Кино появилось в Центральной Азии вместе с большевиками. Пропагандистские документальные фильмы Дзиги Вертова, снятые в первые годы советской эпохи, распространялись по всему региону, чтобы показать радикальные изменения, происходящие в обществе, и подчеркнуть удивительное этническое и культурное разнообразие Центральной Азии.
С тех пор как пять стран региона (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан) получили независимость от Советского Союза в начале 1990-х годов, развитие кинематографа в каждой из пяти республик шло своим путем.
За последние два десятилетия киноиндустрия в Казахстане процветала, а некоторые киргизские фильмы хорошо шли в региональных кинотеатрах. Но в других странах политика препятствовала развитию кино, особенно в Туркменистане, где фильмы были практически запрещены в течение почти десяти лет.
Мы выбрали пять фильмов из постсоветской Центральной Азии, по одному из каждой страны.
«Киллер» (Казахстан, 1998)
Самая большая страна в Центральной Азии, Казахстан, что неудивительно, имеет самую плодовитую киноиндустрию, как среди государственных студий, так и среди независимых производителей. Фильм «Киллер», совместного производства Франции и Казахстана, стал одним из первых казахстанских фильмов, добившихся международного успеха, получив премию «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале 1998 года.
Фильм представляет собой потрясающий микрокосм хаотичных 1990-х годов. Главный герой — молодой человек по имени Марат, который живет в Алматы и работает водителем. В начале фильма он попадает в аварию на своем «Мерседесе» и оказывается в долгах. Затем заболевает его грудной ребенок, что вынуждает Марата обратиться за деньгами к подозрительным личностям из криминального мира.
В итоге он соглашается за деньги убить журналиста.
Фильм передает мрачную, безнадежную атмосферу первых лет после распада Советского Союза. Тоска людей по комфорту и стабильности прошлого заметна в некоторых диалогах. Безнадежность, поселившаяся в населении, пронизывает каждого героя фильма, а сюжет раскрывает некоторые реальные последствия беспрепятственной приватизации для простых людей.
«Курманжан Датка. Королева гор» (Киргизия, 2014)
Исторический эпос об одной из самых колоритных фигур в истории Киргизии.
Фильм рассказывает о жизни Курманжан Датка, одного из символов Кыргызского государства XIX века, которую многие считают одной из основательниц современной Киргизии. В начале фильма Курманджан демонстрирует свою сильную волю и независимость, когда в возрасте восемнадцати лет решительно отказывается от брака по расчету, не доводя его до конца. Затем она выходит замуж за амбициозного феодала, которого любит, но он погибает в политических интригах с конкурентами, передавая свою власть Курманжан.
Затем фильм пропускает несколько десятилетий до того момента, когда Российская империя вторглась на территорию современной Киргизии. Гордые горцы поначалу сопротивляются во главе с Курманжан. Однако, когда становится ясно, что у них нет шансов победить более могущественную державу, она приводит свой народ к компромиссу с захватчиками, позволяя сохранить свою культуру без кровопролития.
Снятый на бюджет в $1,5 млн (огромный по меркам региона), фильм остается самым кассовым в истории Киргизии. В фильме много великолепных кадров гор, а традиционные костюмы красочны и привлекательны.
Содержание фильма, рассказывающее историю умной, волевой и дальновидной личности в очень традиционном обществе, также несет в себе сильный посыл, а тот факт, что фильм основан на реальных событиях, придает ему еще большую силу.
«Две тысячи песен Фариды» (Узбекистан, 2020)
Еще один исторический фильм, «Две тысячи песен Фариды», исследует гендерные роли в Узбекистане в начале XX века. Несмотря на некоторое сходство с другим узбекским фильмом о том же периоде «Оратор» (1999), «Две тысячи песен Фариды» в меньшей степени фокусируется на изменениях, которые претерпевало узбекское общество в то время, и в большей степени на устоявшихся семейных традициях.
Действие фильма происходит в отдаленной узбекской деревне, где Комиль, относительно богатый землевладелец, берет четвертую жену Фариду, потому что первые три не смогли произвести на свет наследника. Появление Фариды нарушает сложившиеся отношения в семье Комиля. Эта семейная драма разворачивается на фоне гражданской войны в России между большевиками и сторонниками царизма, создавая впечатление, что старые традиции и семейные отношения находятся на грани необратимых изменений.
Режиссер Ёлкин Туйчиев показывает несбалансированные гендерные отношения между мужем и женой. Жены Комиля больше похожи на служанок, чем на возлюбленных — например, в сцене ужина жены не едят, пока муж не начнет. Несмотря на медленный темп, фильм предлагает увлекательный взгляд на другое время в «чужой» обстановке.
«Мушкулкишо» (Таджикистан, 2016)
Это история любви в стиле Ромео и Джульетты. Фильм «Мушкулкишо» примечателен тем, что диалоги в нем ведутся в основном на памирском, исчезающем восточноиранском языке, родном для гор Памира в Центральной Азии.
В фильме режиссера Умеда Мирзоширинова рассказывается история таджикской девушки, живущей в Москве, которая влюбляется в русского парня, к ужасу обеих семей. Поскольку более десяти процентов населения Таджикистана живет в России, эмиграция является мощным стимулом в обществе. Фильм показывает одиночество, изоляцию и трудности, с которыми сталкиваются эмигранты в России, как в плане возможностей трудоустройства, так и в плане ориентации в другой культуре, часто сталкиваясь с расовым насилием и дискриминацией.
Часть фильма была снята в горах Памира в Таджикистане и представляет собой интересный взгляд на умирающую культуру.
Фильм «Мушкулкишо», показанный на Международном фестивале исламского кино в Казани, считается одним из самых важных фильмов в зарождающейся киноиндустрии Таджикистана.
«Каракум» (Туркмения, 1994)
Туркмения, безусловно, имеет самое ограниченное производство фильмов в Центральной Азии. Это во многом объясняется тем, что кино, как и многие другие якобы «тривиальные» вещи, было практически запрещено на протяжении большей части правления Сапармурата «Туркменбаши» Ниязова.
Хотя после смерти Туркменбаши в 2006 году правила были смягчены, киноиндустрия страны по-прежнему находится под жестким контролем государства и выпускает мало фильмов.
Однако до того, как Туркменбаши стал откровенно авторитарным, туркменское кино пережило короткий расцвет в начале 1990-х годов. Одним из фильмов, выпущенных в этот период, является «Каракум», немецко-туркменская совместная работа немецкого режиссера Аренда Агте и туркмена Усмана Сапарова. В фильме рассказывается история немецкого подростка, который приезжает навестить своего отца, работающего в Туркмении, и оказывается потерянным в пустыне вместе с местным мальчиком.
Эти двое находят свой путь через пустыню, преодолевая значительные культурные различия между ними.
«Каракум» — один из немногих фильмов, снятых в Туркмении. Страна по-прежнему очень скрытная и труднодоступная, особенно для иностранцев, что делает просмотр фильма еще более интересным и позволяет взглянуть на жизнь в изолированной стране.