5 лучших фильмов из постсоветской Центральной Азии — GeograFishka.ru

5 лучших фильмов из постсоветской Центральной Азии

5 лучших фильмов из постсоветской Центральной Азии

Кино появилось в Центральной Азии вместе с большевиками. Пропагандистские документальные фильмы Дзиги Вертова, снятые в первые годы советской эпохи, распространялись по всему региону, чтобы показать радикальные изменения, происходящие в обществе, и подчеркнуть удивительное этническое и культурное разнообразие Центральной Азии.

С тех пор как пять стран региона (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан) получили независимость от Советского Союза в начале 1990-х годов, развитие кинематографа в каждой из пяти республик шло своим путем.

За последние два десятилетия киноиндустрия в Казахстане процветала, а некоторые киргизские фильмы хорошо шли в региональных кинотеатрах. Но в других странах политика препятствовала развитию кино, особенно в Туркменистане, где фильмы были практически запрещены в течение почти десяти лет.

Мы выбрали пять фильмов из постсоветской Центральной Азии, по одному из каждой страны.

«Киллер» (Казахстан, 1998)

Самая большая страна в Центральной Азии, Казахстан, что неудивительно, имеет самую плодовитую киноиндустрию, как среди государственных студий, так и среди независимых производителей. Фильм «Киллер», совместного производства Франции и Казахстана, стал одним из первых казахстанских фильмов, добившихся международного успеха, получив премию «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале 1998 года.

Фильм представляет собой потрясающий микрокосм хаотичных 1990-х годов. Главный герой — молодой человек по имени Марат, который живет в Алматы и работает водителем. В начале фильма он попадает в аварию на своем «Мерседесе» и оказывается в долгах. Затем заболевает его грудной ребенок, что вынуждает Марата обратиться за деньгами к подозрительным личностям из криминального мира.

В итоге он соглашается за деньги убить журналиста.

Не пропустите:  Зеленский обсудил с Бенедиктом Камбербэтчем ситуацию в Украине

Фильм передает мрачную, безнадежную атмосферу первых лет после распада Советского Союза. Тоска людей по комфорту и стабильности прошлого заметна в некоторых диалогах. Безнадежность, поселившаяся в населении, пронизывает каждого героя фильма, а сюжет раскрывает некоторые реальные последствия беспрепятственной приватизации для простых людей.

«Курманжан Датка. Королева гор» (Киргизия, 2014)

"Курманжан Датка. Королева гор" (Киргизия, 2014)

Исторический эпос об одной из самых колоритных фигур в истории Киргизии.

Фильм рассказывает о жизни Курманжан Датка, одного из символов Кыргызского государства XIX века, которую многие считают одной из основательниц современной Киргизии. В начале фильма Курманджан демонстрирует свою сильную волю и независимость, когда в возрасте восемнадцати лет решительно отказывается от брака по расчету, не доводя его до конца. Затем она выходит замуж за амбициозного феодала, которого любит, но он погибает в политических интригах с конкурентами, передавая свою власть Курманжан.

Затем фильм пропускает несколько десятилетий до того момента, когда Российская империя вторглась на территорию современной Киргизии. Гордые горцы поначалу сопротивляются во главе с Курманжан. Однако, когда становится ясно, что у них нет шансов победить более могущественную державу, она приводит свой народ к компромиссу с захватчиками, позволяя сохранить свою культуру без кровопролития.

Снятый на бюджет в $1,5 млн (огромный по меркам региона), фильм остается самым кассовым в истории Киргизии. В фильме много великолепных кадров гор, а традиционные костюмы красочны и привлекательны.

Содержание фильма, рассказывающее историю умной, волевой и дальновидной личности в очень традиционном обществе, также несет в себе сильный посыл, а тот факт, что фильм основан на реальных событиях, придает ему еще большую силу.

«Две тысячи песен Фариды» (Узбекистан, 2020)

"Две тысячи песен Фариды" (Узбекистан, 2020)

Еще один исторический фильм, «Две тысячи песен Фариды», исследует гендерные роли в Узбекистане в начале XX века. Несмотря на некоторое сходство с другим узбекским фильмом о том же периоде «Оратор» (1999), «Две тысячи песен Фариды» в меньшей степени фокусируется на изменениях, которые претерпевало узбекское общество в то время, и в большей степени на устоявшихся семейных традициях.

Не пропустите:  15 лучших фильмов о революциях

Действие фильма происходит в отдаленной узбекской деревне, где Комиль, относительно богатый землевладелец, берет четвертую жену Фариду, потому что первые три не смогли произвести на свет наследника. Появление Фариды нарушает сложившиеся отношения в семье Комиля. Эта семейная драма разворачивается на фоне гражданской войны в России между большевиками и сторонниками царизма, создавая впечатление, что старые традиции и семейные отношения находятся на грани необратимых изменений.

Режиссер Ёлкин Туйчиев показывает несбалансированные гендерные отношения между мужем и женой. Жены Комиля больше похожи на служанок, чем на возлюбленных — например, в сцене ужина жены не едят, пока муж не начнет. Несмотря на медленный темп, фильм предлагает увлекательный взгляд на другое время в «чужой» обстановке.

«Мушкулкишо» (Таджикистан, 2016)

Это история любви в стиле Ромео и Джульетты. Фильм «Мушкулкишо» примечателен тем, что диалоги в нем ведутся в основном на памирском, исчезающем восточноиранском языке, родном для гор Памира в Центральной Азии.

В фильме режиссера Умеда Мирзоширинова рассказывается история таджикской девушки, живущей в Москве, которая влюбляется в русского парня, к ужасу обеих семей. Поскольку более десяти процентов населения Таджикистана живет в России, эмиграция является мощным стимулом в обществе. Фильм показывает одиночество, изоляцию и трудности, с которыми сталкиваются эмигранты в России, как в плане возможностей трудоустройства, так и в плане ориентации в другой культуре, часто сталкиваясь с расовым насилием и дискриминацией.

Не пропустите:  Рейтинг лучших фильмов о Человеке-пауке всех времен

Часть фильма была снята в горах Памира в Таджикистане и представляет собой интересный взгляд на умирающую культуру.

Фильм «Мушкулкишо», показанный на Международном фестивале исламского кино в Казани, считается одним из самых важных фильмов в зарождающейся киноиндустрии Таджикистана.

«Каракум» (Туркмения, 1994)

Туркмения, безусловно, имеет самое ограниченное производство фильмов в Центральной Азии. Это во многом объясняется тем, что кино, как и многие другие якобы «тривиальные» вещи, было практически запрещено на протяжении большей части правления Сапармурата «Туркменбаши» Ниязова.

Хотя после смерти Туркменбаши в 2006 году правила были смягчены, киноиндустрия страны по-прежнему находится под жестким контролем государства и выпускает мало фильмов.

Однако до того, как Туркменбаши стал откровенно авторитарным, туркменское кино пережило короткий расцвет в начале 1990-х годов. Одним из фильмов, выпущенных в этот период, является «Каракум», немецко-туркменская совместная работа немецкого режиссера Аренда Агте и туркмена Усмана Сапарова. В фильме рассказывается история немецкого подростка, который приезжает навестить своего отца, работающего в Туркмении, и оказывается потерянным в пустыне вместе с местным мальчиком.

Эти двое находят свой путь через пустыню, преодолевая значительные культурные различия между ними.

«Каракум» — один из немногих фильмов, снятых в Туркмении. Страна по-прежнему очень скрытная и труднодоступная, особенно для иностранцев, что делает просмотр фильма еще более интересным и позволяет взглянуть на жизнь в изолированной стране.