XX век является самым важным периодом, когда речь идет об известных дизайнерах интерьера. Список героев, которые внесли свой вклад в то, чтобы сделать эту эпоху дизайна такой прекрасной, слишком велик, чтобы оценить их всех. Поэтому мы представляем лишь небольшую подборку архитекторов и дизайнеров, таких как Эйлин Грей, Ле Корбюзье и Вернер Пантон, которые писали историю дизайна в прошлом веке и продолжают оставлять свой след сегодня.
Алвар Аалто
Наша история начинается с финского архитектора и дизайнера Алвара Аалто (1898-1976), иконы мебельного дизайна и скандинавского минимализма прошлого века. Его проекты не только оказали влияние на его страну происхождения, Финляндию, но и являются синонимом скандинавского модернизма, скандинавской эстетики и архитектурной простоты.
Разработанный в 1931 году и являющийся одной из величайших мебельных классических работ Аалто, стул Paimio был вдохновлен стулом Базиля Марселя Брёйера. Стул с цельной спинкой из гнутого дерева был частью дизайна туберкулезного санатория Паймио (1929-33 гг.).
В 1933 году был разработан всемирно известный стул Stool 60, который, как и стул Paimio сегодня, производится компанией Artec. Несмотря — или благодаря — своей простоте и аскетизму, сегодня это бесспорная классика с бесчисленными вариациями.
Одно из величайших изобретений Аалто — L-образная ножка: L-образно согнутая березовая стойка с прямыми винтами, делающая ненужными сложные деревянные соединения. С помощью этой новой техники гнутого табурета Аалто создал шедевр, который изменил дизайн деревянной мебели.
Вместе со своей женой, Айно Марсио-Аалто, он также создавал интерьеры и мебель. Его новаторское использование природных материалов, органических форм, изогнутых линий и дизайна, ориентированного на человека, помогло сформировать ключевые характеристики современного скандинавского дизайна.
Но Аалто оставил свой след не только в создании мебели из финской березы или общественных зданий. Возможно, самым известным его предметом является волнообразная ваза Savoy, разработанная для Iittala и впервые представленная на Всемирной выставке в Париже в 1937 году, а финский бренд и сегодня выпускает новые цветовые вариации.
Эйлин Грей
Родившаяся в ирландско-шотландской аристократической семье, Эйлин Грей (1878-1976), несомненно, является одной из самых значительных дизайнеров прошлого века. После учебы — в 1898 году она стала одной из первых женщин, получивших образование в Академии Слейд в Лондоне благодаря своему благородному происхождению — она отправилась в Париж, где руководила галереей Жана Дезера, продавала мебель и проектировала интерьеры.
В 1931 году, после знакомства с румынским архитектором и архитектурным критиком Жаном Бадовичи, с которым у нее были как профессиональные, так и романтические отношения, Грей сосредоточилась на архитектуре. В 1924 году она вместе с ним работала над строительством дома Е 1027 в Рокебрюне, Франция. Проект также включал планировку современного дома, для которого она создала свои самые известные конструкции, такие как регулируемый стол и стул Bibendum.
Проект был вдохновлен экспериментами Брёйера с трубчатой сталью в Баухаузе в Дессау. Приставной столик, очевидно, созданный для удовлетворения желаний ее сестры, которая любила завтракать в постели, он является одним из самых копируемых дизайнов в истории и сейчас продается по лицензии компанией ClassiCon.
Стоит также отметить, что за время своей карьеры Грей значительно сменила курс. Сделав себе имя как ведущего дизайнера лакированной мебели в Париже в 1920-х годах, в возрасте 40 лет по инициативе Бадовичи она превратилась из известного и уважаемого дизайнера мебели в архитектора. И со своим бюро E 1027 она добилась поистине новаторского успеха в модернистской архитектуре.
Ле Корбюзье
Еще в детстве я восхищался стулом LC1 — он выглядел так круто! Не потому, что в то время я много знал о дизайне и Ле Корбюзье, а скорее потому, что нам с братом доставляло огромное удовольствие бесконечно гнуть спинку стула. И я должен сказать — не без некоторой гордости, — что этот стул не только шедевр с точки зрения эстетики и комфорта, но он сохранился до наших дней и по-прежнему прекрасно выглядит спустя почти тридцать лет после того, как мы над ним издевались в детстве — и спинка тоже продолжает гнуться.
Однако Шарль-Эдуард Ле Корбюзье (1887-1965) известен не только своими дальновидными проектами мебели. Первые годы его жизни были посвящены архитектуре, где его новаторские идеи иногда подвергались критике, но он также создал проекты, которые впоследствии определили архитектуру. Разработанная им в 1914 году железобетонная каркасная система House-Ino позволила создать тонкие планировки без несущих стен на отдельных этажах. Дом Weizenhausiedling в Штутгарте, Германия, который он спроектировал в 1920-х годах, вероятно, является самым известным архитектурным общественным жильем, поднявшим архитектурный стиль на новый уровень.
В 1928 году, ближе к концу десятилетия, он представил стул LC4, который, как и большинство других моделей стульев, производится сегодня компанией Cassina. Кстати, первые предметы серии LC были созданы в сотрудничестве с его кузеном Пьером Жаннере и Шарлоттой Перриан.
Другие очень кубические конструкции мебели, особенно клубные кресла и диваны, гармонично сочетаются друг с другом и еще раз демонстрируют серийное мышление, лежащее в основе дизайна Ле Корбюзье. В 1931 году он выпустил свою собственную цветовую клавиатуру Polychromie Architecturee с 43 оттенками. Двадцать восемь лет спустя, в 1959 году, он добавил еще 20 цветов.
По сей день она часто используется различными брендами для своих продуктов и дизайнерских концепций. Модулор — система пропорций, основанная на золотом сечении, заложила основу теории пропорций и дизайна, которая и сегодня входит в базовые знания каждого студента-архитектора.
Мис ван дер Роэ
Людвиг Мис ван дер Роэ (1886-1969) — выдающийся немецкий архитектор-авангардист и дизайнер-модернист, был не только третьим, но и последним директором Баухауса. Из всех великих архитекторов-модернистов он, пожалуй, не самый известный, но большинство людей знакомы с его самыми знаменитыми архитектурными работами — виллой Тугендхафт и павильоном Барселоны. Известно также, что он регулярно читал труды Ницше.
Многие не знают, что эта профессия пришла к нему после первого профессионального опыта в архитектуре и знакомства с Вальтером Гропиусом и Ле Корбюзье, а также участия в руководстве строительством немецкого посольства в Санкт-Петербурге. Оно было открыто после начала Первой мировой войны.
После войны он добавил фамилию Мис к фамилии своей матери Ван дер Роэ. В последние годы жизни он занимался авангардной архитектурой, был одним из редакторов журнала G и основал Ring — коллектив архитекторов-авангардистов.
В 1925 году он был назначен художественным руководителем Немецкого Веркбунда, а два года спустя отвечал за художественное планирование и исполнение Weissenhofsiedlung в Штутгарте по случаю выставки Веркбунда «Жилище», на которой архитекторы представили Новое здание.
С креслом «Барселона», разработанным для немецкого павильона на Всемирной выставке в Барселоне в 1929 году, Мис ван дер Роэ создал икону модернистской мебели, которая была, по крайней мере, столь же популярна, как и сегодня, для улучшения интерьера гостиных, залов ожидания и других помещений. Кресло было создано в сотрудничестве с его давним партнером, архитектором и дизайнером Лилли Райх, но их вклад был признан лишь много позже. Вдохновленные антикварными табуретами и неоклассической мебелью для сидения, изгибы и формы были переработаны в кожу и хром.
В 1938 году, незадолго до начала Второй мировой войны, он переехал в США, где жил с тех пор. Он изучал архитектуру в Иллинойском технологическом институте в Чикаго и достиг успеха как архитектор с конца 1940-х годов. Его последним зданием была Немецкая национальная галерея в Берлине.
Вернер Пантон
Пантон признан одним из самых влиятельных датских дизайнеров мебели и интерьера прошлого века, оставившим неизгладимый след в мире мебельного дизайна. Стул Пантона 1959 года — это икона, которая практически вышла за пределы мебельной индустрии и, безусловно, является одним из самых известных стульев.
Его двумя самыми важными учителями были Арне Якобсен и Поул Хеннингсен. На протяжении всей своей карьеры Вернер Пантон (1926-1998) создавал инновационные конструкции и футуристические дизайны из различных материалов, особенно из пластика, и изделия ярких, экзотических цветов.
Даже сегодня всегда есть «новое предложение». Например, в последние годы &tradition выпустила множество новых и старых моделей, которые органично вписываются в различные современные стили, возможно, именно потому, что они являются иконами стиля, но при этом могут быть изготовлены с использованием самых современных технологий производства. Серия Planter 1968 года теперь производится &tradition и привносит ощущение молодости, свежести и ностальгии в пространство, которое она занимает, благодаря своим насыщенным, интенсивным цветам и простой, но легендарной форме — две полукруглые сферы, обращенные друг к другу.
Ковры, выпускаемые под брендом Verpan, адаптированы на основе легендарных красочных узоров и рисунков, использованных Дрисом ван Нотеном в его коллекции весна-лето 2019. В 1991 году датский дизайнер выпустил свою книгу «Вернер Пантон: Заметки о цвете», коллекцию, опубликованную в 1991 году, датский дизайнер продолжил свое уникальное понимание цвета, функции и формы, как гласит следующая цитата: «Выбор цвета не должен быть случайным. Выбор цвета должен быть осознанным. Цвета имеют значение и функцию».