Австралийский политик сделал скандальное заявление о белом населении

Австралийский политик сделал скандальное заявление о белом населении

Австралия вновь оказалась в центре внимания — на слушаниях в Сенате национальный комиссар по расовой дискриминации Гиридаран Сивараман подтвердил позицию, изложенную в документе Австралийской комиссии по правам человека (AHRC), что белые люди не могут испытывать расизм. Это заявление вызвало бурную реакцию в обществе, СМИ и среди политиков.

Кто такой Гиридаран Сивараман и что именно было сказано

Австралийский политик сделал скандальное заявление о белом населении

Гиридаран Сивараман — национальный комиссар Австралии по расовой дискриминации. Он получил эту должность после назначения в марте прошлого года министром юстиции Марком Дрейфусом (Mark Dreyfus).

Во время слушаний в Сенате Либеральная сенатор Клэр Чендлер (Claire Chandler) спросила его: согласен ли он с тем утверждением из документа AHRC, что «белые люди не могут испытывать расизм».

Ответ Сиварамана: документ следует воспринимать в комплексе. Он заявил, что расизм редко касается «чистой биологической конструкции» или только цвета кожи; но подчеркнул, что проблема тесно связана с тем, кто обладает властью, и что в Австралии власть оставалась преимущественно в руках белых людей.

Что говорит документ AHRC и в чём здесь ключевой аргумент

Документ-объяснитель (explainer) в рамках Национальной Антирасистской рамки (National Anti-Racism Framework), выпущенный в ноябре прошлого года, прямо утверждает: «Несмотря на то, что белые люди могут испытывать разные формы дискриминации или предвзятости на основе пола, инвалидности, возраста или класса; они не могут испытывать расизм».

Причина, по версии AHRC: для расизма нужна не просто предвзятость, но структурная власть — способность дискриминировать, угнетать или ограничивать права других. В условиях, где белое население исторически и институционально обладает большей властью, идеи «антибелого расизма» и «обратного расизма» рассматриваются как вредные заблуждения.

Данные, которые подтверждают наличие структурного расизма

В национальных консультациях AHRC, проведённых через FECCA (Federation of Ethnic Communities’ Councils of Australia), было опрошено 860 участников лично и еще более 400 онлайн-респондентов. Среди выводов — что расизм ощущается повседневно: в школах, в здравоохранении, на рабочем месте и при взаимодействии с властями.

Согласно исследованию Scanlon Foundation Research Institute, в 2021 году около 60 % населения Австралии считали, что расизм — это «очень большая» или «довольно большая» проблема, по сравнению с примерно 40 % в 2020 году.

В исследовании, опубликованном в Full article “Racism Data in Australia: A Review of Quantitative Studies and Directions for Future Research”, установлено, что 16 % австралийцев сообщили о личном опыте дискриминации по признаку цвета кожи, этнического происхождения или религии, а среди людей из семей, говорящих на неродном английском языке, этот показатель достигает 26-35 %.

Широкие последствия и связь с идеологией «woke»

Это заявление отражает одну из ключевых черт современной «woke-идеи»: акцент на не только индивидуальные акты дискриминации, но на системную, институциональную власть, на структуру, которая якобы закрепляет преимущества определённых групп.

Когда власть распределена неравномерно исторически и демографически, аргумент, что позиции влияния, медиа, политика и судебная система «всё ещё преимущественно под контролем белых», получает серьёзную подкрепу данными. AHRC, в своём документе, указывает, что «положения власти — в политике, СМИ и судопроизводстве — всё ещё заняты белыми людьми».

В истории Австралии была политика “White Australia Policy” (Политика Белой Австралии), действовавшая в первой половине XX века, направленная на ограничение иммиграции, преимущественно белых мигрантов европейского происхождения, и исключение других. Это — один из реальных исторических примеров, как государственная власть закрепляла расовые границы. Таким образом, титулы, элиты и институциональные структуры — нечто не абстрактное, а часть исторического контекста, который влияет на восприятие “кто имеет власть”, “кто имеет право формулировать нормы”.