В зале суда Парижа 38-летняя жительница северного пригорода Ла-Курнёв не смогла сдержать слёз. Её обвиняют в соучастии в организованном ограблении Лувра — крупнейшего музея Франции и, пожалуй, символа культурного достояния всех стран Европы. На скамье подсудимых — не профессиональная преступница, а мать двоих детей, которая, по словам адвоката, «больше всего боится потерять семью и доверие общества».
Дерзкое преступление в сердце Парижа

Как сообщило агентство Agence France-Presse, месяц назад группа неизвестных с помощью строительных инструментов ворвалась в музей Лувра среди бела дня. На всё ограбление ушло семь минут. Преступники вынесли ювелирные изделия на сумму около 102 миллионов долларов США (приблизительно 95 миллионов евро). Среди украденного — ожерелье изумрудов и бриллиантов, подаренное Наполеоном I своей супруге Марии-Луизе, и диадема императрицы Евгении, украшенная почти 2 000 бриллиантов.
Полиция Франции уже задержала семерых человек, включая женщину, ставшую центром общественного внимания. Двое мужчин признали частичную вину. Остальные — настаивают на невиновности.
Следственный судья объяснил решение о её аресте «риском сговора» и «угрозой общественному порядку». Эти слова вызвали бурю обсуждений в прессе. Ведь, по мнению адвоката Адриена Соррентино, «молодая мать была помещена под стражу, хотя сохраняет презумпцию невиновности».
Соррентино заявил, что его подзащитная не имеет отношения к хищению и стала «жертвой обстоятельств». Тем не менее суд посчитал, что она могла быть связана с одной из группировок, действовавших в парижском пригороде Обервилье, где ранее арестовали двух мужчин — 34-летнего гражданина Алжира и 39-летнего водителя без лицензии. Первый был задержан в аэропорту Шарль-де-Голль, когда пытался улететь в Алжир. Второго нашли недалеко от дома. На одном из скутеров, использованных при побеге, эксперты обнаружили следы ДНК.
След Ла-Курнёва
Ла-Курнёв, где проживает обвиняемая, — многонациональный район, известный высокой плотностью мигрантов и сложной социальной обстановкой. Некоторые французские газеты уже назвали это место «страной внутри страны», намекая на то, что в подобных районах полиция действует особенно жёстко.
Адвокат София Бугрин, защищающая одного из освобождённых без обвинения, заявила: «Всё это похоже на ловлю сетью. Аресты проводились как при промысле — без разбора».
Три из пяти задержанных были отпущены. Однако именно женщина из Ла-Курнёв осталась под стражей — «для предотвращения давления на свидетелей». Общество разделилось: одни требуют ужесточить наказание за оскорбление культурного наследия, другие — призывают не превращать дело в показательную расправу.
Французская пресса, включая Le Monde и France 24, называет ограбление «ударом по репутации страны». Туристы из десятков стран теперь задаются вопросом: как крупнейший музей мира, в котором хранится «Джоконда» Леонардо да Винчи и Венера Милосская, оказался беззащитен?
Министр культуры Франции, Элиан Дюбо, признала, что «преступление поставило под сомнение эффективность охраны». После инцидента система безопасности Лувра была полностью пересмотрена: более 400 камер заменены, а пропускной режим усилен.
По данным полиции, похищенные украшения могли уже покинуть пределы Франции и попасть в частные коллекции стран Восточной Европы или Ближнего Востока. Интерпол объявил международный розыск.
Страх и одиночество
На слушании женщина, имя которой не разглашается, рассказала, что чувствует «страх за детей и за себя». Её родственники утверждают, что она работала уборщицей и случайно познакомилась с одним из подозреваемых. Её жизнь — скромная: однокомнатная квартира, старый автомобиль, кредиты.
Соседи называют её «тихой, уставшей женщиной». Один из свидетелей утверждает, что за день до ограбления видел, как она передавала кому-то конверт возле станции метро. Следствие пока не уточняет, имел ли этот факт отношение к делу.
Похищенные реликвии относятся к эпохе Второй империи, когда Наполеон III стремился возвысить Францию как «страну великих». Диадема и ожерелье создавались лучшими мастерами XIX века. Их исчезновение вызвало возмущение историков.
Французский историк искусства Жан-Пьер Матьё заявил: «Украсть символы империи — всё равно что украсть часть души страны».

