Как любимый музыкальный жанр вплел в себя бандитизм, что привело к репрессиям со стороны правительства в Лесото.
Когда солнце выглянуло из-за облаков над Йоханнесбургом, белый микроавтобус-такси с 22 пассажирами приготовился к поездке в Лесото. Звуки музыки Фамо наполнили воздух радостными криками толпы. Этот уникальный жанр, глубоко укоренившийся в культуре ЮАР, стал одновременно источником радости и мощным символом насилия. В связи с недавним запретом правительством Лесото нескольких музыкальных групп Фамо, назвав их «террористическими организациями», мы углубляемся в сложную взаимосвязь между музыкой, культурной идентичностью, групповым насилием и его последствиями для народа басуто.
Знаменитая музыка Лесото — Фамо
Происхождение музыки Фамо
Фамо берет свое начало в 1920-х годах в шахтерских общинах Йоханнесбурга, где она возникла как форма самовыражения среди рабочих-басуто. В этом ярком жанре традиционные южноафриканские мелодии сочетаются с западными инструментами, в частности с аккордеоном и гитарой, что делает его уникальным для слушателей. В песнях часто звучат темы борьбы, радости и общественных историй, которые находят глубокий отклик у слушателей в Лесото.
Исторически Famo был чем-то большим, чем просто развлечением; это было средство рассказывания историй и сохранения культуры, особенно среди народа басуто. В шумных шебинах (нелегальных тавернах) Йоханнесбурга ритмичные звуки Фамо поддерживали связь людей с их корнями, даже когда они сталкивались с трудностями жизни мигрантов. Сегодня басуто остается важной частью самобытности, и его слушают многие поколения.
Рост соперничества между бандами
Несмотря на то, что музыка Фамо имеет глубокое культурное значение, в последние годы она также стала синонимом соперничества банд и насилия. Конкуренция между фанатами переросла в жестокие столкновения, что привело к всплеску насилия и убийств, связанных с определенными артистами Famo и их последователями. Деятельность, связанная с бандитизмом, лишила жанр, который когда-то славился своим духом товарищества, радости.
В мае правительство Лесото предприняло решительный шаг, запретив определенные группы Фамо и объявив их «террористическими организациями». В список вошли такие популярные группы, как «Терене эа Чакела» и «Терене эа Моката-Лиропа», известные своими связями с бандитскими группировками. Запрет не только ограничивает выступления этих артистов, но и направлен на борьбу с насилием, связанным с их музыкой.
Для таких преданных фанатов, как Табело, таксист из Масеру, запрет стал разочарованием. Опасаясь выступать против этих групп, многие члены сообщества разрываются между своей любовью к музыке и насилием, которое она сейчас воплощает. В то время как некоторые хотят продолжать наслаждаться жанром в частном порядке, общее настроение остается растерянным и безысходным.
«Вы можете почувствовать напряжение, витающее в воздухе», — поделился Табело, размышляя о растущем беспокойстве среди фанатов. «Мы хотим наслаждаться нашей культурой без страха».
Взгляды артистов
Поддерживая целостность жанра, музыканты Фамо, такие как Манцали Джулия Ханци (Thope Tse Khang), утверждают, что корни Famo лежат в рассказывании историй, а не в насилии. Ханци выразил разочарование тем, как определенные группировки превратили эту культурную икону в катализатор кровопролития. «По своей сути, Famo — это не насилие, а самовыражение и культура», — подчеркнула она.
Насилие, связанное с музыкой Famo, достигло трагического пика в июле этого года, когда любимый певец Хополо Хулуоэ (Лисуоа) и радиоведущая Пулане Мачели были застрелены неизвестными в Масеру. Оба были активными сторонниками борьбы с растущим насилием, трагически став жертвами той самой культуры жестокости, которую они стремились искоренить.
Роль незаконной добычи полезных ископаемых
Влияние незаконной добычи полезных ископаемых («зама замас») сыграло значительную роль в росте насилия, связанного с музыкой Фамо. Считается, что многие члены банд занимаются незаконной добычей полезных ископаемых, что приводит к междоусобицам, которые выходят за рамки музыкальной сцены и становятся более серьезными проблемами для общества. Эти конфликты часто перекидываются на Лесото, где конкурирующие банды мстят семьям друг друга, демонстрируя укоренившееся насилие, которое сегодня характерно для Фамо.
Отношения между Южной Африкой и Лесото еще больше усложняют динамику. Исторически связанные трудовой миграцией, оба региона имеют общие культурные особенности и проблемы преступности, уходящие корнями в общую историю. Как уже отмечалось, музыка Фамо распространилась из Южной Африки в сельские общины Лесото, став одним из основных продуктов питания среди населения.
Однако в городских районах Лесото рост насилия ослабил эту культурную связь, что привело к неоднозначному восприятию. Как отметил финансовый аналитик Кит Махоси, популярность музыки Фамо в массовом сознании снизилась из-за роста насилия в отношении некоторых исполнителей. “Именно люди, связанные с музыкой, вызывают у меня желание дистанцироваться от этого жанра”, — поделился он.
Культурное присвоение или искажение информации?
Поскольку музыка Фамо продолжает бороться за свою самобытность в условиях насилия, возникают вопросы культурного присвоения и репрезентации. Изначально Фамо служила культурной эмблемой, однако ассоциации с насилием могут привести к искаженному восприятию народа басуто в целом. Многие опасаются, что подвиги немногих затмят богатое культурное наследие, которое олицетворяет Фамо.
Сложное переплетение традиционных корней и современных вызовов Фамо вызывает постоянный интерес: может ли что-то, любимое многими, быть запятнано действиями немногих? По мере продолжения дискуссий о групповом насилии и искажении информации возрастает риск утраты того, что представляет собой Famo: культуры, единства и рассказывания историй.
Музыка Famo, известная своей богатой историей и выразительным характером, переживает критический момент. Поскольку она развивается в условиях, омраченных насилием и бандитскими разборками, будущее этой культурной иконы висит на волоске. Что остается очевидным, так это неизменная любовь к искусству Фамо в сочетании со стремлением его сторонников к миру и безопасности.
Присоединяйтесь к обсуждению! Что вы думаете о росте насилия в музыке Фамо? Как сообщество может возродить этот жанр? Дайте нам знать в нашем Telegram-канале!