегося на изготовлении поддельных сертификатов подлинности.
Подделки, от которых замирает дыхание

Расследование началось, когда этот пожилой «коллекционер» предложил частным инвесторам две картины, якобы написанные самим Пикассо. Одно из полотен, по словам продавца, изображало Дору Маар — известную музу художника. Совпадение оказалось поразительным: лишь за неделю до этого на аукционе в Нью-Йорке была продана настоящая работа Пикассо «Бюст женщины в цветной шляпе» за 37 миллионов долларов.
В то же время мошенник попытался выставить на продажу копию легендарного полотна Рембрандта ван Рейна «Портрет синдиков цеха сукноделов» (в оригинале — De Staalmeesters), оценивая её в 150 миллионов долларов. Подлинник этой картины хранится в амстердамском музее Рейксмюсеум, и ни о какой продаже речи быть не могло. Эксперты сразу заподозрили неладное.
Подделка, как оказалось, принадлежала 84-летней швейцарской женщине, которая, по предварительным данным, могла быть вовлечена в мошенническую схему. Сейчас она находится под следствием сразу в двух странах — Германии и Швейцарии.
Следствие установило, что фальсификаторы работали по тщательно выстроенной схеме. Основатель сети искал состоятельных коллекционеров и предлагал им «эксклюзивные» произведения искусства, якобы унаследованные из частных собраний. Другие участники группы создавали подделки с высоким уровнем детализации, используя старинные холсты, оригинальные рамы и даже химически состаренные краски.
Особое место в деле занимает 74-летний сообщник, проживающий в земле Рейнланд-Пфальц. Он писал поддельные экспертные заключения, подтверждающие «подлинность» произведений. В его документах встречались подписи реальных специалистов, скопированные с архивных публикаций.
В числе поддельных работ, изъятых полицией, оказались:
– «Мадонна с младенцем» под именем фламандского художника Антониса ван Дейка;
– «Изучение головы» Амедео Модильяни;
– керамические вазы, якобы созданные Пикассо;
– картины, приписанные Жоану Миро, Петру Паулю Рубенсу и Фриде Кало.
Стоимость каждой работы, в зависимости от «авторства», варьировалась от 460 тысяч до 16 миллионов долларов.
Операция на три страны
В начале октября немецкая полиция провела масштабную операцию: обыски одновременно прошли более чем по двенадцати адресам в Германии, Швейцарии и Лихтенштейне. В ходе рейдов были изъяты десятки картин, скульптур и антикварных предметов, предположительно являющихся подделками.
Все изъятые произведения направлены на экспертизу. По словам главы отдела расследований в сфере искусства Патрика Хаггенмюллера, результаты анализов будут готовы в ближайшие недели. «Мы имеем дело не просто с фальшивками, а с тщательно продуманной, международной структурой, где каждый участник выполнял роль — от художника до «научного консультанта»», — отметил он.
Общественная реакция на раскрытие этого дела неоднозначна. С одной стороны, подобные преступления подрывают доверие к мировому арт-рынку, оцениваемому в более чем 65 миллиардов долларов ежегодно. С другой — многие задаются вопросом: где заканчивается талант копииста и начинается уголовное преступление?
Некоторые из изъятых работ настолько мастерски выполнены, что даже опытные эксперты затруднились с определением их происхождения. В кулуарах художественных академий уже заговорили о необходимости пересмотра системы сертификации произведений искусства.
77-летний главарь банды, по данным следствия, когда-то сам учился в художественной школе и мечтал стать известным живописцем, но не смог добиться успеха. Этот факт придает истории почти трагическую окраску — человек, посвятивший жизнь искусству, в итоге превратил его в орудие обмана.
Почему фальсификаторы выбирают именно Пикассо, Рембрандта и Кало?
Эти имена — символы мировой живописи, их работы стоят десятки миллионов. Любая «новооткрытая» картина под их подписью вызывает ажиотаж, а значит — быструю прибыль для мошенников.

