10 картин, которые вдохновили на создание знаменитых фильмов

10 картин, которые вдохновили на создание знаменитых фильмов

Некоторые говорят, что лучшие художники не копируют, а воруют. Эта идея на первый взгляд кажется проблематичной, но, возможно, не такой уж и проблематичной, если рассматривать ее с точки зрения того, что мы постоянно творим под влиянием художников, творивших до нас. Будь то дань уважения, переосмысление или подражание, ссылка на работы других художников — это способ добавить масштабности и мощи новому проекту.

Не является исключением и мир кино. Здесь мы рассмотрим известные отсылки к миру искусства великих режиссеров, которые помогли создать одни из самых знаковых и узнаваемых сцен в кино.

1. «Лабиринт Фавна», режиссер Гильермо дель Торо

"Лабиринт Фавна", режиссер Гильермо дель Торо

  • Отсылка к: «Сатурн, пожирающий своего сына», художник Франсиско Гойя.

Фильм «Лабиринт Фавна» помог Гильермо дель Торо обрести мировую славу. Этот мрачный фантастический фильм рассказывает историю Офелии, молодой испанской девушки, которая вместе с матерью переезжает в дом своего жестокого отчима в Испании времен Франко.

Смешивая реальность и фантазию, фильм сочетает реальный мир с магическим, сосредотачиваясь на древнем лабиринте, в котором Офелия должна пройти через всевозможные испытания, включая испытания Бледного человека, чьи поразительные черты, такие как белый цвет лица и глазные яблоки в ладонях, нелегко забыть. Многие интерпретируют этого персонажа — особенно сцену, в которой он отрывает головы феям, — как прямую ссылку на Сатурна, пожирающего своего сына, работы испанского художника Франсиско Гойи.

  • О картине: «Сатурн, пожирающий своего сына» — одна из черных картин, которые Гойя написал на стенах своего дома, Кинта-дель-Сордо, и это изображение Гойей мифической греческой фигуры Кроноса. Один из самых могущественных титанов, боясь быть свергнутым своими детьми, Кронос съедал их при рождении.

2. «Метрополис», режиссер Фриц Ланг

10 картин, которые вдохновили на создание знаменитых фильмов

  • Отсылка к: «Вавилонская башня», художник Питер Брейгель Старший.

Фильм «Метрополис» австрийско-американского режиссера Фрица Ланга, возможно, является венцом немецкого экспрессионистского кино (и кино в целом). В фильме «Метрополис», действие которого происходит в антиутопическом будущем, рассказывается история классовой борьбы, в которой мир делится на два социальных класса: мыслителей, живущих в городе, и рабочих, живущих и работающих под землей.

Город представляет собой запутанную сеть широких проспектов и монументальных зданий, включая небоскреб, напоминающий Вавилонскую башню работы голландского художника XVI века Питера Брейгеля.

  • О картине: «Вавилонская башня» Брейгеля — это картина маслом, изображающая создание языков, одну из общих метафор человечества. Миф о Вавилонской башне впервые появляется в Библии и пытается объяснить, почему люди говорят на разных языках. В первоначальной версии потомки Ноя пытаются построить защищенную от наводнений башню, достигающую небес. Видя в этом акт восстания, Бог посылает ангелов запутать вавилонян, чтобы они не смогли понять друг друга и не смогли завершить проект.
Не пропустите:  12 фильмов, которые заставят вас влюбиться в Барселону

3. «Крик», режиссер Уэс Крейвен

"Крик", режиссер Уэс Крейвен

  • Отсылка к: «Крик», художник Эдвард Мунк.

Фильм «Крик», снятый мастером ужасов Уэсом Крейвеном, является одним из самых культовых ужастиков всех времен, а его знаменитая маска Призрачного лица повсеместно встречается в популярной культуре. В фильме рассказывается история Сидни Прескотт, молодой женщины, которую преследует таинственный убийца.

Одним из самых больших успехов «Крика» является то, как он бросает вызов своей аудитории. Как саморефлексивная франшиза (которая не стесняется подчеркивать клише жанра), она провоцирует постановку вопроса о влиянии ужасов, порождая новый жанр сатирического хоррора.

Маска Призрачного лица в фильме также ссылается на одну из самых знаковых картин в истории искусства: «Крик» норвежского художника Эдварда Мунка. На самом деле, известный силуэт убийцы регулярно появляется в кино и на телевидении (его также можно было увидеть в хитовом сериале Netflix «Игра в кальмара»).

  • О картине: Картина маслом Эдварда Муха «Крик» (1893) — всемирно известное произведение искусства, знаменитое не только своим поразительным экспрессионизмом, но и универсальным изображением отчаяния, муки и страха.

4. «Остров проклятых», режиссер Мартин Скорсезе

"Остров проклятых", режиссер Мартин Скорсезе

  • Отсылка к: «Поцелуй», художник Густав Климт.

Нео-нуарный психологический триллер Скорсезе «Остров проклятых» рассказывает о федеральном полицейском (Леонардо Ди Каприо) с темным прошлым, которого отправляют расследовать дело психиатрической больницы, где пациенты исчезают при странных обстоятельствах.

По мере того, как он вместе со своим напарником (Марк Руффало) работает над этим делом, фильм создает ощущение паранойи как у героя Ди Каприо, так и у зрителей, которые постоянно сомневаются в его здравомыслии. Одна из самых запоминающихся сцен показывает, как Ди Каприо обнимает свою жену (Мишель Уильямс) в семейном доме. Его отчаяние и меланхолия напоминают одну из самых запоминающихся пар в истории искусства: главных героев картины «Поцелуй» австрийского художника-символиста Густава Климта.

  • О картине: Картина «Поцелуй» написана маслом в золотой период творчества Климта, когда его полотна отличались использованием сусального золота, вдохновленного мозаиками итальянского города Равенна. Созданная между 1907 и 1908 годами, роскошная одежда и пылкие объятия пары делают эту работу архетипической иллюстрацией страсти.

5. «Безумный Макс: Дорога ярости», режиссер Джордж Миллер

"Безумный Макс: Дорога ярости", режиссер Джордж Миллер

  • Отсылка к: «Слоны», художник Сальвадор Дали.

После успеха франшизы «Безумный Макс» 1980-х годов фильм австралийского режиссера Джорджа Миллера «Безумный Макс: Дорога ярости» 2015 года выделяется своим мощным и тщательно проработанным визуальным стилем. Благодаря тщательно подобранной цветовой палитре и мастерскому использованию освещения постапокалиптический фильм символизирует упадок и антиутопическое состояние мира, в котором живет его главный герой.

Не пропустите:  20 величайших фильмов ужасов в жанре слэшер

Сценография, а также цветовая палитра, характеризующаяся интенсивными красными и синими тонами, имеет сильную связь с работами художника-сюрреалиста Сальвадора Дали. Сцена, в которой фигуры с удлиненными конечностями появляются на пустынном фоне, очень напоминает работу этого художника «Слоны».

  • О картине: Когда он писал эту работу в 1948 году, Дали был вдохновлен скульптурой Бернини, изображающей слона, несущего на спине обелиск в Риме. Это довольно необычная работа для Дали, поскольку в ней отсутствует насыщенность элементов, обычно встречающихся в его работах. Два слона возвышаются над пустынным пустынным пейзажем, касаясь неба, а две фигуры неподвижно стоят под ними, глядя на здание, похожее на храм вдали. Считается, что слоны Дали представляют будущее и символизируют силу.

6. «Заводной апельсин», режиссер Стэнли Кубрик

"Заводной апельсин", режиссер Стэнли Кубрик

  • Отсылка к: «Прогулка заключённых», художник Винсент Ван Гог.

По одноименному антиутопическому роману британского писателя Энтони Берджесса «Заводной апельсин» был снят фильм режиссером Стэнли Кубриком. В фильме, который стал одним из канонических фильмов режиссера, рассказывается о действиях молодого садиста Алекса ДеЛарджа и его банды. Исследуя происхождение зла, жестокого поведения и пути, по которым наука подходит к реабилитации, этот противоречивый фильм стал культовой классикой.

После того как Алекса приговаривают к тюремному заключению, в фильме есть сцена, в которой узники циркулируют по центру небольшого пространства как часть их ежедневной рутины, что является прямой ссылкой на картину голландского художника Винсента Ван Гога.

  • О картине: Ван Гог написал картину «Прогулка заключённых» во время своего добровольного заключения в психиатрической больнице в Сен-Реми-де-Прованс в 1890 году. Выполненная после того, как врачи отложили его выписку, картина передает чувства художника, связанные с изоляцией и отчаянием.

7. «Мария-Антуанетта», режиссер София Коппола

"Мария-Антуанетта", режиссер София Коппола

  • Отсылка к: «Наполеон пересекает Альпы», художник Жак-Луи Давид.

Эта художественная биография последних лет жизни молодой королевы Марии-Антуанетты — одна из самых значительных работ американского режиссера, актрисы, продюсера и сценариста Софии Копполы. Рассказанная с точки зрения Марии Антуанетты, Коппола создает визуальную историю, сочетающую поп-музыку и историю, чтобы создать уникальный портрет несчастной королевы.

Режиссер исследует алчность, которая была характерна для правления Марии Антуанетты и в конечном итоге привела к ее смерти, начиная с ее появления при версальском дворе и заканчивая падением французской монархии.

В фильме Коппола отдает дань уважения одной из важнейших работ французского художника-неоклассика Жака-Луи Давида «Наполеон пересекает Альпы», на которой отображен боевой дух полководца.

  • О картине: В этом идеализированном изображении исторического момента Наполеон прославляется символическими жестами.

8. «Меланхолия», режиссер Ларс фон Триер

"Меланхолия", режиссер Ларс фон Триер

  • Отсылка к: «Офелия», художник Джон Эверетт Милле.
Не пропустите:  15 культовых образов Рэйчел Грин

Апокалиптическая драма с участием двух сестер Кирстен Данст и Шарлотты Генсбур, этот фильм Ларса фон Триера получил признание критиков за безупречное кинематографическое исполнение и оригинальность сюжета. Вторая глава так называемой «трилогии депрессии», в которую также входят фильмы «Антихрист» (2009) и «Нимфоманка» (2013), «Меланхолия» (2011) — это фильм, который выделяется своей невероятной актерской игрой и тем, как он использует клише конца света в качестве ресурса для исследования смысла человеческой жизни.

На одном из рекламных постеров фильма Кирстен Данст плывет по озеру, наполненному лилиями, листвой и цветами, в позе, похожей на Офелию британского художника и иллюстратора Джона Эверетта Милле.

  • О картине: Картина «Офелия», написанная в 1851 году, повествует о смерти в одной из самых знаковых пьес британского драматурга Уильяма Шекспира — «Гамлет». Переведя язык Шекспира в выразительный образ трагедии Офелии, Эверетт запечатлел вызванное трансом опустошение молодой женщины перед смертью.

9. «Сны Акиры Куросавы», режиссер Акира Куросава

"Сны Акиры Куросавы", режиссер Акира Куросава

  • Отсылка к: «Пшеничное поле с воронами», художник Винсент Ван Гог.

Один из самых личных фильмов японского режиссера, «Сны Акиры Куросавы» — это сборник из восьми сновидческих эпизодов, основанных на его повторяющихся ночных видениях.

От детских приключений до апокалиптических рассказов — дремотное воображение режиссера является источником вдохновения для этой картины, которая также богата художественными отсылками, отсылками к другим режиссерам и визуальным языком, объединяющим различные истории. Куросава отдает дань уважения Ван Гогу через прямые ссылки на его работы: художник даже присутствует в фильме (его играет режиссер Мартин Скорсезе).

  • О картине: «Пшеничное поле с воронами» — возможно, одна из самых интригующих работ Ван Гога, и часто считается, что это последняя работа, которую он написал перед самоубийством в июле 1890 года. На картине изображено грозовое темно-синее небо.

10. «Изгоняющий дьявола«, режиссер Уильям Фридкин

"Изгоняющий дьявола", режиссер Уильям Фридкин

  • Отсылка к: «Империя света», автор Рене Магритт.

Классика жанра ужасов, ставшая предметом всевозможных анализов и обсуждений на протяжении многих лет, история 12-летней девочки, одержимой демоном, рассказанная американским режиссером Уильямом Фридкиным, все еще обладает той же ужасающей силой, что и сорок лет назад, в 1973 году.

Его неоднозначный релиз актуален и сегодня: фильм шокировал зрителей настолько, что, по сообщениям, во время просмотра люди падали в обморок, испытывали рвоту, сильное беспокойство или сердечные приступы.

Среди наиболее запомнившихся сцен из фильма Фридкина — образ священника, появляющегося в тени перед освещенной комнатой одержимой девушки Риган. Композиция и освещение этой сцены напоминают картину бельгийского художника-сюрреалиста Рене Магритта.

  • О картине: Рене Магритт — один из самых значительных художников сюрреалистического движения, был очарован соединением понятий, которые визуально являются оксюмороном. В случае с «Империей света» ночь в нижней половине контрастирует с освещенным небом в верхней половине.