Дэвид Хокни, внесший более чем шестидесятилетний революционный вклад в мир искусства, остается выдающейся фигурой в современной визуальной культуре. Поскольку Фонд Louis Vuitton в Париже проводит крупнейшую на сегодняшний день ретроспективу его работ, на которой представлено более 400 экспонатов, относящихся к периоду с 1955 по 2025 год, сейчас самое подходящее время вернуться к самым знаменитым работам художника. Начиная с его ранних поисков индивидуальности и абстракции и заканчивая культовыми сценами в калифорнийском бассейне и цифровыми инновациями, картины Хокни постоянно расширяют границы современного искусства — Картины Дэвида Хокни.
Британский визионер с калифорнийской душой
Родившийся в 1937 году в Брэдфорде, Англия, Хокни учился в Королевском колледже искусств в Лондоне, где в начале 1960-х годов стал заметной фигурой британского поп-арта. В 1964 году он переехал в Лос-Анджелес, город, который впоследствии стал источником вдохновения для некоторых из его самых узнаваемых работ.
«Калифорния дала мне свободу быть тем, кто я есть», — сказал однажды Хокни в интервью, вспоминая свои первые дни в Лос-Анджелесе. Это изменение повлияло как на тон, так и на содержание его работ: от плоских городских форм к мерцающим поверхностям плавательных бассейнов, которые стали его визитной карточкой.
Ниже представлен подробный обзор 15 самых известных картин Хокни с историческим контекстом, оценкой критиками, личными предысториями и, где это уместно, рекордными результатами аукционов.
1. Портрет художника (Бассейн с двумя фигурами) (1972)
- Аукционная цена: 90,3 миллиона долларов США (Christie’s, 2018)
- Материал: холст, акрил
- Размеры: 84 х 120 дюймов
Этот двойной портрет, возможно, является главным произведением Хокни. На ней изображен плывущий под водой мужчина — предположительно Питер Шлезингер, — за которым наблюдает человек в костюме, возможно, сам Хокни. Эмоциональная напряженность картины усиливается из-за бурного расставания с самим художником в то время. Примечательно, что Хокни написал эту картину всего за две недели, работая по 18 часов в день.
Эта продажа стала рекордной для продажи самой дорогой работы из ныне живущих художников того времени, что свидетельствует о ее художественно-исторической значимости.
2. Большой всплеск (1967)
- Коллекция: Tate Britain
- Материал: холст, акрил
Картина “Большой всплеск”, выполненная в однотонных тонах и с тщательно продуманной геометрией, запечатлевает момент, когда вода извергается из плавательного бассейна — источник ее невидим. Вдохновленная фотографией из руководства по уходу за бассейном, картина красноречиво говорит об увлечении Хокни запечатлевать мимолетные движения с помощью неподвижных изображений.
Тейт приобрел картину в 1981 году, и она остается одной из самых популярных современных работ в их постоянной коллекции.
3. Каньон Николс (1980)
- Аукционная цена: 41 миллион долларов (Phillips, 2020)
- Материал: Холст, акрил
- Размеры: 213,4 х 152,4 см
Яркое, изломанное и наполненное энергией, это изображение каньона Николс в Голливудских холмах с высоты птичьего полета отражает извилистую ежедневную дорогу от дома Хокни до его студии. Это также замечательный синтез кубистического искажения пространства и глубоко личного отношения Хокни к месту.
4. Генри Гельдзалер и Кристофер Скотт (1969)
- Аукционная цена: 49,5 миллионов долларов (Christie’s, 2019).
На этом двойном портрете изображены Генри Гельдзалер, в то время куратор Музея искусств Метрополитен, и его партнер Кристофер Скотт. Их физическая и эмоциональная отстраненность в кадре показывает тонкое понимание Хокни человеческих взаимоотношений. Завершенная после 18 сеансов, картина стала одной из первых в знаменитой серии Хокни “Двойной портрет”.
5. Всплеск (1966)
- Аукционная цена: 29,8 миллиона долларов (Sotheby’s, 2020).
На этой минималистской картине у бассейна запечатлен точный момент — всплеск, нарушающий спокойную геометрию. “Всплеск” воплощает в одном кинематографическом кадре увлечение Хокни светом, водой и временем. Картина отличается простотой, эффективностью и эмоциональным зарядом.
6. На террасе (1971)
- Цена аукциона: 29,5 миллионов долларов (Christie’s, 2019)
Вдохновленная фотографией, сделанной в Марракеше во время совместной поездки с Питером Шлезингером. Шлезингер стоит спиной к зрителю, лицом к залитой солнцем террасе — момент одновременно интимный и отстраненный.
7. Шоссе Пасифик-Кост и Санта-Моника (1990)
- Цена аукциона: 28,5 млн долларов США (Sotheby’s, 2018)
Обширная и величественная, эта яркая панорама запечатлела поездку Хокни из дома в студию в Санта-Монике. Вдохновленная операми Вагнера, которые он часто ставил во время своих поездок, картина изобилует ритмичными волнистыми холмами и яркими неоновыми красками.
8. Полив газона (1967)
- Цена аукциона: 28,59 миллиона долларов (Christie’s, 2024)
Залитая солнцем лужайка, спокойное небо и ритмично танцующие разбрызгиватели — Хокни превращает обыденную калифорнийскую сцену в лирическую композицию. Эта работа является частью его продолжающегося исследования вмешательства человека в природу.
9. Раннее утро, Сент-Максим (1969)
- Аукционная цена: 27,3 миллиона долларов (Christie’s, 2022)
Картина написана мягкими оттенками и наполнена умиротворяющей пустотой. Картина Хокни, написанная во время его европейского отпуска, играет теплым светом и отражениями, передавая спокойствие раннего утра на берегу Средиземного моря.
10. Калифорния (1965)
- Цена аукциона: 20 миллионов долларов (Christie’s, 2021)
Эта работа является краеугольным камнем калифорнийской серии Хокни. На основе фотографии из фитнес-журнала, на картине изображены досу и свобода — ключевые темы его жизни после эмиграции. Многие считают, что она положила начало его знаменитому жанру плавания в бассейне.
11. Зимняя древесина (2009)
- Цена аукциона: 23 миллиона долларов (Christie’s, 2022)
Отходя от своей калифорнийской палитры, “Winter Timber” запечатлел леса Йоркшира с почти сюрреалистическим использованием цветов — глубокого пурпура, ледяного синего и голых стволов деревьев. Это монументальное полотно длиной более 20 футов отражает возвращение Хокни к своим корням и его увлеченность пленэрной живописью в дальнейшей жизни.
12. Л’Арбуа, Сент-Максим (1968)
- Аукционная цена: 17,19 млн долларов США (Sotheby’s, 2024)
Одна из четырех картин, вдохновленных поездкой Хокни на Французскую Ривьеру с Питером Шлезингером. Картина, созданная на основе 35—миллиметровых фотографий, передает кинематографическую атмосферу — современная архитектура в обрамлении густой листвы, наполненная неким ностальгическим спокойствием.
13. Большой интерьер с голубой террасой и садом (2017)
- Коллекция: Частная
- Материал: Холст, акрил
Эта яркая композиция, объединяющая внутренний и наружный миры, демонстрирует эксперименты Хокни со сложностью пространства. Яркая, сказочная композиция напоминает об Анри Матиссе и демонстрирует его более поздний интерес к слиянию перспектив.
14. Дорога в Йорк через Следмер (1997)
- Коллекция: Галерея Salts Mill, Великобритания
Вдохновленная его частыми поездками по Йоркширу, эта пейзажная картина отражает смену времен года с помощью меняющихся цветовых палитр. Картина демонстрирует растущее увлечение Хокни запечатлевать движение и изменения во времени.
15. Приход весны в Уолдгейте, Восточный Йоркшир (2011)
- Материал: рисунок на iPad, позже напечатанный на бумаге.
Эта работа, являющаяся частью более масштабной серии, выпущенной на iPad, отражает стремление Хокни к цифровым медиа. Работа, выполненная с помощью приложения Brushes, отражает циклическую трансформацию пейзажа весной. Несмотря на цифровые корни, картина сохранила характерное для Хокни чувство цвета и эмоций.
Творчество Дэвида Хокни никогда не ограничивалось какой-то одной средой или движением. Начиная с четких очертаний его ранних гравюр и заканчивая оцифрованными мазками кисти для своих работ на iPad, Хокни постоянно искал новые способы представления реальности. Его картины посвящены не только местам или людям; это исследования того, как мы видим, чувствуем и запоминаем. По мере развития технологий и изменения художественных традиций, постоянные инновации и любознательность Хокни гарантируют, что его работы остаются такими же актуальными, как и прежде.
Наследие и влияние
Влияние Дэвида Хокни измеряется не только результатами аукционов, но и художественными парадигмами, которые он изменил. Будучи наставником многих поколений художников, он отстаивал теорию цвета, бросал вызов иерархии медиумов и объединял технологии с традиционной техникой.
Сейчас, когда Хокни уже за 80, он продолжает рисовать, экспериментировать и вдохновлять, доказывая, что творчество не знает возраста. Независимо от того, выставлены ли его картины в парижской галерее, Британском музее или на экране смартфона, они продолжают вызывать интерес и восхищать зрителей по всему миру.