9 фактов о загадочных гиксосах — захватчиках Древнего Египта

9 фактов о загадочных гиксосах - захватчиках Древнего Египта

В III веке до нашей эры египетский историк Мането поведал о страшном вторжении гиксосов в Египет более тысячи лет назад. Он писал, что орды иноземных захватчиков нахлынули с северо-востока.

Они грабили все, что попадалось им на пути, убивали тех, кто представлял угрозу, и порабощали всех остальных. Они были жестоки и беспощадны. Три века спустя историк Иосиф, во многом опираясь на рассказ Мането, назвал гиксосов в одном случае евреями, а в другом — арабами. Эти источники оказались в лучшем случае сомнительными.

Однако до 1966 года они оставались единственным источником информации о загадочных гиксосах, появление которых ознаменовало наступление так называемого Второго промежуточного периода в Египте. Теперь мы знаем больше.

В этой статье мы рассмотрим девять фактов о таинственном народе гиксосов, вторгшемся в Древний Египет.

1. До прихода гиксосов в Египте уже царила смута

До прихода гиксосов в Египет империя уже находилась в тяжелом состоянии. Золотой век Среднего царства резко закончился, когда женщина-фараон Нефрусебек (1806-1802 гг. до н.э.) умерла, не оставив наследников. За ее правлением последовала слабая 13-я династия, которая перенесла столицу Египта в город Фивы на юге (Верхний Египет). Северный Египет (Нижний Египет) не смог поддержать империю и распался во время правления 14-й династии (ок. 1725 — ок. 1650 гг. до н.э.).

В результате 13-я и 14-я династии правили одновременно, и царство было разделено надвое. Децентрализация была характерной чертой этого периода.

Нет единого мнения о происхождении правителей 14-й династии. Некоторые ученые считают, что они были гиксосами, другие полагают, что они были египетского происхождения. Несомненно то, что правители 15-й династии в Нижнем (Северном) Египте были гиксосами.

2. Гиксосы могли быть ханаанейцами

Гиксосы могли быть ханаанейцами

Современные историки опираются на свидетельства из Телль эль-Даба где находилась столица гиксосов — Аварис. Физические доказательства убедительно свидетельствуют о том, что гиксосы пришли из Леванта, а их название говорит о том, что они говорили на западно-семитском языке. Поэтому широко распространено мнение, что гиксосы были ханаанеями.

Не пропустите:  Принц Филипп и королева Елизавета: история любви

Египтяне изображали гиксосов как азиатов и часто как охотников или скотоводов. В отличие от них, египтяне с гордостью представляли себя как земледельческий народ. Скотоводство и охота потенциально рассматривались как низшие виды деятельности.

3. Данные опровергают идею насильственного вторжения гиксосов

До 1966 года литературные свидетельства о гиксосах исходили из источников, категорически противных гиксосам, как, например, труды Манефо, египетского историка, жившего через 1200 лет после гиксосского периода. Как и египтяне до него, его текст изображает гиксосов ужасными.

«Недостойный народ с Востока, прихода которого никто не ожидал, смело вторгся в страну, которой овладел без труда. Покорив предводителей, они жестоко сожгли город, сравняли с землей храмы и с величайшей жестокостью расправились со всеми местными жителями, зарезав одних и забрав в рабство жен и детей других». (Из «Истории Египта» Манефо, книга II).

Эта точка зрения полностью отвергается современными историками. Анализ изотопов стронция останков из столицы гиксосов, Авариса, показывает, что на самом деле женщин было гораздо больше, чем мужчин (77%). Эти данные опровергают идею насильственного вторжения. Напротив, более мирный захват представляется вполне возможным.

Более того, исторически египтяне привозили из Леванта людей, которых называли «кораблестроителями» и которые пользовались большим спросом. Аварис был идеальным местом для этой торговли, и египтяне могли воспользоваться навыками, которые могли предложить азиаты, такие как гиксосы. Многие азиаты также работали в Египте в этот период в качестве солдат, слуг и на других работах по всему Египетскому царству.

Еще один интересный случай пропаганды связан с гиксосским царем Ааусерра Апопи. Согласно египетским источникам, он был жестоким и некомпетентным правителем. Однако это описание почти наверняка является еще одним примером египетской пропаганды.

4. «Гиксос» — греческое слово

Слово «гиксос» — это эллинизированная версия египетского слова Heka Khasut, означающего «правитель чужой земли». Этот термин, вероятно, использовался только как общий термин для обозначения всех иностранцев в Египте, которые не находились под административной юрисдикцией 16-й и 17-й династий, правивших из Фив. Помимо раздробления империи, это был период хаоса, так как бродячие банды мародеров и наемников воспользовались ситуацией.

Не пропустите:  Нельсон Мандела: 9 удивительных фактов, о которых вы, вероятно, ничего не знали

Египтяне могли легко свалить все эти проблемы на чужеземных гиксосов. Действительно, существует много свидетельств такого отношения в последующих человеческих цивилизациях.

5. Гиксосы правили Нижним Египтом, а египтяне — Верхним

Из своей столицы Аварис, расположенной к востоку от дельты Нила, гиксосы удерживали политическую власть над Северным Египтом. Коренные египетские династии управляли Южным Египтом из своей столицы, Фив. Таким образом, 14-я и 15-я династии (гиксосы) правили одновременно с 16-й и 17-й династиями (коренные египтяне).

Хотя концепция вторжения была популярна среди коренных египтян, вполне возможно, что гиксосы просто взяли под контроль северный Египет из-за вакуума власти, оставшегося после децентрализации египетского управления, которая привела империю в упадок. Возможно, гиксосы восстановили некий порядок для народа, который жаждал безопасности.

6. Гиксосы в определенной степени переняли египетскую культуру

Гиксосы в определенной степени переняли египетскую культуру

С археологической точки зрения, свидетельства о культуре гиксосов связаны со степенью их влияния. Непосредственная сфера правления гиксосов, по-видимому, ограничивалась восточной частью дельты Нила. Элементы их управления могли существовать и за пределами этого региона.

Хотя некоторые левантийские культурные традиции были сохранены, гиксосы, очевидно, пытались перенять египетскую культуру и обычаи везде, где это было возможно. Это очевидно из их административных принципов, которые показывают заметное влияние египетских практик, не встречающихся в левантийских археологических записях.

Нет никаких свидетельств того, что гиксосы создавали какое-либо придворное искусство. Вместо этого они присвоили египетские статуи и начертали на них свои имена. Гиксосы также не оставили никаких грандиозных зданий или памятников.

Похоже, они считали это излишним, в отличие от египтян, которые придавали большое значение памятникам как наследию. Царский дворец в Аварисе был единственным значительным монументальным зданием, оставленным гиксосами.

Одним из возможных препятствий между гиксосами и местным населением была религия. Египтяне поклонялись своему пантеону богов, в то время как гиксосы все еще поклонялись богу Баалу. Как показывает история, религиозные различия являются основным катализатором раздоров между человеческими группами.

7. Гиксосы принесли в Египет новые технологии

Гиксосы привнесли в египетскую культуру несколько ценных изобретений. Считается, что они создали колесницу. Однако ученые оспаривают это. Более вероятно, что они привнесли отличные технологии обработки бронзы, ткачество, сложный лук и бронзовые доспехи.

Не пропустите:  Хранят ли в Китае наследие Конфуция?

До Нового царства египетские воины не носили доспехов. Гиксосы также ввели в обращение серповидный меч, известный как хопеш, который стал символом древнеегипетской культуры. Кроме того, гиксосы привнесли в Египет новые музыкальные инструменты и виноградарство.

8. Коренные жители Египта вступили в войну, чтобы воссоединить страну

Коренные жители Египта вступили в войну, чтобы воссоединить страну

О войне между гиксосами и фиванцами (коренными египтянами) известно немного. Война началась во время 17-й династии при Секененре Таа II, мумия которого показывает, что он умер от многочисленных ударов по голове топором, созданным гиксосами.

Более поздние тексты утверждают, что война началась, когда гиксосский царь Апопи потребовал от фиванского фараона убрать бассейн с гиппопотамами в Фивах, потому что их шум мешал ему спать по ночам. Этот текст явно был задуман как пародия, и его не следует воспринимать как серьезное доказательство причин конфликта.

Тем не менее, конфликт изображался как национально-освободительная война против гиксосских правителей. Камос — потомок Секененра Таа II, начал кампанию против гиксосов, которая якобы продолжалась два десятилетия. Преемник Камоса Яхмос I продолжил войну. В конце концов, Аварис был осажден, и гиксосский царь был вынужден подписать мирный договор.

Хотя Манефо утверждает, что все гиксосы были изгнаны из Египта, археологические данные свидетельствуют о том, что гиксосы были интегрированы в коренное население Египта.

9. Гиксосы остаются загадочным народом

Гиксосы остаются загадочным народом

Сведения о гиксосах получены из нескольких фрагментарных рассказов, литературный аспект которых в лучшем случае сомнителен. Гиксосы не оставили археологам великолепных, постоянных зданий и останков. Таким образом, гиксосы являются загадочной частью необычайно долгой истории Египта.

Период правления гиксосов длился всего столетие или два, и на фоне тысячелетней истории египетских фараонов он кажется мгновением. Тем не менее, гиксосы оставили неизгладимый след в культуре египтян.

С одной стороны, египтяне освобождали свою страну от незаконных оккупантов (возможно, жестоких захватчиков). С другой стороны, гиксосы были объектом ксенофобского негодования и вражды. В течение сотен лет после Второго переходного периода гиксосы продолжали осуждаться в письменных источниках Египта.