Государства уже давно являются основными участниками международных отношений. Однако им становится все труднее самостоятельно решать многие современные проблемы, такие как изменение климата, пандемии, терроризм и экономическое неравенство, из-за неэффективности и коррупции.
Университеты начали оспаривать роль государств как доминирующей силы в привлечении иностранных инвестиций, особенно в плане человеческих талантов и технологических ресурсов.
Успешное управление высшим образованием помогло таким странам, как Великобритания и Китай, повысить свой международный статус и привлечь в свою экономику не только талантливых ученых, но и миллиарды долларов.
Мировой рынок высшего образования сам по себе огромен и продолжает расти. В 2017 году более 5,3 млн студентов обучались за пределами своих стран.
Это почти в три раза больше, чем в 2000-х годах.
«Мягкая сила» высшего образования
Чтобы объяснить огромный потенциал университетов, сначала нужно понять понятие «мягкой силы».
Гарвардский политолог Джозеф Най определяет ее как способность получить то, что вы хотите, через привлечение, а не через принуждение или вознаграждение.
По мнению Ная, валютой привлекательности страны является ее культура, политические ценности, внешняя политика.
Образовательные учреждения могут быть инструментами дипломатии, которые делают страну привлекательной посредством интеллектуального лидерства.
Страны, которые имеют преимущество по таким показателям как: количество ведущих мировых университетов, научных изданий и иностранных студентов в стране, в конечном счете, имеют большее влияние и глобальную привлекательность.
Например, ЮНЕСКО сообщает, что Великобритания, Германия и Китай входят в десятку лучших мест для иностранных студентов.
Исследование, проведенное в 2018 году Университетом Индианы в Блумингтоне (США), показывает, что политика правительства Китая в области высшего образования, в том числе предоставление возможностей студентам в развивающихся странах и создание партнерских учреждений за рубежом, помогли привлечь огромный поток талантливых людей в Китай.
В Великобритании иностранные студенты за последние десять лет внесли огромный вклад в экономику страны в размере $4 млрд за счет подоходного налога и национальных страховых выплат. Сюда не входит даже плата за обучение и оформление рабочей визы после окончания учебы.
Дополнительный доход от развития рынка не только субсидирует местных студентов и исследования, но и способствует межкультурному сотрудничеству и вносит вклад в более мирное сосуществование.
Для усиления мягкой силы, нужно инвестировать в международные исследования
За последние два десятилетия научный гигант Юго-Восточной Азии — Сингапур — развил свою систему высшего образования как центр международного научного сотрудничества и интенсивного обмена инновациями и предпринимательскими инициативами. За последние 25 лет его инвестиции в глобальные исследования и разработки увеличились в десять раз.
На их реализацию до 2020 года было выделено более $19 млрд.
Через Национальный исследовательский фонд Сингапура сингапурским компаниям, университетам и иностранным ученым предлагаются международные гранты на научные исследования.
В результате Сингапур остается единственной азиатской страной, чьи университеты входят в ТОП-15 рейтинга лучших университетов мира.
Однако у его более густонаселенного соседа и крупнейшей экономики региона — Индонезии — все по-другому.
Несмотря на то, что Индонезия может похвастаться самым большим количеством университетов в Юго-Восточной Азии, отсутствие академической свободы и неэффективная политика финансирования научных исследований препятствовали высшему образованию Индонезии на протяжении десятилетий..
Последние данные ЮНЕСКО показывают, что страна выделяет лишь 0,24% ВВП на финансирование научных исследований по сравнению с 2,2% в Сингапуре.
Это снизило интерес международного сообщества к академическому сотрудничеству с индонезийскими университетами.
В 2017 году число иностранных студентов, приезжающих в Индонезию, составляло всего 0,1% от 47 300 индонезийских студентов, обучающихся за рубежом.
Это свидетельствует о том, что для достижения глобального влияния важно, чтобы правительства лучше инвестировали в возможности высшего образования для привлечения иностранных талантов.
Содействие мировым исследованиям с помощью стипендий и безвозмездного финансирования повышает привлекательность страны гораздо быстрее, чем другие факторы, влияющие на «мягкую силу».
Если, такие страны, как Индонезия не добьются улучшений, то они будут отставать в гонке за расширение возможностей высших учебных заведений в качестве силы глобальной дипломатии.