Битлз были настолько талантливыми авторами песен, что легко упустить из виду тот факт, что в их музыке были выдающиеся — а иногда и новаторские — гитарные партии.
При составлении этого списка мы не ограничились любимыми песнями, а вспомнили, где Джон Леннон, Джордж Харрисон и Пол Маккартни продемонстрировали свои таланты гитаристов, будь то соло, импровизация, техничность или продуманный выбор инструментов и аранжировок. Для некоторых песен мы более подробно проанализировали гитарные партии, чтобы дать вам представление о магии, которая делает эту музыку такой особенной.
Мы хотели бы познакомить вас с десятью лучшими гитарными композициями Битлов. Наслаждайтесь!
10. «Something»
- Альбом: Abbey Road (1969)
«Something» — одна из лучших песен Джорджа Харрисона, а его гитара превосходна на протяжении всего альбома. Глубоко прочувствованные ведущие линии Харрисона более выразительны, чем все, что он делал раньше, демонстрируя его вновь обретенную уверенность и растущую связь со своим инструментом и творческой музой.
Соло «закипает» по мере того, как Харрисон усиливает мелодию и интенсивность, а затем «охлаждает» ее сдержанным блюзом.
«Джордж проявил себя на альбоме Abbey Road, — вспоминает Джефф Эмерик, который руководил этой и другими сессиями. «Это был первый раз, когда он был откровенен и делал именно то, что хотел. Мы получили отличный новый гитарный звук».
9. «I Want You (She’s So Heavy)»
- Альбом: Abbey Road (1969)
Джон Леннон написал одну из самых тяжелых рок-песен в коллекции «Битлз».
Леннон написал песню для Йоко Оно, в которую он только что влюбился, и в результате получился увлекательный эксперимент бесконечного повторения, от текста, состоящего почти полностью из названия и пяти других слов, до зловещих гитарных линий, которые повторяются. Везде.
Песня длится 7:47 и является одной из самых длинных песен «Битлз». Хотя это не более чем строчка и припев, повторяющиеся несколько раз, это одна из самых ритмически сложных мелодий, переключающаяся между 12/8 и 4/4, с чередованием блюзовых и двойных рок-битов. Немногие другие музыканты могли сделать так много, имея так мало.
8. «I’m Only Sleeping»
- Альбом: Revolver (1966)
Поразительное гитарное соло Харрисона в этой песне, написанной Ленноном, является одним из его величайших гитарных шедевров на альбоме «Revolver» 1966 года.
Годом ранее Джордж использовал экспрессионистскую педаль для создания звука обратного затухания в нескольких песнях, включая «Yes It Is» и «I Need You». Однако в песне «I’m Only Sleeping» он хотел услышать прямо противоположное звучание своей гитары. Это решение, несомненно, было вдохновлено записью Ленноном собственного реверсивного вокала в песне «Rain» ранее в апреле 1966 года.
Результатом стало соло, которое вырывается из темных глубин песни, полное двусмысленности, сюрреализма и мечтательной атмосферы. Уже через год идею Харрисона стали копировать исполнители психоделического рока того времени, такие как Electric Prunes, которые использовали ее в своем хите 1966 года «I Had Too Much to Dream (Last Night)», и Джими Хендрикс, который использовал ее с большим эффектом в песне «Castles Made of Sand»
7. «And Your Bird Can Sing»
- Альбом: Revolver (1966)
Эта жемчужина «Битлз» середины карьеры была написана в основном Ленноном. Харрисона и Маккартни отличает безупречное исполнение и гармоничные гитарные мелодии. Эта поп-рок аранжировка была в зачаточном состоянии в 1966 году. Он будет широко использоваться в будущих музыкальных произведениях многих рок-групп, таких как Allman Brothers и Lynyrd Skynyrd, а также хард-рок и металл-групп, таких как Thin Lizzy, Boston и Iron Maiden.
Особенно прекрасны быстрые хроматические бенды, которые повсеместно присутствуют в синхронном темповом стиле Харрисона и Маккартни. Если слушать их вместе, то они имеют точный тон кантри, сыгранный опытными профессионалами из Нэшвилла.
Начиная с 1:05, гармонические линии двух гитаристов, играющих в минорной тональности во время бриджа песни, раскрывают глубину и сложность их музыки и мастерство владения гармониями, выходящими за рамки стиля популярных песен.
6. «A Hard Day’s Night»
- Альбом: A Hard Day’s Night (1964)
Вступительный аккорд этой классической композиции Beatles — один из величайших и наиболее узнаваемых музыкальных моментов в рок-н-ролле. 1964 год ознаменовал не только выход нового альбома «Битлз», но и начало культурных перемен, почти все из которых были обусловлены влиянием группы.
Песня была написана для первого художественного фильма группы «The Beatles: Вечер трудного дня» (1964). По словам Джорджа Мартина: «Мы знали, что она будет открывать фильм, поэтому нам нужно было особенно сильное и эффективное начало».
Плотный гармонический поток, создаваемый Мартином и группой, является результатом одновременной игры на четырех инструментах. Харрисон играл на своем 12-струнном Rickenbacker, Леннон на Gibson J-160E, Маккартни на басу Hefner 500/1, Мартин на фортепиано.
Для миллионов нетерпеливых слушателей в 1964 году это была новая захватывающая эра звучания.
5. «Revolution»
- Альбом: 1966-1970 (1973)
К тому времени, когда был записан этот трек 1968 года, дисторшн стал привычным эффектом для гитаристов, но никто не использовал его в полной мере, как Битлз.
По словам Джеффа Эмерика, Леннон пытался создать эффект дисторшна в Revolution 1 (более медленная версия песни, записанная «Битлз» в мае 1968 года), увеличив мощность усилителей. Эмерик поддержал его усилия, перегрузив предусилитель на микрофон, использовавшийся для записи гитары Леннона, но Леннону этого было недостаточно, о чем он и сообщил инженеру. «Нет, нет, я хочу, чтобы эта гитара звучала грязнее!».
Во время записи «Revolution» в июле Эмерик решил, что он может перегрузить входной предусилитель, подключив гитары Леннона и Харрисона непосредственно к консоли и направив сигнал на второй перегруженный предусилитель, что еще больше исказило сигнал.
Как отметил сам Эмерик в своих мемуарах 2006 года «Here, There and Everywhere»: «перегруженный предусилитель может привести к перегреву студийного микшера с ламповым питанием, если бы я был руководителем студии и видел, как это происходит, я бы уволил себя».
4. «Here Comes the Sun»
- Альбом: Abbey Road (1969)
Джангловые аккорды и мелодии Харрисона, сыгранные в этой песне, просто образцовые. Гитарист использует ковбойские аккорды, чтобы свободно воспроизводить запоминающуюся синкопированную мелодию, вставляя сверху аккомпанемент акустической гитары.
Для этого он использует технику подобную той, которую позже использовал Нил Янг в своих песнях «The Needle» и «Dame Done», при которой медиатор плавно покачивается взад-вперед по струнам без перерыва. Двигаясь вверх и вниз, со стороны это выглядит как маятник.
При этом Харрисон выборочно играет на определенных струнах в различных высоких нотах и высоких восьмушках, в результате чего получаются на первый взгляд случайные комбинации полных аккордов, одиночных нот и двух тонов, которые образуют приятную самостоятельную гитарную партию, которой легко наслаждаться.
3. «Taxman»
- Альбом: Revolver (1966)
Басист Пол Маккартни впервые продемонстрировал свой талант игры на шестиструнке в песне «Help!». В 1965 году он играл на ведущей гитаре в нескольких композициях и исполнял роль акустического гитариста в композиции «Yesterday». Но как полноценный гитарист Пол проявил себя в песне «Taxman».
Это чрезвычайно сложная композиция, заимствующая элементы из дорийского индийского лада нисходящего сверху вниз, напоминающая предыдущую работу Джеффа Бека над альбомом Shapes of Things группы Yardbirds того же года.
По словам Джеффа Эмерика, Харрисон два часа работал над соло, прежде чем продюсер Джордж Мартин попросил его предложить попробовать Маккартни. О соло Маккартни Эмерик сказал: «Это было великолепно».
Понятно, что Харрисон не чувствует себя оскорбленным. Во время создания Revolver он находился в противоречии между своими музыкальными амбициями и размышлениями об индийском мистицизме, в итоге обратившись к нему.
«В те дни», — говорит он, — «когда мне разрешали спеть мою единственную песню на альбоме, я чувствовал себя великолепно. Мне было все равно, кто на чем играет. Это была прекрасная возможность для меня».
2. «While My Guitar Gently Weeps»
- Альбом: The Beatles (1968)
Хотя песня «While My Guitar Gently Weeps» стала одной из фирменных мелодий Джорджа Харрисона, когда он написал ее в 1968 году, она не заинтересовала его товарищей по группе. Разочарованный, он пригласил своего друга Эрика Клэптона принять участие в записи композиции, надеясь, что его присутствие заставит группу взглянуть на нее по другому.
Клэптон принял приглашение и поучаствовал в создании песни, которая и сегодня занимает видное место в коллекции «Битлз». Клэптон играл на Les Paul Goldtop 1957 года, выкрашенном в красный цвет. Где-то в 1960-х годах он купил гитару в Нью-Йорке и подарил ее Харрисону в 1968 году.
На момент записи гитара уже находилась во владении Харрисона. Когда он привел Клэптона в студию, знаменитый гитарист был с пустыми руками.
Харрисон был обеспокоен тем, что соло Клэптона было «недостаточно хорошим для Битлз», поскольку на момент записи альбома группа была известна своими звуковыми инновациями. В процессе микширования звукорежиссер Крис Томас вручную изменял скорость задержки на протяжении всего исполнения Клэптона.
По иронии судьбы, участие Клэптона в записи соло нигде не упоминается, несмотря на то, что оно является одним из самых известных соло Эрика.
1. «The End»
- Альбом: Abbey Road» (1969)
Зацикленное соло, которое доводит песню «The End» до своего головокружительного пика, несомненно, является самым сильным заявлением группы посредством их гитар.
Всего за 35 секунд три друга детства и давних участника группы — Пол Маккартни, Джордж Харрисон и Джон Леннон — обмениваются риффами в песне, которая в музыкальном и буквальном смысле представляет собой последнее выступление «Битлз» как рок-группы перед их распадом в следующем году.
«The End» — это финал. Как таковая, песня нацелена на максимальный эмоциональный удар и полностью в этом преуспела, в немалой степени благодаря голосам Маккартни, Харрисона и Леннона, владеющих гитарами так, как они делали это, когда впервые пытались создать рок-музыку — 12 лет назад.
«Они знали, что должны закончить альбом чем-то великим», — вспоминает Джефф Эмерик, знаменитый инженер Abbey Road, работавший над альбомом 1969 года. «Сначала они не могли решить, кто будет солировать — Джон или Джордж, но в конце концов они сказали: «Хорошо, пусть будет три солиста. Это была песня Пола, поэтому Пол должен был выступить первым, а затем все остальные следовать за ним. Это было невероятно. И все это было сделано за один прием».
Большая часть силы песни исходит из ощущения, что «Битлз» создавали свои соло спонтанно и в тандеме друг с другом в состоянии настоящего безумия. В какой-то степени это оказалось правдой.
«Они думали о том, как будут исполнять соло», — говорит Эмерик, — «но прозвучало все спонтанно. У всех загорелись глаза. Я думаю, что в своих мыслях они вернулись к временам своей молодости и к тем прекрасным воспоминаниям о совместной работе».