За десятилетия до Октябрьской революции Российская империя уже начала разрушаться. В первые 15 лет XX века два крупных промышленных кризиса привели к экономическому коллапсу. Царь Николай II повел свою армию на войну с Японией и Германией, что привело к сокращению производства и нехватке продовольствия.
Две революции 1917 года во время первой мировой войны низвергли монархию — империя распалась и на ее обломках появилось советское государство.
Давайте погрузимся в, застывший на фото, мир Российской империи дореволюционного периода.
Сергей Прокудин-Горский и Максим Дмитриев
До начала революции два русских фотографа, Сергей Прокудин-Горский и Максим Дмитриев, были известны тем, что документировали повседневную жизнь в позднюю царскую эпоху. Хотя они были коллегами, их работы предлагают совершенно разный взгляд на жизнь страны: снимки Прокудина-Горского отличаются высоким разрешением и несомненной потрясающей красотой, это одни из самых ранних цветных фотографий России, а фотографии крестьянских деревень Дмитриева показывают мрачные условия жизни большинства людей в империи. Различия между архивами этих двух людей и их личными историями показывают, как фотография на раннем этапе использовалась в качестве имперской пропаганды и документальной журналистики.
Прокудин-Горский родился в аристократической семье в Муроме, изучал химию в Санкт-Петербургском государственном техническом институте и искусство в Императорском университете художеств. Он женился на дочери промышленника и стал директором в правлении своего тестя. Затем он вступил в Императорское русское техническое общество (ИРТО), ведущую научную организацию того времени, где изучал новейшие фотографические технологии.
Через несколько лет он стал председателем секции фотографии ИРТС и редактором ведущего российского фотографического журнала «Фотограф-любитель».
Прокудин-Горский выставлял фотографии для Николая II
Благодаря этим престижным должностям Прокудин-Горский выставлял фотографии для великого князя Михаила Александровича и императрицы Марии Федоровны, а также для Николая II и его семьи. В период с 1909 по 1915 год Прокудин-Горский сделал более 10000 цветных фотографий, на которых изображены различные люди и места, входившие в состав империи, которая в то время занимала почти 23 млн км² в Европе и Азии. Николай II предоставил Прокудину-Горскому фотолабораторию в вагоне поезда, где он мог создавать яркие цветные проекции, добавляя красные, зеленые и синие фильтры к своим черно-белым снимкам.
Большая часть его работ посвящена просвещению студентов о различных культурах и зарождающейся российской модернизации. Качество этих изображений и простота их композиции создают визуальную плоскость, которая преодолевает классовые границы и говорит о том, что каждая сфера жизни прекрасна по-своему.
Несмотря на свою уникальность, эти изображения кажутся тщательно срежиссированными. Крестьяне позируют вместе и смотрят прямо в камеру, похоже, таким образом с помощью эстетического эффекта, они преодолевают свой низкий экономический статус. Портрет Мухаммеда Алим-хана, последнего эмира Мангытской династии Узбекистана, использует практически ту же композицию и цветовую фактуру, что и портрет обычного человека, курящего кальян на улицах Самарканда.
Впечатляющий портрет Льва Толстого, сделанный за два года до его смерти, показывает автора «Войны и мира» сидящим в идиллической обстановке на открытом воздухе. Фотография с высоким разрешением передает все тончайшие признаки старости на руках и лице Толстого, что является выдающимся достижением для 1908 года.
Относительно низкая стартовая позиция Дмитриева повела его в другом направлении
Родившись простым жителем Тамбова, он провел свои ранние годы, зарабатывая на жизнь плетением корзин и чтением молитв по умершим. Несмотря на нехватку времени, он хорошо учился в школе и в возрасте 15 лет стал учеником известных русских фотографов М.П. Настюкова и, позднее, Андрея Карелина.
В 1879 году Дмитриев переехал в Нижний Новгород и начал фотографировать повседневные сюжеты — пейзажи, православные и мусульманские обряды, монастыри паломников и волжских рабочих. Наработав портфолио, он отправился в Париж и принял участие в нескольких групповых выставках. Его фотографии строительных рабочих в тюрьме вызвали ажиотаж среди публики; некоторые критиковали их содержание, другие были тронуты их честностью.
Вернувшись в Россию, Дмитриев продолжил фотографировать
В его монографии «Год нищеты» изображена маленькая деревня, столкнувшаяся с неурожаем. Голодных крестьян в лохмотьях можно увидеть в полуразрушенных домах рядом с врачами и социальными работниками, выдающими хлеб и ухаживающими за больными.
Работы Дмитриева 1890-х годов остаются одним из самых ранних примеров русской фотожурналистики, и его визуальное обнажение неравенства изменило общественное мнение. Тем временем Прокудин-Горский потерял свои деньги после свержения Романовых и поселился в Париже.
Фотографии Дмитриева были сделаны еще до наступления эпохи прогресса на Западе, когда фотография способствовала мощным социальным реформам, необходимым для индустриализации. Тот факт, что Прокудин-Горский избегал темных сторон крестьянской жизни, чтобы продать больше снимков, отчасти объясняет, почему его фотографии так безупречны. Похоже, что это глубокое представление того, как сегодня работают современные государственные СМИ, где красивые изображения могут заменить более значимую критику неравенства.